Главная Культура 16:29 22 Ноября 2022 3362
Не спеши, когда спешить нельзя

Масштабному фестивалю Мариинского театра в Москве не хватило малого – следовать вот этому совету из старинной мудрой песни

Сергей Бирюков
Кто еще столько делает для заполнения пустот нашей музыкально-театральной жизни? Фото автора

Гергиев – наше все… Сколько ни иронизировали на этот счет, но кому еще из мировых музыкальных лидеров под силу едва ли не раз в пару месяцев привозить в столицу крупные, масштаба минимум «Китежа», а то и «Кольца Нибелунга» работы? К концу же года разразиться целым фестивалем из 11 программ, исполненных с 10 по 18 ноября в зале «Зарядье». Да каких программ: оперы, включая такие глыбы, как «Хованщина» и «Пиковая дама», а параллельно – полный цикл симфоний Чайковского, и это далеко не вся афиша праздника. Понятно – наше гастрольное пространство нынче поредело, но ведь никто другой и отдаленно не прикладывает столько усилий к заполнению его лакун! Правда, закономерен вопрос пропорции между количеством и качеством предлагаемого: ответ на него не всегда лестен для гергиевского Мариинского театра. Но ведь не ошибается только тот, кто не работает.

Итак, что принесли девять дней Мариинского театра в Москве? Во-первых – афишу, состоящую исключительно из отечественных названий, и уже это сегодня выглядит программным жестом. Во-вторых – новое раскрытие смыслов, которые классические шедевры в подобной комплексной подаче излучают особенно интенсивно. В-третьих – тот мариинский звук, которым в лучшие из моментов гастролей «заговорили» с нами великие партитуры.

Начну с симфоний Чайковского, которые, при всей хрестоматийности имени композитора, далеко не в равной степени хрестоматийны на наших эстрадах, а на полный их цикл решаются лишь самые мощные коллективы. В самом деле, даже заядлый посетитель филармонических залов вряд ли сходу вспомнит, когда он в последний раз слышал, допустим, Вторую симфонию. Ну да, ее обычно считают менее зрелой – но это не значит, что она интересна менее последующих четырех, ведь ее написал тот же гениальный автор. Если уровень мастерства на протяжении жизни действительно меняется, то уровень свежести мыслей, темперамент их подачи – это природное. И та любовь, с которой Петр Ильич разрабатывал интонации, бывшие для него родными – русские, украинские (он по корням – полтавский казак), – сохранялась неизменной от первых опусов, включая эту симфонию, и до самых поздних, уже с высшей виртуозностью написанных партитур. Вы бы смогли спокойно, не подпрыгивая тихонько на стуле, выслушать задорный, ритмически взрывной финал Второй на тему украинской плясовой песни «Журавель» (вся симфония имеет подзаголовок «Малороссийская»)? Я – сколько ни пытался, не могу.

Или взять Третью симфонию, которую иногда поругивают: больше-де похожа на сюиту. Так у Чайковского и сюиты чаще всего по масштабам приближаются к симфонии, а уж в этой партитуре посеяно столько зерен, которые потом мощно прорастут в других произведениях! Поет гобой, а мы представляем себе Татьяну в момент первой влюбленности в Онегина; а вот этот «кукольный» марш – прямой привет «Щелкунчику» с его ночными сражениями игрушек; а это круговращение струнных мотивов – сущее веретено в неосторожных руках принцессы Авроры, «вот-вот уколется» – зло хихикают деревянные духовые, предвещая появление не то мстительной феи Карабос, не то самой Пиковой дамы, несущей безумие и смерть…

Но и сверхрепертуарные Первая, Четвертая – Шестая симфонии наполняются у Гергиева необычными месседжами. Особенно когда, углубляясь в материал, он замедляет его, словно рассматривая под микроскопом. Не всем такое по плечу, помню случаи, когда и маэстро, претендующие на культовый статус, пытаясь подобным способом «разъять музыку», на выходе выдавали, продолжая пушкинское сравнение, «труп». У него же вступления к Пятой, Шестой симфониям, став еще более сдержанными, лишь обретают новую силу зловещей тайны.

Или наоборот, темп подхлестывается до физически возможного предела, как в скерцо-марше из той же Шестой, превращая эту инфернальную реинкарнацию «Марша деревянных солдатиков» из «Шелкунчика» в едва ли самый безумный образец гофманиады в мировом искусстве.

Впрочем, даже Гергиеву небезопасно шутить с темпами. Он-то, привыкший ставить перед собой и своей командой раз в пять больше задач, чем «нормальные» артисты, вечно куда-то спешит, но это не всегда благотворно сказывается на музыке. Хорошо еще, если торопливость можно списать на игривый характер самого материала, как поступили они с Денисом Мацуевым во второй части Первого концерта Петра Ильича (первый вечер фестиваля), со свинговым кокетством расставляя акценты в этом вальсочке, «прилетевшем» к Чайковскому откуда-то с площадей ночного Парижа. Но когда от спешки теряют значительность самые важные кульминации вплоть до трагического финала Шестой симфонии – это огромная досада.

