Главная Культура 00:19 02 Февраля 2018 9427
По законам военного времени

Два фильма о кровавом тиране Сталине и его окружении. Один из них зрителям смотреть можно, другой нельзя. Почему?

Леонид Павлючик
Кадр из к/ф «Смерть Сталина». Фото: globallookpress.com

Они столкнулись на одном экране — два фильма о вожде народов и лучшем друге советских физкультурников. «Диван Сталина» был показан в присутствии автора, французской актрисы Фанни Ардан, выступившей в данном случае в качестве режиссера. Другой картине повезло меньше: «Смерть Сталина» в том же кинотеатре «Пионер» была после нескольких сеансов запрещена к показу. Обе ленты вольно трактуют личность вождя и его ближнего круга. Почему одну из них зрителям показывать можно, а другую нельзя?

Рискну предположить: фильм Фанни Ардан выглядит для Минкультуры безобиднее, что ли. В нем почти нет политики, Сталин изображен во время отдыха на даче. В кадре нет его соратников — Берии, Молотова, Хрущева, зато присутствует его давняя пассия, увядающая красавица Лидия, которая, вооружившись книгой Фрейда, проводит со Сталиным уроки психоанализа.

Вождь, то расположившись на диване, то погрузив тучные телеса в ванну, рассказывает ей свои сны, которые она толкует на свой лад.

Параллельно у Лидии завязывается подобие романа с молодым художником, который должен изваять скульптуру вождя. Между уколами ревности Сталин подписывает расстрельные списки и наблюдает из окна в бинокль, как прямо в саду отправляют на тот свет очередную партию «врагов народа»...

Уже по краткому пересказу видно, сколь далек фильм от исторической реальности. Но Фанни Ардан на нее и не претендует. Это ее отвлеченная, полная иносказаний, сюжетных нестыковок и метафизического тумана фантазия на темы всесильного тирана и его безгласного окружения, где в качестве кровавого сатрапа выбран не Ричард III или Макбет, а Сталин, которого играет Жерар Депардье, совсем не похожий на кремлевского горца. Но Депардье — «свой», ему, получается, произвольно трактовать образ вождя можно.

Мне фильм совсем не показался, во Франции он, кстати, провалился в прокате, его фестивальная судьба тоже не задалась, но, разумеется, запрещать показ наивного киноопуса оснований нет. Как нет их, на мой скромный вкус, и в случае с фильмом «Смерть Сталина», который на фоне полулюбительских упражнений мадам Ардан выглядит кинематографическим Монбланом.

Поставил фильм Армандо Ианнуччи. В России его знают мало, но он офицер ордена Британской империи, лауреат «Эмми», номинант на «Оскар». Его сатирические сериалы и фильмы «Гуща событий», «В петле», «Вице-президент» наотмашь бьют по истеблишменту западного общества. Теперь вот ударил по Сталину и его приближенным. Имеет, как мне кажется, право. Снимали же мы фильмы о Гитлере, Наполеоне и прочих извергах.

Сталина, впрочем, в фильме почти нет. Он умирает вскоре после начала ленты. Дальше начинается фантасмагория, имевшая место в действительности: охрана, как и ближайшее окружение вождя, боялась войти к нему в кабинет «без доклада». В итоге время для спасения было упущено... Эти эпизоды последних часов жизни немощного, обездвиженного вождя, уже, кстати, обыгрывались в саркастическом ключе Сергеем Соловьевым в «Черной розе, эмблеме печали», Алексеем Германом в фильме «Хрусталев, машину!». Ианнуччи их, без сомнения, видел, в одном из кадров он даже посылает нам через персонажа по фамилии Хрусталев шутливый привет.

Надо сказать, режиссер изучил сталинскую эпоху, перелопатил горы документов, мемуаров и даже анекдотов той поры. Видно, что читал Солженицына и Шаламова, но пригодился ему и опыт русской сатирической литературы в лице Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Булгакова...

Отталкиваясь от реальных событий, Ианнуччи создает гротескное полотно о соратниках и наследниках Сталина — сластолюбивом злодее Берии, жалком мямле Маленкове, бойком болтуне Хрущеве, трусливом, отрекшемся от жены Молотове, которые у хладного трупа вождя начинают подковерную борьбу за кремлевский трон. В результате хитроумных интриг это удалось Хрущеву, который смог привлечь на свою сторону бравого вояку Жукова — пожалуй, единственного из персонажей, кто показан в фильме (разумеется, в рамках комедийного жанра) с определенной симпатией.

Остальной же сталинской камарилье режиссер выносит в фильме едкий приговор. Было бы странно ожидать иного от автора, который верит, что сатира способна «обеззараживать» дурную реальность, менять мир к лучшему. Ему, кстати, принадлежит мысль, что Англию миновали гильотины именно потому, что в ней чтили сатириков и комедиантов. Про Россию такое, увы, не скажешь...

