Небольшой городок Маотай в провинции Гуйчжоу на юго-западе Китая, где изготавливается этот традиционный крепкий алкоголь, хотя бы раз в жизни стремится посетить каждый китаец. MOUTAI — национальная гордость и один из самых известных мировых алкогольных брендов, за которым стоят вековые традиции и кропотливый труд. Китайцы приезжают в этот город семьями — чтобы прикоснуться к истории. А вот российские журналисты — нечастые гости в китайской глубинке.
Семь часов полета из Москвы в Пекин, затем три часа — до столицы провинции Гуйчжоу города Гуйян, потом еще столько же на автобусе в Маотай — и ты словно переместился на машине времени в прошлое. Узкие улочки, невысокие дома с загнутыми вверх углами крыш и узорчатыми решетками на окнах. А вокруг горы, горы... В небольшом по китайским меркам городке Маотай, расположившемся на берегах стремительной реки Чишуй, проживают около 60 тысяч человек, из них примерно 42 тысячи работают на заводе, производящем знаменитый напиток. Немудрено, что на улочках в туристической зоне столько магазинов, где вам предлагают купить эту водку. Кто-то из продавцов сам владеет мини-производством, кто-то берет на реализацию готовую продукцию. А в общем-то, едва ли не каждый житель так или иначе связан с маркой MOUTAI.
Да и гости сразу это чувствуют, въезжая в город: тут витает особый аромат, в котором слышатся отчетливые нотки сорго с яркими фруктовыми, цветочными и пряными травяными оттенками. А самые чуткие носы уловят еще и аромат соевого соуса.
.jpg)
Маотай со всех сторон окружен горами. Здесь не бывает температурных перепадов, что идеально для производства напитка. Фото автора
По дороге на завод нам рассказывают, что промышленное производство здесь было основано в 1950-х годах, а в 2005-м легендарный цех был включен в число национальных демонстрационных объектов промышленного туризма. Экскурсия на завод включает посещение упаковочного цеха и второго цеха, одного из старейших объектов по производству байцзю («белое вино») — традиционного китайского алкогольного напитка. Перед входом нас инструктируют, словно мы на режимном объекте. Фотографировать запрещено — телефоны и фотокамеры оставляем на входе в камере хранения.
Уникальное ремесло
Наш путь в святая святых для каждого китайца начинается с последнего этапа производства — упаковки. Сотрудницы, привыкшие к туристам «за стеклом», не обращают на нас внимания. На все вопросы отвечает сопровождающий нас товарищ, он же господин Чжао Вэйсин, совладелец компании, являющейся официальным дистрибьютором MOUTAI в России. Выясняю, что зарплата упаковщиц в переводе на наши деньги составляет 60 тысяч рублей. Пик продаж традиционно фиксируется перед Новым годом, тогда запускаются дополнительные производственные линии, а сейчас, в августе, можно сказать, затишье. Одним из моментов упаковки является ручное завязывание ленты. Нам дают возможность в этом попрактиковаться, но с первого раза ни у кого не получается справиться с этой, казалось бы, несложной задачей.
.jpg)
Каждый китаец считает большой честью сфотографироваться на фоне «стены славы», где представлены все разновидности MOUTAI. Фото автора
К слову, в упаковочном цехе все приметы современного производства: автоматизированные линии, сотрудники в белых халатах. Другое дело — производственный цех. Мускулистые рабочие, стоя босиком, вручную разравнивают сырье. Из автоматики лишь управляемый крановщицей большой чан, перемещающий ингредиенты в нужную точку. Тут жарко, натуральное пекло. Кстати, зарплата у рабочих около 200 тысяч рублей. Однако в этот цех стремятся попасть не только из-за заработка. Здесь проходят школу мастера-ремесленники, которые впоследствии могут открывать свои мини-производства. Почему нельзя механизировать тяжелый физический труд? Пробовали, установили автоматизированную линию. Но, говорят, это сказалось на вкусе напитка, пришлось вернуться к дедовскому методу.
Чем дольше выдержка, тем богаче аромат
Процесс производства длительный и кропотливый. Как объясняют гиды, он включает пять основных процессов, 30 технологических операций и 165 технологических звеньев. От закладки сырья до выхода с завода готовой бутылки проходит не меньше пяти лет. Основное сырье — сорго и пшеница.