Что же до опер (о «Шехеразаде» Римского-Корсакова, сюите из «Конька-Горбунка» Щедрина и других симфонических вещах программы умолчу хотя бы потому, что Гергиев только в этом году уже играл их несколько раз), то здесь разброс в стилистике и в подходе дирижера к материалу громадный. Вот, например, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева. Как недавно писал «Труд» («Театр повторной оперы» 11.11.2022), музыка этого композитора – эксклюзивная тема для Мариинского театра, где идет почти все его оперное и балетное наследие. И можно только приветствовать недавнее возобновление «Апельсинов» – едва ли не самой востребованной в мире русской оперы ХХ века. Однако сделано это не то что провально – все-таки понятия Мариинка и провал в полном смысле этого слова несовместимы, – но такое ощущение, что «с холодным носом», как один из проходных пунктов гигантской рабочей программы коллектива. Нет, все вроде бы звучит – и хоровая полифония пролога, и пафосные изречения Короля (Андрей Серов), и ядовитые реплики принцессы Клариче с ее подпевалой Леандром (Зинаида Царенко и Эдем Умеров), и наивно-буффонный Труффальдино (Сергей Семишкаур), галантерейно-кисейная принцесса Нинетта (Виолетта Лукьяненко), улыбчивая хитрованка Смеральдина (Елена Горло), неотразимо-басовитая Кухарка (Дмитрий Григорьев)… Даже уныло причитающий Принц (Евгений Ахмедов) таким и должен быть – в первом действии. Вот только и во втором, уже фанатично влюбившись в апельсины и таящуюся в них принцессу, он остается почти тем же мямлей. Почему?! Да и знаменитый на весь мир мариинский оркестр в знаменитом на весь мир марше играет так, будто артисты куда-то сильно спешат, стараясь побыстрее разделаться с обязаловкой, которая давно не доставляет радости.

«Иоланту», показанную мариинцами буквально несколько месяцев назад, я пропустил, тем более что не являюсь поклонником Ирины Чуриловой, которую Гергиев раз за разом ставит на заглавную роль. И, похоже, сделал ошибку – во всяком случае в нынешней концертной версии «Пиковой дамы» именно Ирина в партии Лизы, ну и, конечно, легендарная Ольга Бородина, которой публика устроила отдельную и заслуженную овацию за партию Графини, оказались лучшими среди солистов. И по образной подаче, и элементарно в плане чистоты пения. Если еще можно было слушать не морщась Эдема Умерова, делая скидку на то, какую чудовищно неудобную партию (то глухой низ, то сумасшедшие верха) написал его Томскому Чайковский, то такой фальши, как у большинства других исполнителей, я давно не слышал. Даже у суперголосистого (чем-то напомнил Дмитрия Хворостовского) Ариунбаатара Ганбааатара, у которого партия Елецкого, выученная, наверное, еще на студенческой скамье, должна, что называется, отскакивать от зубов. Что до Михаила Векуа, то тут я просто не понимаю – как певец, прежде державший огромные по объему вагнеровские партии, мог настолько спасовать перед ролью Германа. При этом солист – по своей ли воле или так захотел дирижер? – хит «Что наша жизнь – игра» из последней картины пел на тон выше! И его верхнее «си», как понимаете, звучало еще ужаснее, чем звучало бы «ля»…

Возможно, таковы сегодня приоритеты худрука, но похоже, что главное внимание и репетиционные усилия он направил на «Хованщину» Мусоргского. Кстати, привезенную, как и прокофьевская опера, в полусценической версии, причем этот спектакль режиссера Юрия Александрова и художников Вячеслава Окунева и Татьяны Ногиновой (по эскизам Федора Федоровского) показался гораздо цельнее и убедительнее «Апельсинов» (режиссер Александр Петров, художник Вячеслав Окунев). Вот здесь – точное попадание и в образ, и в интонацию, чего, собственно, мы только и должны ждать от таких мировых звезд, как Михаил Петренко (роскошно-хамоватый Иван Ховаанский), Евгений Никитин (коварный тайный агент Шакловитый), Екатерина Семенчук (фанатичная, но и глубоко чувствующая раскольница Марфа), Сергей Скороходов (юный хлыщ Андрей Хованский), Лариса Гоголевская (истеричная Сусанна), Андрей Попов (хлопотливый Подьячий)… Конечно, мне и, наверное, другим москвичам трудно в полной мере оценить хореографию Федора Лопухова в знаменитых «Плясках персидок» – слишком велико обаяние памятных по сцене Большого театра танцев Касьяна Голейзовского и гениальной Майи Плисецкой в них. Но вот мариинский хор в самых разных своих ипостасях – бесшабашные московские мужики с Красной площади XVII века, бравые, а потом безысходно поникшие стрельцы, их то жалостно скулящие, то ликующие от нежданной начальственной милости жены, похожие на призраков раскольники в сцене самосожжения – неподражаем (главный хормейстер Константин Рылов). Что уж говорить об оркестре – вступительном «Рассвете на Москве реке» или, допустим, пронизывающем всю оперу колокольном звоне: тут мастерство Шостаковича, чьей оркестровой редакции традиционно отдают предпочтение на петербургских сценах, множится на спектральную безупречность красок мариинского коллектива.

