Огромное количество разновозрастных обитателей США убеждено, что именно Америка выиграла Вторую мировую войну. "Операция "Валькирия" их в этом не разубедит. Выражения лиц у находящихся в кадре людей американские, голливудские - это заметно так же, как заметны за границей соотечественники, которых узнаешь по спинам. Все внешние признаки происходящего во время войны действия в фильме Сингера соблюдены, иногда чуть утрированно, как, к примеру, выложенная на дне бассейна кафелем огромная свастика. А в остальном картина о полковнике вермахта Клаусе фон Штауффенберге (Том Круз), участнике известного заговора 20 июля и организаторе последнего покушения на Гитлера, сделана по привычным лекалам байопиков. Суровые беседы благородных заговорщиков сменяются краткими сценами из супружеской жизни фон Штауффенберга: жена полковника (Карис ван Хутен) обычно появляется в кадре лишь на пару секунд, чтобы кого-нибудь быстро поцеловать и тут же исчезнуть. В остальное время Сингер жмет на традиционные кнопки: то демонстрирует прозрение героя Круза, осознавшего в Египте всю мерзость фюрера, то любуется комариком, присосавшимся к нацистской руке, то показывает струйку крови, предательски выбегающую из-под рукава: Все слишком "как надо", а потому и выглядит как рассказ о чьей-то чужой и давней борьбе, которая волнует авторов куда меньше, нежели, скажем, война Севера и Юга.
Эта биографическая зарисовка слишком просчитана для того, чтобы занять хоть какое-то место в списке качественных военных фильмов. Скорее она останется в памяти историей съемок, ненавистью жителей Германии к сайентологии и премией "Бэмби", врученной Крузу за внимание к событиям, ранее Голливудом не освещавшимся. Да еще, пожалуй, тем фактом, что фон Штауффенберг, тяжело раненный в Египте, носит с собой стеклянный глаз, пользуясь им во время визитов к Гитлеру. В свободное от общения с фюрером время та часть лица Тома Круза, которая не скрыта черной повязкой, доступна для обозрения - кроме сцены, в которой фон Штауффенберг узнает о полном провале заговора, Круз переигрывает, то выпячивая грудь, то гордо вскидывая голову.
Так же, как недавно вышедшая в прокат картина Габриэле Муччини "Семь жизней" с Уиллом Смитом в роли добровольного донора органов, "Операция "Валькирия" выигрывает благодаря военной теме и уважительному отношению к историческим фактам. Но сюжет в стиле "Гитлер капут" все же не гарантирует результата, и похвалы в адрес Круза и Сингера заставляют вспомнить одну историю из советских времен. Отец малолетнего хулигана, по профессии актер, прибежал на родительское собрание прямо с репетиции - в костюме и гриме Ленина. И потрясенные учителя так и не решились сказать Владимиру Ильичу ничего, что могло бы его огорчить.