— Одним из важных этапов производства является ферментация с использованием закваски, по-китайски «цюй», — поясняет Чжао Вэйсин. — Технология ее изготовления насчитывает много веков. К формированию закваски приступают ежегодно в пятый день пятого месяца по лунному календарю. В качестве сырья используется дробленая пшеница, которую помещают в деревянные ящики и разводят водой. Далее формуются брикеты, которые оставляют во влажном помещении. Так запускается процесс брожения. Затем многоступенчатая дистилляция и выдержка. Чем дольше выдержка, тем богаче аромат. Для создания новых вкусов и ароматов мастера прибегают к купажированию.
Как уверяют создатели напитка, особую роль в нем играет чистейшая вода из стремительной реки Чишуй. В августе, в сезон дождей, река «отдыхает» до октября. Много значат и здешние климатические условия. Город расположен в низине, со всех сторон окружен горами, поэтому здесь не бывает серьезных температурных перепадов. Ну и прибавьте к этому высококачественное сырье, выращенное на благодатной маотайской почве, богатой фосфором и азотом. Вот почему попытки перенести производство в другие регионы не увенчались успехом.
Священный напиток
Китайцы относятся к маотаю с благоговением — для них это священный напиток. Крепость «правильного» маотая — 53%, много и залпом такого не выпьешь, употребляют его крошечными рюмками по 6-7 граммов. В России MOUTAI называют премиальной китайской водкой, хотя по технологии он ближе к виски или коньяку.
С маотаем связано множество легенд. Об истории этого напитка рассказывает экспозиция одного из крупнейших в мире музеев, построенного в Маотае на средства компании-производителя. Здесь все-все — от истоков до сегодняшних дней. По огромному музею можно бродить хоть целый день. О напитке рассказывается на китайском и на английском языках. В частности, сообщается, что «точную дату начала производства установить сложно, однако название «маотай» закрепил за напитком в 1704 году указ императора династии Цин. Хотя сама история насчитывает уже несколько тысячелетий.
«Выход в свет», за пределы страны, легендарного напитка состоялся в 1915 году. Тогда три китайских предприятия привезли свой продукт на Панамо-Тихоокеанскую выставку в Сан-Франциско. Поначалу на них никто не обращал внимания. Пока один из предприимчивых коммерсантов словно невзначай не разлил бутылку. Надо знать, что аромат напитка очень стойкий, многих он привлек, и от желающих продегустировать после такого фокуса уже не было отбоя. Итогом стала золотая медаль. Всего же на счету MOUTAI десятки побед на крупных международных конкурсах, не говоря уже о локальных мероприятиях.
Титул «национального алкоголя Китая» MOUTAI получил в 1951 году, после окончательной победы Коммунистической партии в продолжительной гражданской войне. Этому историческому этапу посвящен отдельный зал экспозиции. «Когда Красная армия после долгого марша прибыла в город Маотай, целебный напиток помог восстановить солдатам силы, — рассказывается на одном из стендов. — В то трудное время, когда не было достаточного количества медикаментов, маотаем протирали раны, чтобы снять воспаление и боль. Чудесным образом он помог облегчить страдания солдат во время их долгого и трудного похода».
Вожди победившей Компартии не забыли об этом. Вскоре три местных завода были объединены в национальное предприятие, которое с того времени производит MOUTAI по единому рецепту. И только его подают на государственных приемах и дарят самым почетным гостям. Напиток считается одним из самых дорогих в мире: бутылка настоящего MOUTAI стоит от 30 тысяч рублей.
На улочках «под старину» словно остановилось время. Фото автора
Среди других туристических объектов местечка Маотай — исторический цех, где зарождалось производство. По узкой улочке можно пройти в точно такой же цех, как мы видели на заводе. Любопытно, что и здесь нельзя фотографировать, хотя понятно, что рабочие лишь изображают работу — здесь все не более чем декорации.
В самой высокой точке городка театр. Туристам показывают зрелищное шоу с эффектными инсталляциями и музыкальным сопровождением об истории легендарного бренда. По ходу представления гости последовательно переходят из одного зала в другой. По задумке авторов, все следуют стройными рядами, а в финале действа выходят на площадку, откуда открывается панорамный вид на Маотай — город, где и сейчас творится история.
Неслучайно сюда стараются приехать семьями. И хотя туристической Меккой город пока не стал — здесь пока нет толп туристов, каждый китаец считает большой честью сфотографироваться в музее на фоне огромного стенда, где размещены все разновидности MOUTAI. Это место напоминает стену славы, где многовековая история бренда как на ладони.
Справка
По данным информационного агентства Синьхуа, по итогам первого полугодия 2025 года чистая прибыль китайского предприятия по производству алкогольных напитков «Гуйчжоу Маотай» достигла 45,4 млрд юаней (около 6,347 млрд долларов).
.jpg)