Главная Культура Афиша 00:10 28 Июня 2024 6506
Дом для русского Пьеро

В Москве нет музея Александра Вертинского? Будет!

Дарья Ефремова
Фото: Государственный литературный музей

В Государственном музее истории российской литературы (ГМИРЛИ) на Зубовском бульваре стартовал проект «Александр Вертинский: Прообраз музея». Уже название говорит о заявке на нечто большее, чем просто выставка: в перспективе создание постоянной экспозиции. Многие удивятся — неужели у автора экзотичного «В бананово-лимонном Сингапуре» и пронзительного «То, что я должен сказать» до сих пор нет собственных мемориальных стен? Представьте, это так: Вертинский провел жизнь на чемоданах. С чемодана и шляпной коробки и начинается его обретение дома.

Эмигрировавший в ноябре 1920-го, Вертинский уже в 1923 году стал рваться на родину — обратился в советское консульство в Варшаве, в Берлине дошел до возглавлявшего там советскую миссию Луначарского, но получил отказ.

Житейской логики в этом стремлении вернуться не было вовсе: шансонье с успехом выступал в Париже, Вене, Берлине, Нью-Йорке, Шанхае. В числе поклонников творчества Вертинского были короли и миллионеры: Густав Шведский, Альфонсо Испанский, принц Уэльский, Вандербильты и Ротшильды. Его слушали и слышали Рахманинов, Шаляпин, Марлен Дитрих.

Фото: Государственный литературный музей

Открывавшая выставку на Зубовском дочь поэта Анастасия Вертинская обратила внимание зрителей на сундук и ту самую шляпную коробку, процитировав слова из письма Александра Николаевича: «25 лет мне снился один и тот же сон: я возвращаюсь домой и ложусь на сундук. Потому что лучше сундук дома, чем пуховая постель на чужбине».

— Артист с мировым именем, он был патриотичным человеком и вполне может служить примером беззаветной любви к России в сложных исторических обстоятельствах ХХ века, — говорит директор Музея Серебряного века Михаил Шапошников.

В том музее, имеющем также более конкретное посвящение Валерию Брюсову, некогда хозяину этого особняка на Первой Мещанской (ныне проспект Мира), и готовятся принять будущую экспозицию о Вертинском. Но, чтобы идея воплотилась в жизнь, требуется еще многое сделать — в частности, передать Музею Серебряного века флигель (бывшие гаражи и конюшни доходного дома Баева), сделать реставрацию.

— Во всей России пока нет музея Вертинского, — продолжает собеседник. — В его родном Киеве есть хотя бы памятник, Москва же до недавнего времени ограничивалась мемориальной доской по адресу: Тверская, 12, где шансонье жил в последние годы с семьей. Но квартира не могла стать музеем, потому что в ней жила вдова Лидия Владимировна. В декабре 2013 года после ее смерти Марианна и Анастасия, их с Александром Николаевичем дочери, передали архив отца в дар ГМИРЛИ, а сейчас поделились и личными вещами.

Выставка на Зубовском открывается известным портретом артиста в образе Пьеро. Снимок был сделан в Москве в 1918 году. За ним череда фотографий и афиш, концертный фрак, портсигар, портмоне, бутоньерка в виде белых гардений, ноты, граммофонные пластинки англо-американской фирмы Columbia.

Ноты и диски расположены прямо на стенах — вкупе с пространством, решенным художником Анной Колейчук в виде дороги, они создают чувство движения. Яркая метафора вечного кочевья:

Кабинет Александра Вертинского воспроизведен в точности таким, каким был в той самой его квартире на улице Горького (сейчас Тверская), 12: антикварный стол с вензелем Наполеона, кресло, лампа, бронзовые подсвечники, книжный шкаф. Как вспоминала Лидия Владимировна, мебель он искал по комиссионкам — обожал красивые вещи. В Ленинграде комиссионок было больше, чем в Москве, и артист выезжал туда специально.

Его возвращение в СССР окутано легендами. Одна из них гласит, что добро на то дал сам Сталин, в часы отдыха любивший слушать «ариетки», особенно песню «В синем и далеком океане». Усатому вождю приписывают фразу: «Дадим артисту Вертинскому спокойно дожить на Родине». А есть и такая байка: едва ступив на родную землю, Вертинский наклонился ее поцеловать — и у него тут же украли два чемодана. Вымысел или правда, неизвестно.

А вот факты: снимки с дочерями дома и на первомайской демонстрации. Строка в воспоминаниях: «Я — живу. И живу неплохо... Народ меня принимает тепло и пока не дает мне уйти со сцены». А еще шутливое письмо к дочерям: «Ко мне на концерты приходил кот Федул, он уехал с Курильских островов, потому что мышей там мало, а рыбы он не любит. Он поступил в оперу, где и будет петь. А жена его Феклушка сделалась балериной и танцует балет „Лебедячее озеро“. Летом всей семьей они приедут к нам в Анапу — купаться в песке, потому что воды они не любят».

