Главная Культура Афиша 18:01 28 Июля 2018 1801
Лео умеет убивать и подавать шампанское

Фестиваль «Вдохновение» на ВДНХ открылся действом-расследованием

Сергей Бирюков
Спектакль «Комнаты ситуаций» группы Rimini Protokloll проходит в условиях, максимально приближенных к боевым. Фото: сайт группы Rimini Protokoll

Мы привыкли к тому, что на ВДНХ проходят фестивали веселые, развлекательные, феерические. Достанет феерий и на фестивале «Вдохновение» — он лишь на днях открылся здесь, а продлится больше двух недель. Вот только старт этот — совсем не развлекательный и не веселый: вплоть до 29 июля будет идти спектакль знаменитой немецко-швейцарской группы Rimini Protokoll «Комнаты ситуаций» (Situation Rooms) — о полярных столкновениях равнодушия и гуманизма, жестокости и сочувствия, хрупкой жизни и убивающего железа.

Rimini Protokoll, уже неоднократно привозивший свои работы в Россию — это всегда не просто представление, а социальное исследование, даже расследование. И это всегда документальная история. И это всегда (ну, почти всегда) виртуозный мультимедийный эксперимент, в который активно вовлекается сам зритель. По крайней мере таковы показанные у нас в прошлые годы «Комнаты без людей» (воссозданные жилища с сохраненными голосами тех, кто недавно ушел из жизни) или бродилки «Удаленный город», вживленные в уличную ткань Москвы, Петербурга, Перми...

"Комнаты ситуаций«— тоже бродилка, притом особенно виртуозная. Но прежде чем описать ее технику, расскажу о содержании. Это истории 20 реальных людей, так или иначе имеющих дело с оружием и последствиями его применения. Позиции (в том числе моральные) — самые разные. Здесь и жертвы насилия — например, ждущий натурализации в Германии беженец из Южного Судана или искалеченный полицейской пулей участник митинга в Сирии. Здесь и те, кто борется со злом — это волонтер движения «Врачи без границ» в Сьерра-Леоне, пришивающий людям руки, которые им в месиве гражданской войны обрубили обкуренные дети-солдаты. Это и немецкая журналистка, вскрывающая незаконную поддержку Дойче Банком испанской компании, производящей запрещенные кассетные бомбы.

А рядом — те, кто это оружие производит, продает, пускает в ход. Кто-то из них по-своему честен, как пакистанский офицер, противостоящий индийским террористам и объясняющий, что ему некогда думать о врагах как о людях, иначе он не сможет выполнять свою работу: нажал на кнопку — и «чик», дрон превратил укрытие партизан в гору трупов. Кто-то демонстративно циничен, как латиноамериканский наркоторговец, для которого не проблема снести башку подведшим его компаньонам. Но, пожалуй, еще циничнее начальник протокола немецкой армии, рекламирующий потенциальному чилийскому покупателю танк «Леопард-2», изумительная пушка которого умеет и стрелять, и подавать шампанское. Все-таки в конце рассказа наркодилера звучат слова о родившемся у него сыне и появившемся новом смысле жизни, побудившем уйти из прежнего бизнеса. А в глянцевой речи чиновника, уверенного в совершенстве и «большой практической пользе» своего оружия, нет ни проблеска человечности.

А теперь — как это сделано. Каждому из 20 зрителей раздается по планшету и наушникам, и, руководимый этим видимым и слышимым гидом, он идет по лабиринту комнат, воссоздающих операционную в Сьерра-Леоне, пункт оператора дронов в Пакистане, приемную директора Дойче Банка... Что на экране, то и в «реале», даже фигуры действующих лиц — допустим, партнера по переговорам или убийцы за углом — появляются перед тобой вживую: так дотошно, до секунды, рассчитано авторами движение зрителей, они же участники. Эффект вовлечения временами сногсшибательный. Правда, его снижает необходимость внимательнейшим образом следить за маршрутом: отвлечешься на мгновение — и ты потерялся в лабиринте, а тогда все дальнейшее теряет смысл, и это напряжение заметно мешает воспринимать сами истории.

Но завершу не этой критикой, а неожиданным (впрочем, может быть, и такая реакция запрограммирована авторами спектакля?) выходом ассоциаций в жизнь. Среди героев — русская женщина Ирина, работающая на одном из заводов Перми. Здесь, говорит она, делают снаряды, женщины вдыхают ацетон и порох, а однажды взрыв погубил десятки людей... Заинтересовываюсь, нахожу сайт «нехорошего» завода, читаю его историю. Создан подвижническим трудом инженеров и строителей в 1934 году, выдвинул ряд революционных разработок, в войну поставил сотни тысяч снарядов...

В жизни добро и зло тесно переплетены. Совсем как театр и жизнь — особенно если это театр Rimini Protokoll. Чтобы не запутаться ни в том ни в другом, ни на секунду не теряй бдительности. Тогда, может быть, сохранишь себя — тело и душу.

Афиша 00:15 / 14 Ноября 2025 4820
Громче, чем бомба

На экраны выходит фильм «Сентиментальная ценность», завоевавший Гран-при Каннского кинофестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Снял картину Йоаким Триер — дальний родственник великого и ужасного Ларса фон Триера. Пока Ларс борется с болезнью Паркинсона, Йоаким, автор обласканных фестивалями фильмов «Реприза», «Осло, 31 августа»,...

Как Федор Достоевский полтора века назад рассказал о нашем нынешнем обществе

Ирина Смирнова
Труд

В Петербурге открылась замечательная выставка, посвященная роману Федора Достоевского «Подросток». «Треснули законы общества под революцией реформ. Замутилось море. Исчезли и стерлись определения и границы добра...

