Папа римский Франциск I намерен причислить Антонио Гауди к лику блаженных. Ватикану потребовалось десять лет на рассмотрение прошения и подробной биографии знаменитого архитектора, подготовленных соответствующей Ассоциацией клерикалов. Шедевром Гауди считается церковь Саграда Фамилиа в Барселоне.
Максим Кононенко, публицист
— Гауди был не просто великим зодчим. Он прежде всего духовный авторитет Каталонии, и его церковь — запечатленное в камне духовное послание. У нас Щусев строил Марфо-Мариинскую обитель, но повод ли это для причисления к лику святых? Скорее такой чести достойны строители церкви Покрова на Нерли или храма Василия Блаженного, но авторство этих зданий до сих пор под вопросом...
Рустам Рахматуллин, координатор ОД «Архнадзор»
— В связи с намерением церкви, пусть католической, канонизировать имя архитектора, на ум приходит имя Петра Барановского, спасавшего церковные памятники. Но это невозможно, он был человеком неверующим.
Николай Малинин, архитектурный критик
— Исторически наша церковь вплотную сливается с государством, поэтому сама постановка вопроса неактуальна. Испанский прецедент с Гауди мне видится другой пример: будь честен, оставайся собой и не стремись угодить властям предержащим — и тебе воздастся. Гауди жил в нищете и погиб под трамваем — редкий пример человека не от мира сего, одержимого мыслями о вечном.
Сергей Бархин, народный художник РФ, заслуженный деятель искусств Российской Федерации
— Многие гениальные сооружения России возведены итальянцами, так что с их канонизацией православной церковью точно возникнут проблемы. А из живописцев, кроме Рублева, можно бы канонизировать Врубеля, уж точно не Глазунова... Хотя кто я такой, чтобы об этом говорить?
Владимир Сарабьянов, искусствовед
— Вопросами канонизации занимается только церковь. В любом случае за чистое творчество никого не причислят к лику святых. Нужно соответствовать ряду требований: праведный образ жизни, нетленность мощей: Рублева причислили к лику святых не за иконы, а за монашество и подвижничество. Похожая ситуация и с митрополитом Макарием.
Андрей Кураев, протодиакон
— Святость никак не связана с профессией. Вопрос в том, чтобы было верующее сердце. Известно, что Аристотель Фиораванти построил Успенский собор в московском Кремле. Но он же помогал московским артиллеристам при взятии Твери.