Восток всегда манил русского человека своей таинственностью, мудростью и роскошью. Паломники и путешественники привозили с далеких берегов произведения искусства, которые становились модными, публиковали воспоминания, которые в просвещенной Московии сложились даже в особенный жанр «Хождений». Тут вспоминается и Афанасий Никитин с его путем в Индию, и многочисленные путешественники, которые с XIV века открыли для России Египет и, конечно же, богатые торговые и культурные контакты России со странами Малой и Средней Азии, где и проходил Великий Шелковый путь, по которому из Китая на запад везли не только шелк, благовония, пряности и украшения, но и знания, новые технологии, религиозные идеи.
В конце апреля сразу две выставки – «Сокровища Шелкового пути» и «Солнце Востока» – открылись в московской Библиотеке им. М.А. Волошина ЦБС ЦАО, которая хорошо известна своими уникальными востоковедными фондами и коллекциями. Первая выставка – это исключительное собрание нескольких сотен подлинных произведений ювелирного искусства, текстиля и малой пластики XVIII – нач. XX вв. из Китая, Монголии, стран Средней Азии, Афганистана, Ирана, а также той части восточной Европы, которая некогда входила в Оттоманскую империю.
Пряжки, ожерелье. Болгария, Македония. XIX век
Вторая выставка – работы известного российского художника-эмальера Александра Емельянова. Через коллекцию эмалевых пластов и живописных работ мастер передал внимательный взгляд русского путешественника на Восток, на минареты Стамбула и ворота старого города в Каире, ослепительно-синие стены домов Туниса и Алжира, бесконечные базары и узкие улочки, которые, словно по мановению волшебной палочки, превращаются в причудливую арабскую вязь и образы выдающихся средневековых суфийских мыслителей.
Накосные украшения, серьги, веретено. Туркмения. XIX век
«Восток удивителен и разнообразен, его формы и образы захватывают воображение и это – то притяжение которое длится потом всю жизнь, – рассказала «Труду» куратор выставки «Сокровища», известный историк восточного костюма и модельер Елена Лисовская. По ее словам, выбрать из коллекции любимое произведение очень сложно; интереснее прослеживать то, как формы и смыслы перетекают из одной азиатской культуры в другую. «Большинство представленных в экспозиции памятников, – продолжает куратор, - это не просто украшения, а амулеты и обереги, которые должны были защитить женщину во время свадьбы или в дни, когда она стала матерью. В каждом предмете здесь таятся смыслы, внутри отдельных предметов свернуты миниатюрные свитки бумаги с текстами защитных молитв. Очень значима и сама форма предмета».
Свадебные украшения. Хорезм, Узбекистан
Как отметила на открытии выставок Мария Меньшикова – научный консультант проекта, известный российский синолог и старший научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа, – «диалог России и стран Востока столь глубок и многогранен еще и потому, что русская школа востоковедения всегда была очень сильной. Это позволило россиянам многое узнать о Востоке гораздо раньше европейцев, учитывая, что отношение к странам Азии у нас всегда было не колониальным, а исследовательским и просветительским». На лекции о загадках и шедеврах Шелкового пути, прочитанной в рамках открытия проекта, петербургская гостья поведала о том, как китайский шелк покорил Запад, вошел в гардероб Петра Великого и стал любим в России. После лекции публике была продемонстрирована подлинная китайская шелковая «дамасковая» завеса XVIII века из частного собрания. Уровень исполнения богато расшитого памятника поражал воображение.

Узбекское женское платье
В витринах между тем – невероятное буйство цвета. «Серебро напоминает собой драгоценную парчу, в которой там и здесь сверкают насыщенно-красные сердолики, бирюза, священный для народов Востока лазурит, кораллы и перламутр, – поясняет генеральный продюсер проекта и директор Библиотеки им. М.А. Волошина ЦБС ЦАО Сергей Куприянов. - Все это изобилие захватывает и на мгновение кажется, что попал в шатер Шемаханской царицы или в покои царевны Будур из сказок «1001 ночи».
Выставленные подлинные азиатские женские костюмы XIX столетия позволяют увидеть украшения и текстиль в едином комплексе, который дополняют висящие на стенах старинные фотографии туркменок, узбечек, монголок в пышных одеяниях и головных уборах». Эти бледные кадры, сохранившие удивительные лица безымянных восточных красавиц, заставляют еще и задуматься о времени и том, что красота и поиск совершенства непреходящи и не имеют границ. В этом, наверное, скрывается, один из главных смыслов, которые донес до нас Великий Шелковый путь.
А еще, увидев эти невероятные сокровища, хочется взять с библиотечной полки книгу о странах Азии и самому отправиться в путешествие или же просто мечтать о дальних странах, как это делал М.А. Волошин.
Выставка будет открыта в Библиотеке им. М.А. Волошина ЦБС ЦАО до 15 мая. Вход свободный – это редкий в наше время некоммерческий проект.
