Главная Культура 00:14 29 Января 2010 3551
«Золотой орел» накануне высокого полета
Сегодня вручают одну из главных кинопремий страны
Заозерская Анжелика

С первого дня своего полета, который начался в 2002 году, «Орел» — главный соперник, а с годами и враг более опытной «Ники» под предводительством Юлия Гусмана. Опыт прошедших лет показывает, что режиссеры, которым удалось сохранить нейтралитет и не примкнуть ни к одному из враждующих лагерей, становятся обладателями либо «Орла», либо «Ники», причем получают лишь какую-нибудь одну из этих премий. Так, в прошлом году «Золотой орел» неожиданно достался фильму Михаила Калатозишвили «Дикое поле», а «Нику» тогда получила картина Валерия Тодоровского «Стиляги». Поскольку «Ника» присуждается после «Орла», то у нее больше возможностей для гибких решений. В свою очередь, тон или стратегию по праву «первой ночи» задает «Золотой орел».

Судя по списку номинаций в категории «Лучший игровой фильм» взор «Орла» упал в этом году прежде всего на исторические картины и экранизации классических произведений. Если «Царь» Павла Лунгина посвящен древнерусской истории, то действие «Пети по дороге в царствие небесное» и «Стиляг» происходит в 50-е годы прошлого века. «Анна Каренина» Сергея Соловьева и «Палата № 6» Карена Шахназарова — это классические экранизации русской прозы. «Стиляги» и «Петя по дороге в царствие небесное» уже получили «Нику» и Гран-при Московского кинофестиваля. Поэтому, как полагают многие кинокритики, шансов взять «Золотого орла» у них немного, хотя всегда есть место для неожиданностей.

Самые изощренные умы гадают, кому же дадут «Орла». «Своему человеку» Павлу Лунгину за фильм «Царь» или же сохранившему нейтралитет Сергею Соловьеву за «Анну Каренину»? Серьезным конкурентом считается и «Палата № 6» Карена Шахназарова — фильм, поставивший рекорд по участию в международных фестивалях. В прошлом году Карен Георгиевич получил «Золотого орла» как лучший режиссер за фильм «Исчезнувшая империя», а в этом году опять соревнуется в той же номинации с Николаем Досталем и Валерием Тодоровским. Ни одного из молодых режиссеров — Ивана Вырыпаева, Николая Хомерику, Василия Сигарева, Алексея Мизгирева, чьи работы получили высокие награды на «Кинотавре» и у Гильдии кинокритиков, — «Золотой орел» не заметил вовсе.

Возможно, они не по вкусу Никите Михалкову. Один из прошлогодних фаворитов «Орла», режиссер Федор Бондарчук со своим «Обитаемым островом», а точнее, с двумя «Островами», на сей раз пролетел мимо. Его работа номинирована только за картинку, звук, монтаж и музыку.

Наталью Негоду в фильме Алексея Мизгирева «Бубен, барабан» номинировали как лучшую актрису. Если у Негоды был большой перерыв в кино, то другие претендентки на это звание — Светлана Крючкова («Похороните меня за плинтусом») и Чулпан Хаматова («Событие») — снимаются и премируются часто. Правда, странно выдвигать актрис за роли в фильмах, которые больше не представлены ни в одной из номинаций.

Что касается соискателей в номинации «Лучшая мужская роль» и «Лучшая мужская роль второго плана», то в ней дважды представлен Сергей Маковецкий — за «Чудо» (Александр Прошкин) и за «Попа» (Владимир Хотиненко). Обе картины так или иначе говорят о Русской православной церкви и о вере как главной опоре в трудные времена. По прогнозам, одну из наград Сергей Маковецкий все-таки получит. Будет странно, если он оставит позади себя Сергея Юрского в фильме «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину» или Богдана Ступку, создавшего образ Тараса Бульбы в фильме Владимира Бортко. Впрочем, «Золотой орел» — птица высокого полета, которая видит и далеко, и масштабно:.

Сергей Соловьев, режиссер:

«Анну Каренину» берут в прокат, но со слезами»

— Как будто злой рок преследовал вашу «Анну Каренину». Александр Абдулов сыграл в этом фильме свою последнюю роль, Олег Янковский — предпоследнюю: Да и фильм пришлось снимать долго — не год и не два.

— Мой друг Саша Абдулов успел не только закончить свою работу в «Анне Карениной», но и озвучить роль. Что же касается Олега Янковского, то во многом благодаря его настойчивости и постоянным напоминаниям нам удалось снять эту картину. От актеров остаются роли, и они остались. «Анну Каренину» берут в прокат, и она скоро выйдет, но со слезами. Прокатчики утверждают, что та аудитория, которая ходит в кинотеатр, ничего не знает про Анну Каренину, а следовательно, на ее страдания ей наплевать.

— Разве молодежь не способна оценить все настоящее и хорошее, что предлагают ей мастера?

— Недавно я разговаривал с актрисой Аллой Демидовой, которая сказала: «Последние 8 лет я мало играю на сцене и редко снимаюсь в кино, потому что ощущаю разрыв с моим зрителем». Я тоже ощущаю, что мы с моим зрителем разошлись. Надеюсь, ненадолго. Несколько поколений уже не вернешь, они потеряны. Сегодня я молюсь на наших молодых режиссеров, которые очень ярко заявили о себе в последние два года. Им говорили: «Станьте свиньями, как остальные. Покупайте, торгуйте, наживайтесь, обманывайте». Но они этого не делали, и своей отстраненностью отстояли честь великого нашего кинематографа.

— Как вы думаете, почему Анна не смогла дальше жить? Потому что стала жертвой самца, «заводского жеребца» Алексея Вронского?