Отдельный уголок посвящен роману 51-летнего Вертинского и 17-летней грузинской княжны Лидии Циргвавы. «Она у меня, как иконка — / Навсегда. Навсегда. / И похожа она — на орленка, / Выпавшего из гнезда».

Романтическая история любви с огромной разницей в возрасте — еще одна стержневая линия его судьбы, как и служба санитаром на фронтах Первой мировой, эмиграция, роман с Марлен Дитрих: История поздней женитьбы стала ударным аккордом в сериале Авдотьи Смирновой «Вертинский», где жизнь шансонье ветвится и петляет от женщины к женщине, от гэбиста к особисту, из кафешантана в богемную мастерскую друзей:

Что поделать, российский артистический миф таков, что в нем должно быть место донжуанству, шалопайству, политическим гонениям и вознесению. Но что нужно знать про Вертинского в действительности, так это то, что он большой и самобытный поэт, оставивший не только стихи, но и положивший начало такому явлению, как авторская песня. Побывавший на последнем концерте Вертинского критик Лев Аннинский вспоминал: «Он пел чужое вперемежку со своим, не уточняя, где чье. Пел Блока, Волошина, Северянина, Есенина, Цветаеву, Ахматову, Тэффи, Гумилева, Симонова. Иногда переиначивал их тексты „под себя“ — это считалось в порядке вещей. На заре „гласности“, когда стало „можно“, какие-то новаторы выпустили „Избранное“ Вертинского, где в качестве его песен тиснули „Китайскую акварель“, „Сероглазого короля“, „Среди миров мерцающих светил“; даже „До свиданья, друг мой, до свиданья“ — беспардонно перелопаченное в „Письмо к даме“, — я не помню, чтобы по этому поводу знатоки-стиховеды выразили протест».

Потому что, продолжает критик, «было привычно, что все, исполняемое Вертинским, — „его“: его легенда, его мир, его Я, а сочиняет ли он сам слова или ноты или берет их, где хочет, — не очень важно ни слушателям, ни ему самому».

По сути, это и было началом «того метода перекрестного авторского опыления, который уже в наше время позволял Визбору петь тексты Городницкого, а Анчарову — тексты Грина вместе со своими, не уточняя авторства. Не уточнял и Вертинский: текст — ценность не самодовлеющая, это лишь составная часть даже не песни, а «представления». Это потом Вертинского «расчленили» на «поэта, композитора и исполнителя»; сам он называл себя однозначно: «артист».

Афиша 00:15 / 14 Ноября 2025 5253
Громче, чем бомба

На экраны выходит фильм «Сентиментальная ценность», завоевавший Гран-при Каннского кинофестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Снял картину Йоаким Триер — дальний родственник великого и ужасного Ларса фон Триера. Пока Ларс борется с болезнью Паркинсона, Йоаким, автор обласканных фестивалями фильмов «Реприза», «Осло, 31 августа»,...

Как Федор Достоевский полтора века назад рассказал о нашем нынешнем обществе

Ирина Смирнова
Труд

В Петербурге открылась замечательная выставка, посвященная роману Федора Достоевского «Подросток». «Треснули законы общества под революцией реформ. Замутилось море. Исчезли и стерлись определения и границы добра...

На экраны выходит фильм «Умри, моя любовь» из программы Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сняла его британка Линн Рэмси, опытный фестивальный боец. Она дважды побеждала в Каннах с коротким метром. На Лазурном берегу показывали ее полнометражные ленты «Крысолов», «Морверн Каллар», «Что-то...

В прокат выходит русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке

Евгения Заболотских
Труд
Фото со съемок к/ф «Тропа гнева», kinopoisk.ru

В прокат выходит фильм «Тропа гнева». В главных ролях — Максим Дрозд, Анфиса Черных, Артем Ткаченко и Екатерина Стеблина. Русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке, который готов на все,...

Афиша 00:05 / 05 Декабря 2025 3899
Любовь и честь Карла Росси

Петербург празднует 250-летний юбилей зодчего, придавшего неповторимый облик городу на Неве

Ирина Смирнова
Труд
Фото: © Страница Музея истории Санкт-Петербурга в VK. Фото: https://vk.com/spb_museum

В Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка, посвященная творчеству Карла Росси (1775-1849) — непревзойденного мастера русского ампира, создателя уникальных по великолепию архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга,...