На экраны выходит фильм «Умри, моя любовь» из программы Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сняла его британка Линн Рэмси, опытный фестивальный боец. Она дважды побеждала в Каннах с коротким метром. На Лазурном берегу показывали ее полнометражные ленты «Крысолов», «Морверн Каллар», «Что-то...

Афиша 00:05 / 05 Декабря 2025 3402
Любовь и честь Карла Росси

Петербург празднует 250-летний юбилей зодчего, придавшего неповторимый облик городу на Неве

Ирина Смирнова
Труд
Фото: © Страница Музея истории Санкт-Петербурга в VK. Фото: https://vk.com/spb_museum

В Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка, посвященная творчеству Карла Росси (1775-1849) — непревзойденного мастера русского ампира, создателя уникальных по великолепию архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга,...

Афиша 00:01 / 21 Ноября 2025 2912
Размороженный

Новый фильм Егора Михалкова-Кончаловского «Авиатор» снят по роману Евгения Водолазкина

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сначала прилетел орлан-белохвост, а может, другая гордая птица — нарисовано-то компьютером. Орлан плавно кружил над тайгой, пока в кадре его не сменил Соловецкий архипелаг (тут уж не ошибешься —...

Как в Музее русского импрессионизма вспомнили Гиляровского

Елена Широян, искусствовед
Труд
Музей русского импрессионизма

Редкий случай: музейный артпроект посвящен журналисту! Пусть и в честь 170-летия легендарного репортера и бытописателя Москвы. Столица в фокусе внимания на равных с юбиляром, и залы полны ее ландшафтов,...

Афиша 00:04 / 28 Ноября 2025 2298
Русский собрат Леонардо

Московский Центр «Зотов» показывает крупнейшую выставку Владимира Татлина. И это - событие!

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото Евгения Баранова Центр «Зотов»

В декабре исполнится 140 лет со дня рождения Владимира Татлина — художника, конструктора, изобретателя. Автор всемирно знаменитой Башни III Интернационала считается одним из столпов русского авангарда, однако широкому...

На наши экраны выходит фильм «Звук падения» - лауреат Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Картина, представляющая немецкое кино, завоевала Приз жюри. Он не самый значимый в каннской иерархии, но достаточно весомый для того, чтобы привлечь к картине внимание мировой киноэлиты. Германия уже выдвинула «Звук...

В прокат выходит русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке

Евгения Заболотских
Труд
Фото со съемок к/ф «Тропа гнева», kinopoisk.ru

В прокат выходит фильм «Тропа гнева». В главных ролях — Максим Дрозд, Анфиса Черных, Артем Ткаченко и Екатерина Стеблина. Русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке, который готов на все,...

Афиша 00:01 / 05 Декабря 2025 1490
Полпланеты прошагал

В Пушкинском музее столицы собрали большую выставку Марка Шагала из российских коллекций

Елена Широян, искусствовед
Труд
Марк Шагал, Над городом, 1914–1918. Фото: globallookpress.com

Масштабы выставки «Марк Шагал. Радость земного притяжения», открывшейся к 40-летию кончины художника, превзошли все прежние показы этого мастера в стенах ГМИИ. Первый раз такое мощное шоу здесь случилось в 1987-м,...

Разговор с Билли Новиком о музыке и других радостях жизни

Татьяна Болотовская
Труд
Фото из открытых источников

25 лет назад в Питере родилась группа Billy’s Band, очень скоро покорившая сердца тех, кто любит импровизацию в музыке и в жизни. Основателю коллектива, автору песен и вокалисту Билли Новику недавно исполнилось...

В основе постановки МТЮЗа «Дядя» - знаменитый чеховский «Дядя Ваня»

Анна Чепурнова
Труд
Фото Елены Лапиной предоставлено МТЮЗом

Зачем тревожить вечную классику, пытаясь перенести героев и действие из времени, где они родились и жили, в наш суетный век? Ответ на этот вопрос можно найти на сцене Московского театра юного зрителя, где состоялась...

Афиша 00:01 / 12 Декабря 2025 1351
Себя как в зеркале я вижу...

Русский музей и Эрмитаж представили в своих залах исторические портреты

Людмила БЕЗРУКОВА
Труд
Боровиковский В.Л. Портрет Е.А. Нарышкиной. начало 1790-х гг Фото: © Русский музей

Два равно уважаемых петербургских музея — Русский и Эрмитаж — представили в своих залах исторические портреты. Работы великих мастеров прошлого и настоящего из собственных коллекций здесь соседствуют...

Афиша 00:04 / 12 Декабря 2025 1194
Взгляни в лицо обреченных

Эти музейные экспозиции возвращают нас к людям и событиям, происходившим на Сенатской площади

Елена Широян, искусствовед
Труд

Двухсотлетие с момента восстания декабристов, которое считается одним из ключевых событий русской истории, в наших музеях получило довольно аскетичный отклик. В Москве это прежде всего выставка в Государственном музее...

Афиша 00:03 / 12 Декабря 2025 1034
А завтра была война

Вахтанговцы оживили последние предвоенные годы

Любовь Лебедина
Труд
Егор Разливанов, Анна Ляхова. Фото предоставлено пресс-службой Театра им. Евг.Вахтангова

В Театре имени Вахтангова впервые поставлен спектакль под названием «Первая любовь последнего года» по роману Юрия Слепухина «Перекресток». На сцене оживает 1941 год, и вчерашние школьники уже...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?