Главная Культура Афиша 18:01 28 Июля 2018 1588
Лео умеет убивать и подавать шампанское

Фестиваль «Вдохновение» на ВДНХ открылся действом-расследованием

Сергей Бирюков
Спектакль «Комнаты ситуаций» группы Rimini Protokloll проходит в условиях, максимально приближенных к боевым. Фото: сайт группы Rimini Protokoll

Мы привыкли к тому, что на ВДНХ проходят фестивали веселые, развлекательные, феерические. Достанет феерий и на фестивале «Вдохновение» — он лишь на днях открылся здесь, а продлится больше двух недель. Вот только старт этот — совсем не развлекательный и не веселый: вплоть до 29 июля будет идти спектакль знаменитой немецко-швейцарской группы Rimini Protokoll «Комнаты ситуаций» (Situation Rooms) — о полярных столкновениях равнодушия и гуманизма, жестокости и сочувствия, хрупкой жизни и убивающего железа.

Rimini Protokoll, уже неоднократно привозивший свои работы в Россию — это всегда не просто представление, а социальное исследование, даже расследование. И это всегда документальная история. И это всегда (ну, почти всегда) виртуозный мультимедийный эксперимент, в который активно вовлекается сам зритель. По крайней мере таковы показанные у нас в прошлые годы «Комнаты без людей» (воссозданные жилища с сохраненными голосами тех, кто недавно ушел из жизни) или бродилки «Удаленный город», вживленные в уличную ткань Москвы, Петербурга, Перми...

"Комнаты ситуаций«— тоже бродилка, притом особенно виртуозная. Но прежде чем описать ее технику, расскажу о содержании. Это истории 20 реальных людей, так или иначе имеющих дело с оружием и последствиями его применения. Позиции (в том числе моральные) — самые разные. Здесь и жертвы насилия — например, ждущий натурализации в Германии беженец из Южного Судана или искалеченный полицейской пулей участник митинга в Сирии. Здесь и те, кто борется со злом — это волонтер движения «Врачи без границ» в Сьерра-Леоне, пришивающий людям руки, которые им в месиве гражданской войны обрубили обкуренные дети-солдаты. Это и немецкая журналистка, вскрывающая незаконную поддержку Дойче Банком испанской компании, производящей запрещенные кассетные бомбы.

А рядом — те, кто это оружие производит, продает, пускает в ход. Кто-то из них по-своему честен, как пакистанский офицер, противостоящий индийским террористам и объясняющий, что ему некогда думать о врагах как о людях, иначе он не сможет выполнять свою работу: нажал на кнопку — и «чик», дрон превратил укрытие партизан в гору трупов. Кто-то демонстративно циничен, как латиноамериканский наркоторговец, для которого не проблема снести башку подведшим его компаньонам. Но, пожалуй, еще циничнее начальник протокола немецкой армии, рекламирующий потенциальному чилийскому покупателю танк «Леопард-2», изумительная пушка которого умеет и стрелять, и подавать шампанское. Все-таки в конце рассказа наркодилера звучат слова о родившемся у него сыне и появившемся новом смысле жизни, побудившем уйти из прежнего бизнеса. А в глянцевой речи чиновника, уверенного в совершенстве и «большой практической пользе» своего оружия, нет ни проблеска человечности.

А теперь — как это сделано. Каждому из 20 зрителей раздается по планшету и наушникам, и, руководимый этим видимым и слышимым гидом, он идет по лабиринту комнат, воссоздающих операционную в Сьерра-Леоне, пункт оператора дронов в Пакистане, приемную директора Дойче Банка... Что на экране, то и в «реале», даже фигуры действующих лиц — допустим, партнера по переговорам или убийцы за углом — появляются перед тобой вживую: так дотошно, до секунды, рассчитано авторами движение зрителей, они же участники. Эффект вовлечения временами сногсшибательный. Правда, его снижает необходимость внимательнейшим образом следить за маршрутом: отвлечешься на мгновение — и ты потерялся в лабиринте, а тогда все дальнейшее теряет смысл, и это напряжение заметно мешает воспринимать сами истории.

Но завершу не этой критикой, а неожиданным (впрочем, может быть, и такая реакция запрограммирована авторами спектакля?) выходом ассоциаций в жизнь. Среди героев — русская женщина Ирина, работающая на одном из заводов Перми. Здесь, говорит она, делают снаряды, женщины вдыхают ацетон и порох, а однажды взрыв погубил десятки людей... Заинтересовываюсь, нахожу сайт «нехорошего» завода, читаю его историю. Создан подвижническим трудом инженеров и строителей в 1934 году, выдвинул ряд революционных разработок, в войну поставил сотни тысяч снарядов...

В жизни добро и зло тесно переплетены. Совсем как театр и жизнь — особенно если это театр Rimini Protokoll. Чтобы не запутаться ни в том ни в другом, ни на секунду не теряй бдительности. Тогда, может быть, сохранишь себя — тело и душу.

Афиша 00:09 / 22 Марта 2024 6840
Сеанс в стиле ню

В прокат выходит фильм о французском живописце и его музе

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны выходит фильм «Обнаженная муза Пьера Боннара». Это не первая работа известного французского режиссера Мартена Прово о живописцах и их творчестве. В 2008-м его картина «Серафина из Санлиса»...

В День дурака зрителям предлагают насладиться «Ожогами любви»

Труд
Постер к фильму. Фото: kinopoisk.ru

В понедельник, 1 апреля, на который приходится День смеха (или дурака, кому как больше нравится), телеканал 2×2 покажет фильм «Ожоги любви», который, по уверению авторов, является откровенной пародией на все...

В Санкт-Петербурге завершилась масштабная реставрация поврежденных взрывом шедевров музея в Таганроге

Людмила БЕЗРУКОВА
Труд
Фото предоставлено Русским музеем

Кропотливые труды по восстановлению произведений из Таганрогского художественного музея, пострадавших после ракетного удара ВСУ в июле прошлого года, завершились в Русском музее. Продолжалась реставрация чуть более полугода....

Музеи Московского Кремля почтили память своих дарителей

Елена Широян, искусствовед
Труд
Чарка. Москва, XVII в. Из собрания П.Ф. Карабанова. Музеи Московского Кремля. Фото: karabanov.kreml.ru

Как ни удивительно, но имя героя нынешнего проекта, о котором наслышаны знатоки русской старины и музейщики, нашей широкой публике практически неизвестно. Выставка в Московском Кремле «Любители родной истории....

Эта выставка рассказывает не только о последней осени поэта

Дарья Ефремова
Труд
Фото из открытых источников

В Москве, в бывшей усадьбе Хрущевых — Селезневых на Пречистенке открылась выставка «Пушкин. 225». Красивая юбилейная цифра в заглавии — на самом деле не самая впечатляющая...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?