Афиша 00:01 / 21 Ноября 2025 3219
Размороженный

Новый фильм Егора Михалкова-Кончаловского «Авиатор» снят по роману Евгения Водолазкина

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сначала прилетел орлан-белохвост, а может, другая гордая птица — нарисовано-то компьютером. Орлан плавно кружил над тайгой, пока в кадре его не сменил Соловецкий архипелаг (тут уж не ошибешься —...

Как в Музее русского импрессионизма вспомнили Гиляровского

Елена Широян, искусствовед
Труд
Музей русского импрессионизма

Редкий случай: музейный артпроект посвящен журналисту! Пусть и в честь 170-летия легендарного репортера и бытописателя Москвы. Столица в фокусе внимания на равных с юбиляром, и залы полны ее ландшафтов,...

В основе постановки МТЮЗа «Дядя» - знаменитый чеховский «Дядя Ваня»

Анна Чепурнова
Труд
Фото Елены Лапиной предоставлено МТЮЗом

Зачем тревожить вечную классику, пытаясь перенести героев и действие из времени, где они родились и жили, в наш суетный век? Ответ на этот вопрос можно найти на сцене Московского театра юного зрителя, где состоялась...

Афиша 15:30 / 20 Декабря 2025 2574
Мятеж или восстание?

В России уже два века об этом спорят - и ответы зависят от того, какая эпоха на дворе

Ирина Смирнова
Труд

«Перед нами история последнего гвардейского переворота и первого штурма Зимнего» — такими словами директор Эрмитажа Михаил Пиотровский открыл выставку «14 декабря 1825 года», посвященную 200-летию...

Разговор с Билли Новиком о музыке и других радостях жизни

Татьяна Болотовская
Труд
Фото из открытых источников

25 лет назад в Питере родилась группа Billy’s Band, очень скоро покорившая сердца тех, кто любит импровизацию в музыке и в жизни. Основателю коллектива, автору песен и вокалисту Билли Новику недавно исполнилось...

На наши экраны выходит фильм «Звук падения» - лауреат Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Картина, представляющая немецкое кино, завоевала Приз жюри. Он не самый значимый в каннской иерархии, но достаточно весомый для того, чтобы привлечь к картине внимание мировой киноэлиты. Германия уже выдвинула «Звук...

Афиша 00:04 / 28 Ноября 2025 2484
Русский собрат Леонардо

Московский Центр «Зотов» показывает крупнейшую выставку Владимира Татлина. И это - событие!

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото Евгения Баранова Центр «Зотов»

В декабре исполнится 140 лет со дня рождения Владимира Татлина — художника, конструктора, изобретателя. Автор всемирно знаменитой Башни III Интернационала считается одним из столпов русского авангарда, однако широкому...

Афиша 00:01 / 12 Декабря 2025 2275
Себя как в зеркале я вижу...

Русский музей и Эрмитаж представили в своих залах исторические портреты

Людмила БЕЗРУКОВА
Труд
Боровиковский В.Л. Портрет Е.А. Нарышкиной. начало 1790-х гг Фото: © Русский музей

Два равно уважаемых петербургских музея — Русский и Эрмитаж — представили в своих залах исторические портреты. Работы великих мастеров прошлого и настоящего из собственных коллекций здесь соседствуют...

Афиша 00:04 / 12 Декабря 2025 2162
Взгляни в лицо обреченных

Эти музейные экспозиции возвращают нас к людям и событиям, происходившим на Сенатской площади

Елена Широян, искусствовед
Труд

Двухсотлетие с момента восстания декабристов, которое считается одним из ключевых событий русской истории, в наших музеях получило довольно аскетичный отклик. В Москве это прежде всего выставка в Государственном музее...

Афиша 00:03 / 12 Декабря 2025 1960
А завтра была война

Вахтанговцы оживили последние предвоенные годы

Любовь Лебедина
Труд
Егор Разливанов, Анна Ляхова. Фото предоставлено пресс-службой Театра им. Евг.Вахтангова

В Театре имени Вахтангова впервые поставлен спектакль под названием «Первая любовь последнего года» по роману Юрия Слепухина «Перекресток». На сцене оживает 1941 год, и вчерашние школьники уже...

Афиша 00:01 / 05 Декабря 2025 1708
Полпланеты прошагал

В Пушкинском музее столицы собрали большую выставку Марка Шагала из российских коллекций

Елена Широян, искусствовед
Труд
Марк Шагал, Над городом, 1914–1918. Фото: globallookpress.com

Масштабы выставки «Марк Шагал. Радость земного притяжения», открывшейся к 40-летию кончины художника, превзошли все прежние показы этого мастера в стенах ГМИИ. Первый раз такое мощное шоу здесь случилось в 1987-м,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?