Актриса рассказала «Труду», где черпает вдохновение и как тяжело было ходить в корсете в фильме «Две женщины»
Анна Леванова — нежная, интеллигентная и хрупкая, но, как про нее говорят, девушка со стержнем. И ее героини под стать: трепетные, но сильные, способные преодолеть самые коварные обстоятельства. Вот и Оксана в сериале «Однофамильцы», который выходит на канале «Dомашний», такая же. Она переживает страшную трагедию: потерю ребенка, предательство мужа и лучшей подруги, но свет в ее душе не гаснет несмотря ни на что... Актриса рассказала «Труду», как готовилась к роли Оксаны, где черпает вдохновение и как тяжело было ходить в корсете в фильме «Две женщины».
— В сериале «Однофамильцы», который «Dомашний» показывает в премьерной линейке мелодрам, ваша Оксана попадает в ситуацию, которую не пожелаешь и врагу: погибает ребенок, а муж изменяет с лучшей подругой. Как передать такую боль?
— Я увлекаюсь психологией и думаю, что с Оксаной это произошло не просто так. В 35 лет она и ее муж играли во взрослую жизнь, как мы в детстве в дочки-матери. Все выглядело замечательно, без острых углов. Позитивная семья. Но дамба прорвалась. Когда человек не берет ответственность за свою жизнь на себя, случаются нехорошие события, которые заставляют все пересмотреть.
— Есть ли в героине качества, которые свойственны вам?
— Наверное. Они проявляются уже во второй половине сериала, после всех перипетий. Оксана, как и многие героини телеканала «Dомашний», довольно сильная. Да и время сегодня такое, нельзя сказать, что если ты не замужем, то несостоятельна. Когда сваливаются проблемы, сила духа позволяет моей героине справиться с ними. Мне это близко. Я даю себе возможность подумать, взвесить, переоценить и идти дальше, не сложив лапки. Выход есть всегда. У нее, как и у меня, был период, когда доказываешь всем, что взрослая, когда тебе уже 30, а воспринимают как девчонку.
— Если говорить о сильных, целеустремленных женщинах, есть риск дойти до весьма спорных представлений о самодостаточности. Недавно британский журнал Vogue опубликовал текст под заголовком «Теперь иметь парня стыдно», в котором утверждается: нынче страшный моветон — показывать в соцсетях, что у тебя есть парень. Как вам такой тренд?
— Это, конечно, глупости, но с одним я, пожалуй, соглашусь: счастье любит тишину. Можно приоткрывать какие-то странички из отношений, но надо знать меру, не усердствовать в «жизни напоказ». Чрезмерная открытость никому не нужна, да и себе самой во вред. Всегда найдутся «доброжелатели», перемывающие косточки налево и направо. И потом, семья, любовь, взаимоотношения — это не рекламные картинки и не глянец, это больше про труд по сохранению всего настоящего, что бывает между людьми, про совместное преодоление испытаний, которых на длинной житейской дистанции никому не избежать. А без конца фигурировать в роликах, будто Барби, нет никакого смысла.
— Кстати, про Барби. Вам в детстве хотелось ее иметь?
— Конечно, и она у меня была. Помнится, я подстригла кукле волосы, надевала на нее русалочий хвост, который становился то синим, то розовым — в зависимости от температуры воды. А вообще-то я из многодетной семьи, поэтому свои игрушки у меня появились поздно. Мы ими дорожили. На утреннике в детсаду я оставила в шкафчике подаренный киндер-сюрприз, и его, представьте, стащили. Как же я тогда ревела!
— Дочке какие-то игрушки передали?
— У меня нет детей. В интернете гуляет фейк, где я с дочерью. А еще поставили фотографию крестницы, когда я провожаю ее в первый класс. У нас в семье появилась шутка. Сестра говорит: «Ты только с моим сыном не выкладывай фотографии, а то тебе и его припишут».
— Встречались ли вам образцово-показательные семьи?
— А что, такие бывают? По-моему, идеальных не существует. Живые люди — это вам не механизмы, работу которых можно синхронизировать. Не следует прельщаться картинкой. Мы никогда не знаем, что спрятано у той или иной пары в шкафу. И счастье у каждого свое. Про кого-то скажут: «Она работает целыми днями, а он дома прибирается, тюфяк какой-то». Но они в гармонии, если их поменять местами, они возненавидят мир и друг друга. Институт семьи у многих молодых людей под вопросом, потому что, наверное, мы не умеем любить, за любовь принимаем контроль, желание — все что угодно. И когда сталкиваемся с трудностями, нам легче уйти и начать заново. Все стремятся к личной свободе. А ведь это круто, когда два свободных человека вместе. Что касается меня, то я стремлюсь к взаимопониманию.
— Вера Глаголева в 2014 году сняла светлый, глубокий фильм «Две женщины» по пьесе Тургенева «Месяц в деревне». Критики назвали его «тихим шедевром». Там вы сыграли Верочку. Какие ощущения остались от тех съемок?
— Этот период для меня — как подарок, маленькая жизнь. Был целый месяц в деревне, в усадьбе Михаила Ивановича Глинки в селе Новоспасском, где можно было погружаться в другое бытие: ходить в корсете и в платьях, которые сегодня не носят, созерцать, думать, вчитываться... Это было чем-то прекрасным, нездешним, потому что сейчас все снимается очень быстро.
— И сколько у вас было платьев?
— Три. И корсеты настоящие, как в XIX веке, со шнуровкой. Девушки в них падали в обморок. Помню, в первый день съемок стою, лето в разгаре, жарко и душно, и вдруг понимаю, что слышу звуки, будто нахожусь под водой. Такое обморочное состояние было из-за корсета. Кстати, я на тех съемках похудела на четыре килограмма. Мы ведь и обедали в корсете, а в нем много не съешь. В начале съемок я была кругленькой луноликой девочкой, а в конце корсет уже чуть-чуть болтался...
— В том же фильме снимался и известный британский актер Рэйф Файнс. Каким он вам запомнился?
— Ходил и фотографировал русскую деревню: домики, людей, кур и прочую живность. Рэйф любит русскую культуру, хорошо говорит по-русски. Он снялся у своей сестры Марты Файнс в «Евгении Онегине». И в театре играл дядю Ваню. Чехова очень любит. Пока мы сидели на террасе и ждали, когда выставят кадр, он читал мне «Даму с собачкой». После съемок мы с Рэйфом какое-то время переписывались.
— Как вы думаете, что делает «Месяц в деревне» актуальным и сегодня?
— Мало кто знает, что изначально «Месяц в деревне» задумывался как водевиль. Но, конечно, это не комедия. Герои поначалу такие милые, сплоченные, в финале разбежались-разлетелись кто куда. А все из-за предательства, из-за потакания соблазнам. Идеальная картинка дворянского гнезда, где все сидят на террасе и пьют чай с медом, вдруг рушится: Вот и в нашей нынешней жизни так бывает, и тут никакой искусственный интеллект не поможет.
— Раз уж заговорили про ИИ, какие отношения у вас с нейросетями?
— Сейчас как раз купила учебный курс, хочу узнать, как работать с нейросетями в кино. Хотя, признаться, нейросети пугают. За несколько лет ИИ вон куда скакнул! И нам, людям, очень надо постараться, чтобы наши труды и таланты не остались на обочине прогресса. Думаю, станут элитарными ручная работа, педагоги, которые общаются непосредственно с детьми, врачи. Остается надеяться, что ИИ никогда не сможет научиться чувствовать, а потому заменить человека не сможет!