Исполнение «Хованщины» стало кульминацией фестиваля

Кстати, прозвучал «Рассвет на Москве-реке» и в заключительный вечер фестиваля, но в совсем необычной версии для Брасс-ансамбля театра, включающего 11 медных духовых (плюс пять перкуссионистов). Понимаю, Гергиеву хотелось под занавес блеснуть и этой мариинской краской – но если выступивший в той же программе струнный Страдивари-ансамбль был полностью органичен в Арии Грига или Серенаде Чайковского, то фокусы вроде поручения воздушно-прозрачной виолончельной линии «Рассвета…» тубе произвели впечатление не более чем курьеза. Вот в Праздничной увертюре Шостаковича с ее обилием фанфар многие страницы оригинала почти не пришлось переоркестровывать, зато в «Половецких плясках» постоянно припоминалось – как же здорово это звучит у Бородина и зачем было экспериментировать.

Впрочем, закончилось все же не кунштюками, а полновесным звучанием мариинского оркестра в Пятой симфонии Прокофьева. Хотя опять же насколько полновесным – вынужден повторяться, но ведь и это исполнение не выпрыгнуло из нынешнего гергиевского «торопливого» тренда. В итоге первая часть лишилась того, что Прокофьев в ней, по-моему, хотел изобразить: величавости триумфальных салютов, сполохи и громы которых в 1944 году, когда сочинялась симфония, уже вовсю предвещали скорую Победу. Вторая из тревожного аллегро превратилась в лихорадочный галоп, и даже в ноктюрне третьей части наряду с сокровенной лирикой – словно кто-то мудрый с высоты птичьего полета оглядывает пылающую землю, желая ей скорейшего исцеления от страшного военного недуга – нет-нет да пускались музыканты вскачь. Разве что в финале это нервное веселье пришлось в самый раз – и отдадим должное мариинцам: они вновь доказали, что это коллектив абсолютных виртуозов, для которого нет технических преград.

Ну и вообще – хватит брюзжать: конечно, в целом фестиваль стал Событием. Стал им из-за таких уникальных моментов, как хватающая за сердце грусть первой части Второй симфонии Чайковского. Как Божий глас валторн во второй части Первой. Как явление публике неподражаемой Бородиной. Как множество других открытий, на которые щедра неиссякаемая пассионарность лидера мариинцев... Ему бы, лидеру, только вспоминать время от времени одну мудрую старинную песню, где тихий голос Анны Герман доверительно пел: «Не спеши, когда глаза в глаза,/ Не спеши, когда спешить нельзя…».

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 12928
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Как улетали журавли Татьяны Самойловой

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Даже одной Вероники было бы достаточно, чтобы навсегда внести ее имя в пантеон величайших актрис ХХ века. Кадр из фильма «Летят журавли», globallookpress.com

4 мая народной артистке России Татьяне Самойловой могло бы исполниться 90 лет. И десять лет назад — тоже 4 мая, в день своего 80-летия, она умерла в московской больнице. О звездной и драматичной...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Увидим ли мы новый фильм с участием популярного актера и телеведущего

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Имя телеведущего Ивана Урганта в эти майские дни не сходило с новостных лент. А началось все с того, что Виталий Бородин, глава некоего Федерального проекта по безопасности и борьбе с коррупцией, в своем...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 8077
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

В РАМТе – недетский спектакль о детях войны

Анна Чепурнова
Труд
Война только началась, и одежда физкультурников скоро потеряет белизну (Яна Палецкая, Андрей Лаптев, Владимир Зомерфельд). Фото Марии Моисеевой предоставлено пресс-службой РАМТа

В РАМТе — премьера: «Ленинградские сказки» режиссера Филиппа Гуревича по одноименной пенталогии нашей современницы Юлии Яковлевой. В недавней постановке «Леопольдштадт» худрука театра Алексея...

Популярный актер – о новом фильме «Адмирал Кузнецов» и военной теме в кино, старом и нынешнем

Дарья Ефремова
Труд
Герой Петренко -- живой человек, а не гранитная глыба (в кадре - с Дарьей Урсуляк в роли Веры). Изображения предоставлены ВГТРК

На медиаплатформе «Смотрим» — биографический военно-исторический фильм «Адмирал Кузнецов». Проект осуществлен при поддержке Института развития интернета. В основу сюжета легла реальная история самого...

Легенду французского кинематографа арестовали в Париже как насильника. Не стареют душой ветераны!

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Юристы считают - Депардье может грозить от пяти лет лишения свободы за домогательства. Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

Не стареют душой ветераны! Легенду французского кинематографа и обладателя российского паспорта Жерара Депардье на днях взяли под стражу в Париже как насильника. Его опять обвинили в сексуальном насилии. На этот...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 7841
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 7087
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6839
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?