Главная Культура 00:22 28 Октября 2010 3412
Тимур Бекмамбетов: «Там я всего лишь нанятый режиссер, здесь — самостоятельный продюсер»
В интервью «Труду-7» Бекмамбетов рассказал, почему ему больше нравится работать в России, чем в США
Таша Невская

Съемки нового триллера Тимура Бекмамбетова «Фантом», рассказывающего о разрушении Москвы инопланетянами, завершились на Красной площади. Это первый американский 3D-фильм, целиком снимавшийся в России. В интервью «Труду-7» Бекмамбетов рассказал, почему, несмотря на свою востребованность в США, ему больше нравится работать в России.

«Никогда не делил кино на русское, американское, казахское или какое-то еще»

— Вы освоили Голливуд и сегодня входите в первую десятку успешных режиссеров мира. Признайтесь честно: вы думали об этом, когда делали первые шаги в кино?

— Я никогда не думал об этом. Ведь кино — это не спортивные соревнования, где можно занять какое-то место. Хочется, чтобы больше людей приходило на твои фильмы, чтобы был интерес зрителей. Мне важно делать то, что вызывает эмоции и волнует людей.

— Тимур, как изменилась ваша жизнь после того, как вы пустили корни в Голливуде?

— Конечно, успех меняет многое. Но дело не в самооценке, а прежде всего в возможностях, которые открываются. Оказалось возможным снимать картины для Universal. Поработать со знаменитой студией Fox — новый проект «Авраам Линкольн. Охотник на вампиров» будет сниматься именно на этой студии. C Summit Entertainment мы работали над проектом «Фантом», о нашествии инопланетян на Москву. Конечно, когда-то я мог только мечтать об этом (улыбается).

— Что же вы такого сделали, чтобы выйти на западный, мировой рынок?

— Ничего, кроме того, что снимал фильмы. А за пределы России мне помогли выйти два человека: Михаэль Шлихт и Пол Хет. Шлихт работал дистрибьютором для компании Fox, а сейчас работает для компании Sony в России. А Пол Хет — это человек, который управляет сетью кинотеатров «Киностар-Де Люкс». Когда вышел фильм «Ночной дозор» и стало понятно, что это успех, они отправили две копии фильма в Америку и Англию, организовали там просмотр, и через две недели меня пригласили в Штаты. Самое интересное-то, что мы делали фильм для русского зрителя, но в результате оказалось, что сочетание нашего уникального быта, традиционных жанровых ходов и убедительности созданного нами потустороннего мира сделало фильм интернациональным в восприятии людей. Я часто слышу, как много людей посмотрели этот фильм.

— Как вы думаете, почему выбор именитых голливудских продюсеров пал именно на вас?

— Наверное, потому, что их впечатлили «Дозоры». Они с трудом поверили, что это кино снято на смешные по голливудским меркам деньги. Это подкупает: никто не хочет тратить больше, если можно потратить меньше. Наверное, поэтому они и считают меня профессионалом.

— Можно сказать, что американская сторона сама нашла вас?

— Конечно. Но я никогда не делил кино на русское, американское, казахское, еще какое-то. В Америке у меня нет какой-то особой американской жизни, там просто есть люди, с которыми я общаюсь, и они не делятся по происхождению. Это продюсеры, режиссеры, актеры. Мне не хочется быть ни голливудским, ни русским, ни казахским режиссером — не хочется прикрепляться к каким-то местам, хочется делать то, что будет интересно людям вне зависимости от национальности.

— Но вы же не станете отрицать, что процесс работы в Голливуде отличается от нашего съемочного процесса?

— В смысле актерского мастерства и умения работать разницы нет никакой. Костя Хабенский или Сережа Безруков — это профессионалы, и они работают даже лучше, чем многие актеры из Голливуда. Но вот подход и отношение к съемкам, к актерам, ко всей команде все-таки иной. Уважению и самоуважению — думаю, да, этому нам можно и нужно поучиться у Голливуда.

— Вы живете и работаете на две страны. Тяжело это дается?

— Я бы не сказал, что живу на две страны. В Америку я езжу в командировки, хотя и довольно длительные (смеется). Там студия, с которой я работаю, там идут все основные съемочные процессы. Там живут почти все звезды, которые работают в индустрии Голливуда. Это просто удобно.

То есть перебираться жить в Америку вы не хотите?

— Нет, это все-таки рабочая территория, в Америку я приезжаю работать. Хочется развивать наше кино, у нас огромный потенциал. Считаю, что Голливуду нужна новая кровь. У нас огромное количество талантливых актеров, режиссеров состоявшихся. К тому же голливудское кино достигло своего максимума. Ему некуда больше расти. Отечественное направление мне нравится больше. Там я лишь нанятый режиссер, а здесь — самостоятельный продюсер. Но работать в Голливуде интересно и очень познавательно.

«Поколение тех, кто сегодня делает российское кино, стало гораздо старше зрителя»

— В одном интервью вы признались, что продюсирование вам по душе больше, чем режиссура. Неужели этот процесс увлекательнее режиссерской работы — момента, когда ты сам создаешь фильм?

— И продюсер, и режиссер создают кино. Что лучше, что хуже, мне сказать трудно. Я читаю сценарий. Либо ко мне обращается режиссер, который предлагает какую-то историю, проект фильма. И когда ты слушаешь или читаешь сценарий, ты понимаешь, что хочешь увидеть эту картину, хочешь, чтобы ее увидели другие. И это повод для того, чтобы снимать это кино. И не важно, в каком качестве. Эта история может быть твоей, и тогда ты становишься режиссером. Или не твоей, но ты понимаешь, что хочешь быть к ней причастным, и тогда ты становишься продюсером. Самое главное — большое желание увидеть этот фильм на экране.

