У актера такая работа - перевоплощаться. Но столь крутые виражи в творчестве, что демонстрирует Евгений Ткачук, не каждому артисту выпадают. Только что он вызвал бурные дискуссии, явившись к нам с экрана в образе Ленина в 16-сериной «Хронике русской революции» Андрея Кончаловского, и вот он уже выходит на сцену в главной роди в спектакле «Макбет» у того же режиссера в театре Моссовета.
Впрочем, если вдуматься, у Ленина с Макбетом немало общего: и тому, и другому приходится маяться со свалившимися на их плечи империями. В фильме Кончаловский с Ткачуком вывели свою версию вождя мирового пролетариата, этакого вечного скандалиста, сумевшего показать народу образ будущего и увлечь за собой, несмотря на жертвы и реки крови. Лес рубят – щепки летят, а тут целая империя! И чтобы ее усмирить, подчинить, смутить идеей, надо обладать несгибаемой волей, хитростью и способностями шахматного гроссмейстера. Все это и постарался показать Евгений Ткачук, сыгравший Ильича на грани фола.
А вот и Макбет вышел на подмостки, и параллелей в этом случае не избежать. И там, и там в характерах героев Ткачука возобладает жажда власти, это вечное стремление перетянуть канат на свою сторону. При этом, заметьте, внутри человека всегда живет страх, неуверенность, но инстинкт самосохранения заставляет упрятать этот страх глубоко внутри и не позволять ему выползать наружу. А вот с совестью бывает сложнее. Она ввергает даже сильного человека в сомнения, а человеку во власти совесть не подсказчик, а помеха…
Во времена Шекспира считалось, что судьбой человека правят потусторонние силы, так как грань между реальным миром и космосом проходит незаметно. Ее можно только физически почувствовать, как огонь. воду, камень, над которыми колдуют три ведьмы. В знаменитом спектакле Эймунтаса Някрошюса именно эти фантастические существа управляют человеком. Андрей Кончаловский же переносит действие на Кавказ, в Грузию, испокон веков раздираемую войной кланов, где честь и достоинство постоянно подвергаются испытанию, рождая храбрецов или трусов. Режиссер сдвигает спектакль к политическому триллеру, расцвечивая его живой музыкой национальных инструментов и грозных барабанов, зажигательными танцами джигитов.
Сумасшедшая энергия внешне неказистого Макбета, не расстающегося с огромным мечом, которым из-за постоянного страха в финале спектакля он закалывает себя, направлена на главное для него: восхождение к власти. Для Макбета в исполнении Ткачука, идущего к цели по трупам, ничего запретного нет. Как, впрочем, и для леди Макбет (ее играет, как не трудно догадаться, Юлия Высоцкая), подговаривающей мужа к очередному убийству наследников престола. В ярости она бьет кулаками по пустому животу, где так и не зародилась новая жизнь, и ропщет на Бога. В отличие от Алисы Фрейндлих, играющей эту роль в БДТ имени Товстоногова, она не сходит с ума, но кровь невинных жертв на руках отмыть не сможет.
Притворяясь гостеприимными хозяевами в неприступной башне с высокими сводами и массивными засовами на дверях, они пытаются задобрить захмелевших гостей обещаниями утвердить закон и порядок, мир и согласие. Но нет им веры, и час расплаты настал. В свои права вступает божий суд, который покарает убийц, вынесет им справедливый приговор, лишит доброй памяти потомков…
Спектакль Андрея Кончаловского смотрится на одном дыхании. И, конечно, первую скрипку здесь играет Евгений Ткачук, поразивший зрителей своей самоотдачей и искусством перевоплощения. Ничего не скажешь, дал Бог человеку талант!