— В том числе и поэтому. Мне хотелось донести до зрителя мысль, что «Анна Каренина» современнее всех баек, сериалов и бульварных романов, которые сегодня в избытке потребляют и молодые, и старые.

Николай Досталь, режиссер

«Мне нравятся люди, несущие в себе нестандартность»

 — Три года назад вы сняли картину, которая так и называлась «Коля — перекати поле». Еще у вас был фильм «Шура и Просвирняк». Откуда появился Петя и почему его именем названа картина?

— Коля, Шура, Петя: Мне интересны люди, которые несут в себе какую-то нестандартность и скромную индивидуальность. В основе фильма о Пете — реальная история.

— Петя ищет красоту в людях, в природе. И встречает красивую женщину, которую сыграла Светлана Тимофеева-Летуновская. Как вам удалось найти актрису с таким типажом?

— Мы тщательно искали лицо, которое соответствовало бы эпохе начала 50-х годов прошлого века. Ибо нельзя же актрису с внешностью топ-модели «поселить» в то время? А типаж Светланы, что называется, классический. Как говорится, женщины с такой внешностью, как у Светланы, вечные. Да и как было не взять в картину актрису с такой красивой фамилией.

— Роман Мадянов играет привычную для себя роль — человека в погонах. Разве этот артист не заслуживает другой, необычной роли?

— Как правило, я сторонюсь так называемых медийных лиц, но с Романом у меня отдельная история. Роман у меня снимался еще в «Мелком бесе», потом в «Гражданине начальнике», далее в «Штрафбате», с которого и началась «военная карьера» Мадянова. Кстати, в моем новом проекте, работа над которым уже началась, — это 16-серийный фильм под рабочим названием «Раскол» — Мадянов уже не будет военным. Я не боюсь его медийности, потому что очень его люблю как артиста и как человека.

Богдан Ступка, актер

«Я бы не смог убить своего сына, что бы он ни сделал»

— Что было самым сложным в работе над этой ролью?

— Для меня высший пилотаж в профессии — это мастерство перевоплощения, которое сейчас мало кому доступно. Когда актер перевоплощается в своего персонажа, то для этого ему необходимо не только изменить пластику, внешний вид, голос, привычки, но и свое мышление. Если не научиться мыслить так, как мыслит твой герой, то отобразить его сущность невозможно. Это умел делать, например, Анатолий Папанов. В моей душе одна цель — перевоплотиться в героя, стать им, хотя удается это не всегда. Например, в фильме Владимира Бортко «Тарас Бульба» мне это перевоплощение стоило адского труда, и до сих пор не уверен, осилил ли эту глыбу. Хотя очень старался.

— Что же мешало создать образ Тараса Бульбы?

— По-человечески я не мог понять Тараса, и в этом главное препятствие. Сам бы я как человек, как отец никогда бы не убил своего сына, что бы он ни совершил. Может, я бы не смог его простить, но убить свое дитя — для меня за гранью добра и зла. И в этой своей невозможности я уверен больше всего на свете. Мне трудно было это представить еще и потому, что я сам — ребенок войны. С трех лет я видел много убитых, повешенных, видел, как молодые ребята подрывались на минах. Я, маленький карапузик, подсматривал за минерами, молодыми парнишками. Они обезвреживали мины, у них отлетали головы, руки, и эти бедные обезглавленные мальчики до сих пор перед моими глазами. Поэтому для меня это очень больная, даже нехорошая тема, когда люди убивают друг друга. Но Гоголь так написал характер Тараса Бульбы, и это надо было играть.

Сергей Юрский, актер

«Раб — этот тот, у кого ни на что нет времени»

— Насколько важен для вас этот фильм?

— Фильм об Иосифе Бродском, его детстве, юности, разлуке с близкими — это некая фантазия. В основе фильма лежит эссе поэта, и в каком-то смысле — это его покаяние перед родителями. Я играю отца. Для меня эта роль — возможность покаяться перед своими родителями.

— Фильм Андрея Хржановского получил главную награду на фестивале в Выборге с символическим названием «Окно в Европу», а теперь вы претендуете на «Золотого орла». Эти победы помогут картине дойти до массового зрителя?

— В настоящее время проходит немыслимое количество фестивалей, и на каждом кого-то отмечают, говорят хорошие слова. Только фильмы для публики, которые идут в широком прокате и с большой рекламой, смотреть стыдно. Искусство сегодня превратилось в дизайн. Сегодняшний зритель — другой. Не хочу сказать, что он из разряда мутантов, но все же другой. Он привык к мельканию на экране, громкому звуку, эффектам: А всего этого нет и не должно быть в картине о Бродском. Что же касается интеллигенции, которая посмотрит и оценит картину, то ей сейчас не до этого. Она стала слишком суетливой, занятой, чтобы ходить в кино и перечитывать Бродского. Для себя я вывел определение, согласно которому в настоящее время раб — этот тот, у кого ни на что нет времени. И это касается интеллигенции.

— Вы номинированы на премию «Золотой орел» как «лучший актер второго плана». Что, на ваш взгляд, необходимо сегодня артисту, чтобы со временем стать лучшим?

— Сегодня востребованы те актеры, которые умеют быть натуральными, простыми, понятными. А также мобильными, универсальными: Такое качество, как мастерство, уже мало что значит.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюквин

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Сколько можно издеваться над отечественной киноклассикой?

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышел фильм «Невероятные приключения Шурика». Это уже четвертый подряд новогодний проект телеканала ТНТ, использующий в сугубо корыстных целях творческое наследие наших выдающихся комедиографов. Ранее были показаны...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3480
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3399
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3203
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?