По данным Центрального банка, только за прошлый год объем наличных в обращении вырос в пять раз. Из банковской системы было выведено около 1 трлн рублей (годом ранее было 200 млрд). За декабрь россияне забрали из банков 836,3 млрд — рекорд за последние 11 лет. Еще недавно, с 2021-го до середины 2025-го, россияне уверенно переходили на безнал. Доля наличных расчетов упала тогда вдвое. Люди привыкли платить картами, телефонами, QR-кодами. И вдруг — резкий разворот. С чего вдруг?
Олег Буклемишев, директор Центра исследования экономической политики МГУ
— Вот и в автосервисе у меня на днях потребовали наличные, и это уже не удивляет. Тут несколько причин сошлись. Все больше проблем с мобильным интернетом, а значит, и с безналичными расчетами. Вспомним и про присоединенные территории, и про армию. Там очень много кеша. Повышение налоговой нагрузки неминуемо ведет к уводу части расчетов в тень. А еще государство не раз и не два делилось планами ограничить хождение нала. Это тоже пробуждает любовь к купюрам. Хотя сам я предпочитаю накопительные счета.
Дмитрий Абзалов, президент Центра стратегических коммуникаций
— В торговле и сфере услуг сегодня просят платить наличными, пытаясь спастись от возросших налогов. Граждане, напуганные слухами о замораживании депозитов, переводят часть средств под подушку. После скандала с квартирой Долиной в сделках с недвижимостью все чаще участвуют наличные средства. А еще, борясь с мошенниками, банки затруднили операции вкладчиков со своими же деньгами, а кому такое понравится? Этот тренд едва ли изменится до завершения конфликта на Украине и возвращения серьезных инвесторов в российскую экономику.
Наталия Орлова, главный экономист Альфа-Банка
— Тренд на наличные есть, он наглядно проявился во второй половине 2025 года. Причины разные: не всегда проходят платежи из-за плохой связи, ожидания роста НДС (малые фирмы предпочитают наличку). И все же прирост депозитов оказался на порядки заметнее, чем объемы ухода в нал. Так, за год депозиты выросли более чем на 10 трлн рублей. Стоит напомнить, что в целом власти берут курс на усиление контроля за финансовыми потоками. Так что я оцениваю уход в нал как явление временное.
Константин Калачев, политолог
— Да, мои друзья из-за проблем с мобильным интернетом уходят в наличку. Но это не единственная причина. Есть сложности со снятием денег в банкомате, усиливается надзор властей за безналичными переводами. Есть факты, когда кассиры в банках требуют делать предварительные заявки на снятие денег со своего счета: Уход в наличку — это показатель доверия к государству. Чем оно ниже, тем у обывателя больше желания держать свои кровные при себе.
Никита Масленников, ведущий эксперт Центра политических технологий
— Такое поведение людей объяснимо. Мошенников меньше не становится, а они нацелены больше на счета граждан, а не на бумажники с наличными. К тому же так народ реагирует на различные блокировки по переводам. Моей жене требовалось оплатить услуги стоматолога, но онлайн-банк мой перевод для нее заблокировал. Пришлось звонить и доказывать, что я не верблюд. А это трата времени и нервов. Разумеется, на рост кеша повлияла и политическая неопределенность, с нею связаны отключения мобильного интернета и рост налогов. По прогнозам ЦБ, доля нала в обороте еще вырастет.