— Последней картиной, которой вы решили поделиться с российским зрителем, стал фильм молодого английского режиссера Гарета Эдвардса под названием «Монстры». В одном из интервью вы сказали, что он вам очень напоминает вас самого в молодости. Поэтому вы решили поддержать прокат этой картины в России?

— В том числе и поэтому. Однако я выбрал эту картину еще и потому, что это не обычное жанровое кино про монстров, а очень тонкая история человеческих отношений. И я не ошибся: она оказалась интересной для российского зрителя. Гарет поднимает практически «достоевские» темы, но делает это очень умело.

— Насколько я знаю, вы планируете продолжать сотрудничество с Эдвардсом?

— Сейчас я готовлю с Гаретом новый фильм, там тоже будут присутствовать какие-то межпланетные отношения, фантастические сюжеты, но история будет о любви, о нас с вами и для нас с вами, что очень важно. Гарет приступил к новой картине, и я, помогая ему, понимаю, что там очень много того свежего и искреннего, чего так не хватает фильмам больших и раскрученных студий. Эдвардс, безусловно, человек нового поколения кинематографистов, проповедник современной идеологии.

— Когда-то так говорили про вас в России…

— Мне всегда нравилось делать фильмы-открытия, в которых есть то, чего не делали до сих пор. Когда я снимал «Дозоры», это было в новинку, никто прежде не снимал такую Москву — с вампирами, магами и волшебниками, борьба между которыми разворачивается на улицах исторического города. Не делали такого количества графики — считалось, что это все не наше, американское, и нам это все не нужно. Но так считали продюсеры, а зрители решили наоборот.

— То есть родную, российскую аудиторию потерять не боитесь? «Дневной дозор» был все-таки историей, созданной с учетом нашей российской действительности.

— Я продолжаю снимать так же, как и снимал. Хочется верить, что в моих фильмах есть ответы на те вопросы, которые так любят задавать себе наши люди. Думаю, что фильмы «Особо опасен» или «Девять» для русского зрителя тоже показались чем-то знакомым и близким… Месседжи этих картин близки и понятны всем. Хотя многие предвещали, что такой жанр потерпит крах у российского зрителя, что все это фильмы-однодневки. Я был уверен, что смогу найти грамотный баланс и показать что-то близкое для нас всех.

— Тимур, недавно в Москве прошел круглый стол с участием наших выдающихся кинодеятелей под названием «Почему наш зритель не смотрит российское кино?». Александр Роднянский, Павел Лунгин и другие продюсеры и режиссеры, видимо, считают, что такая проблема есть. А вы как думаете?

— Проблема, безусловно, есть. И ее нужно обсуждать, но стоит ли тратить время на какие-то круглые столы? Мне кажется, этот вопрос надо задавать зрителям, а не друг другу, потому что только зритель точно может сказать, что его не устраивает. Полагаю, проблема в том, что поколение тех, кто сегодня делает российское кино, стало гораздо старше самого зрителя. Если тебе 55, а зрителю — 18, шансов, что он оценит и проникнется картиной, очень мало. Все-таки фильмы делаются людьми для своего поколения или как максимум для следующего, но не для третьего и четвертого. Я надеюсь, сейчас все-таки дадут дорогу молодым режиссерам, а они будут делать фильмы для своих сверстников. Тогда и зритель пойдет в кино и будет с удовольствием смотреть отечественные картины.

— Мне кажется, что все-таки такая тенденция уже наметилась. Как думаете, какая-то эволюция есть? Российское кино поднимается?

— Я думаю, что оно не поднимается, а прыгает. Но по крайней мере стали появляться хорошие картины после определенного периода безвременья. Думаю, да, процесс пошел.

— Какие из последних русских премьер вас впечатлили?

— (Задумывается.) Я не могу вспомнить, что меня поразило, не было каких-то ярких впечатлений. Я не хочу сказать, что в России не снимают хороших фильмов — просто я мало их смотрю, поэтому так происходит. Думаю, что они есть, просто я не успеваю к ним прикоснуться.

— А вам самому какие фильмы нравятся? Что вы охотнее смотрите, когда хотите отдохнуть?

— Мне нравятся самые разные фильмы по жанру. Главное, чтобы это была история, в которой есть яркие герои, яркие судьбы, конфликты.

— В каких русских картинах будете принимать участие в ближайшее время? Молодых российских режиссеров поддерживать будете?

— Я всегда поддерживаю. Вот сейчас, нашей компанией Bazelevs, готовим к выходу фильм «Елки», который сняла целая группа молодых и талантливых режиссеров. Рабочее название этой картины было «Новый год шагает по стране». Это такая веселая новогодняя история. Мы долго думали и в итоге решили сократить название. «Елки» — мне очень нравится.

— Вы все время готовите какие-то проекты. Свободное время остается вообще? Как вы его проводите?

— От чего свободное время?

— От работы.

— Счастье нашей профессии: с кем бы ты ни работал, где бы ты ни был, ты в постоянном поиске. Я кочевник в душе, и мне очень нравится вести такой кочевой образ жизни: путешествовать, встречаться с людьми. Наверное, поэтому у меня не бывает свободного времени, мне оно не нужно — я постоянно собираю какие-то впечатления, переживания, ищу интересные истории.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюквин

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Сколько можно издеваться над отечественной киноклассикой?

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышел фильм «Невероятные приключения Шурика». Это уже четвертый подряд новогодний проект телеканала ТНТ, использующий в сугубо корыстных целях творческое наследие наших выдающихся комедиографов. Ранее были показаны...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3483
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3403
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3209
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?