Надо ли изучать по этому яркому, спорному фильму нашу историю? Разумеется, нет. «Смерть Сталина» не претендует на роль учебного пособия, как, скажем, «Мертвые души» не претендуют на хронику дореволюционной России. У сатиры свой инструментарий и свои законы. «Искусство — не зеркало, а увеличительное стекло», — говорил Маяковский, в сатирических пьесах которого «Клоп» и «Баня» особо бдительные критики в свое время усматривали «антисоветский душок».

Похожая лексика всплыла и в ходе обсуждения «Смерти Сталина». Группа деятелей культуры, в их числе Никита Михалков, Игорь Угольников, Юрий Поляков, после закрытого просмотра фильма в письме министру культуры назвали картину «пасквилем на историю нашей страны», «злобной и неуместной якобы комедией», «плевком в лицо» нашим гражданам. Это письмо и послужило формальным основанием для отзыва у фильма прокатного удостоверения, выданного ранее тем же Минкультуры. И для последующей отправки «Смерти Сталина» на некую специальную экспертизу.

А ведь фильм экспертизу уже прошел. Он приобретен для проката многими странами — от США и Австралии до Греции, Румынии, Украины, Польши. Его высоко оценили и кинокритики российских авторитетных изданий.

Сам я смотрел «Смерть Сталина», сидя в переполненном зале кинотеатра «Пионер» на полу, поскольку все билеты на ближайшую неделю были распроданы. По ходу действия зрители смеялись, никто, по моим наблюдениям, плевки с лица обшлагом рукава не вытирал. Финальные титры были встречены аплодисментами. Наверняка нашлись и те, кому фильм не понравился, но это же нормально, когда фильм вызывает разные, порой и полярные эмоции. Единодушие бывает только на кладбище...

После сеанса я давал интервью одной из телекомпаний, говорил о том, что этот антитоталитарный памфлет нужно показать в России еще и для того, чтобы разорвать пуповину, связывающую наше общество с кровавым сталинским прошлым. Передо мной пытались высказать неодобрение фильму несколько коротко стриженных парней, но, запутавшись в своих мыслях, они с гиканьем выбежали из кадра. Уж не на эту ли публику ориентируются авторы письма?

Одна из его подписанток, актриса и депутат Госдумы Елена Драпеко, пошла дальше и с отвагой Лизы Бричкиной заявила, что времена нынче суровые и искусство, мол, надо судить «по законам военного времени». Для чего предложила создать Совет по нравственности. Но на экраны страны ежегодно выходит порядка 500 фильмов, а уж количество книг, спектаклей, выставок, телепередач и вовсе не поддается исчислению. Никакой Совет с этим валом не справится. Разве что вспомнить не совсем забытое старое и воссоздать целое ведомство со штатом цензоров в столице и на местах. Однако цензура, если кто еще помнит, у нас запрещена Конституцией. Разумные же ограничения (в частности, запрет на призывы к свержению государственного строя, разжигание межнациональной розни, показ порнографии и т. д.) и без того предусмотрены действующим законодательством. Депутат сама вынуждена была признать, что фильм «Смерть Сталина» его не нарушает.

Так о чем шумим, братья и сестры?

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 12463
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7821
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Как улетали журавли Татьяны Самойловой

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Даже одной Вероники было бы достаточно, чтобы навсегда внести ее имя в пантеон величайших актрис ХХ века. Кадр из фильма «Летят журавли», globallookpress.com

4 мая народной артистке России Татьяне Самойловой могло бы исполниться 90 лет. И десять лет назад — тоже 4 мая, в день своего 80-летия, она умерла в московской больнице. О звездной и драматичной...

Популярный актер – о новом фильме «Адмирал Кузнецов» и военной теме в кино, старом и нынешнем

Дарья Ефремова
Труд
Герой Петренко -- живой человек, а не гранитная глыба (в кадре - с Дарьей Урсуляк в роли Веры). Изображения предоставлены ВГТРК

На медиаплатформе «Смотрим» — биографический военно-исторический фильм «Адмирал Кузнецов». Проект осуществлен при поддержке Института развития интернета. В основу сюжета легла реальная история самого...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 7554
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

В РАМТе – недетский спектакль о детях войны

Анна Чепурнова
Труд
Война только началась, и одежда физкультурников скоро потеряет белизну (Яна Палецкая, Андрей Лаптев, Владимир Зомерфельд). Фото Марии Моисеевой предоставлено пресс-службой РАМТа

В РАМТе — премьера: «Ленинградские сказки» режиссера Филиппа Гуревича по одноименной пенталогии нашей современницы Юлии Яковлевой. В недавней постановке «Леопольдштадт» худрука театра Алексея...

Легенду французского кинематографа арестовали в Париже как насильника. Не стареют душой ветераны!

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Юристы считают - Депардье может грозить от пяти лет лишения свободы за домогательства. Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

Не стареют душой ветераны! Легенду французского кинематографа и обладателя российского паспорта Жерара Депардье на днях взяли под стражу в Париже как насильника. Его опять обвинили в сексуальном насилии. На этот...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6845
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6610
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?