Глава Сбера Герман Греф (на фото) призвал «вытащить чиновников из нищеты». То есть провести реформу оплаты труда госслужащих, поскольку они должны получать достаточно для того, «чтобы вести элементарный не нищенский образ жизни». Благородное пожелание. Неплохо бы его распространить и на представителей прочих профессий в России.
Начнем с ключевого посыла Грефа: «Богатые люди приходят на госслужбу — у них есть какой-то запас, но очень много людей, у которых нет этих запасов». Теперь продолжим эту нехитрую мысль: приходят-то эти люди в чиновники не из уличных попрошаек или дворников, а из обычной жизни, с тех зарплат, которые еще вчера сами считали нормальными. Но если по Грефу, то приходят из нищеты.
И знаете, в чем-то банкир прав. Хотя бы потому, что, по данным международного сервиса Numbeo за 2024 год, Россия заняла 68-е место из 97 в мировом рейтинге зарплат (Белоруссия на ступеньку выше). Средний уровень оплаты труда в нашей стране — 558 долларов в месяц. Для сравнения: в Латвии — 740 евро, Румынии — 814 евро, Словакии — 816 евро, Чехии — 826 евро, Эстонии — 886 евро и Хорватии — 970 евро. Заметьте: сравниваем не с самыми богатыми державами, а скорее наоборот.
Есть в странах ЕС и официальный «показатель нищеты»: установленный не облагаемый налогами минимум зарплат, с которых власть не берет ни копейки: в Германии это 967 евро, во Франции — 501 евро в месяц.
В России не облагаемого налогами минимума доходов вообще не существует. Два года назад группа депутатов Госдумы предлагала освободить от НДФЛ зарплаты ниже 30 тысяч рублей, ибо ее, как вежливо заметили депутаты, «недостаточно для комфортной жизни в России». Предложение не прошло «по экономическим соображениям», пояснили в Минфине.
При этом даже сегодня в интернете можно найти данные за 2021 год о доходах некоторых членов российского правительства (нынешние закрыты): у премьера было 18,3 млн, у министров — 17-37 млн рублей. У высокопоставленных чиновников, пришедших из бизнеса, — вдвое-втрое больше. Много это или мало? У французского министра нынешняя зарплата превышает 10 тысяч евро в месяц, а у министра Литвы — меньше 5 тысяч евро. Премьер-министр Италии получает базовую зарплату политика в размере 11 703 евро (после уплаты налогов остается 5346 евро) плюс надбавки от выполнения дополнительных обязанностей от парламента. А средней зарплатой итальянского чиновника считается после уплаты налогов 1600-1850 евро в месяц. Но никто ему не мешает вкладываться в ценные бумаги и получать дополнительный доход — лишь бы вовремя отчитывался об этом в налоговой декларации (обязанность, от которой в прошлом году освободили наших госслужащих).
Российским чиновникам, в отличие от западных, издавна назначали небольшие зарплаты, но соблазняли льготами: премиями, большими отпусками, субсидией на приобретение жилья, транспортным обслуживанием, а также медицинским и санаторно-курортным обслуживанием, включая медстраховку семьи — все за казенный счет. «Они что, больные, инвалиды? — резонно возражает Греф. — Им не льготы, им деньги нужны. Нужно просто-напросто платить нормальную зарплату».
Но есть и другой, более опасный минус у этой системы: рано или поздно она вбирает в себя чиновника, превращая его в небожителя, который не может и не хочет интересоваться общенародными запросами и нуждами. И покидать этот начальственный кокон своими ногами не собирается.
Хотя по документам подавляющее большинство российских госслужащих продолжают оставаться полунищими — с зарплатами в 100-200 тысяч в Москве или 60-80 тысяч на периферии. По нынешнем временам это «дурак за копейку». Ведь в 2026 году рейтинг самых прибыльных профессий возглавили сварщики с медианной зарплатой 267,3 тысячи. Дата-сайентисты зарабатывают по 250 тысяч, риелторы — по 203 тысячи, геологи — 197,9 тысячи рублей в среднем. Есть ли ныне в стране чиновники среднего ранга с такими заработками — и не взяточники? Наверняка имеются, но они подпольные. Все их натуральные перечисления на банковские счета — мираж, исчезающий при первом же увольнении по любому поводу. И никто не узнает, что мог начудить этот «дурак за копейку» перед уходом.
К тому же им вовсе необязательно напрягаться на работе. «Для некоторых чиновников главным наставником на госслужбе является «человек с палкой», — признался на днях губернатор Курганской области Вадим Шумков. И никто из его подчиненных не поперхнулся. Потому что официально почти все они никто и звать их никак. Хотя реально могут оказаться всесильными.
Кстати
До революции 1917 года в Российской империи специально для чиновников (государственных и муниципальных служащих) существовала система гражданских пожизненных классных чинов, носители которых должны были соответствовать системе, но и сама система блюсти их соответствие. И заработки они получали не очень большие, но приличные и официальные.
Ныне госслужащие в России подразделены на пять групп: младшая, старшая, ведущая и так далее. Все без прав, но со льготами...
