Главная Жизнь 01:01 03 Октября 2000 211
СТАВКА НА РЕФОРМУ
Научно-практическая конференция "Железнодорожный транспорт: концепция реформ", состоявшаяся в Москве, была посвящена самым острым проблемам стальных магистралей страны.
Вагринов Александр

О необходимости структурных преобразований своей отрасли железнодорожники заговорили давно. В 1998 году правительство Российской Федерации приняло программу реформы федерального железнодорожного транспорта. И сразу же в результате принятых мер наметились положительные сдвиги. Прежде всего заметно сократились народнохозяйственные затраты на перевозки железнодорожным транспортом, поскольку снижение тарифов способствовало уменьшению доли транспортной составляющей в конечной цене продукции в среднем на 40 процентов и росту промышленного производства.
Но объемы перевозок растут и стареющему подвижному составу, который практически не "смазывается" государственными инвестициями, все труднее справляться с ними. За период с 1992 года ежегодные объемы капиталовложений на железнодорожном транспорте снизились в три раза, а износ основных производственных фондов вырос с 36 до 55 процентов. В последнее время железнодорожники развивались только за счет собственных ресурсов, отметил в своем выступлении Игорь Николаев, заместитель руководителя департамента экономики МПС России. Например, только по итогам первого полугодия прошлого года собственные средства в общем объеме инвестиций в основной капитал составляли почти 94 процента. Это значительно больше, чем в других отраслях естественных монополий, но для приостановления тенденций старения основных производственных фондов явно недостаточно. К тому же в бывшем СССР большое количество грузовых вагонов выпускалось в Украине. После распада Союза в России не осталось предприятий, специализирующихся на выпуске вагонов-цистерн для нефтепродуктов, кислот, вагонов-хопперов для зерна, цемента, универсальных вагонов-платформ... Остро встала проблема размещения производства вагонов в России. Очень важно, чтобы потребности железнодорожного транспорта обеспечивали отечественные предприятия. Дефицит вагонов уже в недалеком будущем может превратиться в препятствие экономическому развитию национального хозяйства.
В министерстве пришли к выводу, что реформирование отрасли следует проводить более решительно, чем это предполагалось несколько лет назад, и разработали Концепцию развития структурной реформы железнодорожного транспорта, рассчитанную на 2000-2007 годы.
Концепция рождалась в муках. Например, еще минувшей весной речь шла лишь о создании государственного унитарного предприятия, в котором на первом этапе концентрировались бы функции хозяйственного управления железнодорожным транспортом. Но эта идея, как малоэффективная, была отвергнута.
Существует несколько значительно отличающихся друг от друга вариантов реформирования. Важнейшие из них разрабатываются в кабинетах Министерства путей сообщения и Министерства экономического развития и торговли. Свои идеи предлагают эксперты из Российской академии наук. Всемирный банк, ЕБРР в последние годы профинансировали целый ряд проектов по изучению железнодорожного транспорта в России. Оценив возможности применения зарубежного опыта в российских условиях, они также высказывают собственные соображения. Но, как отметил заместитель директора Центра социальных инноваций Владимир Цапелик, "все концепции едины в одном: необходимо отделить хозяйственные функции от функций государственного управления железнодорожным транспортом".
- Главной целью для нас по-прежнему остается снижение народно-хозяйственных затрат на перевозки, - сказал Александр Мишарин, первый заместитель министра путей сообщения. - Для ее достижения необходимо выполнить целый комплекс задач. Одна из главных - вывести из МПС функции хозяйственного управления железнодорожным транспортом и передать самостоятельному хозяйствующему субъекту - открытому акционерному обществу "Компания "Российские железные дороги" (компания "РЖД"). У МПС должны быть сохранены только функции государственного управления. Причем учредителем компании "РЖД" выступает правительство Российской Федерации. 100 процентов акций компании находятся в государственной собственности. Необходимо создать благоприятные условия для привлечения инвестиций с целью обновления производственно-технической базы отрасли, отладить механизмы заинтересованности в высокой эффективности работы на всех уровнях. Также для нас представляется весьма важным обеспечить доступ компаний-перевозчиков к производственной инфраструктуре железнодорожного транспорта на равных условиях.
В Министерстве путей сообщения предлагают проводить реформирование в три этапа.
- Прежде всего необходимо создать правовую базу, - подчеркнул Борис Лапидус, руководитель департамента экономики МПС. - Потребуется внесение изменений и дополнений в федеральные законы, касающиеся железнодорожного транспорта, и другие акты. Они принимались несколько лет назад, и отдельные их положения не способствуют структурным преобразованиям в отрасли, предусмотренным проектом концепции. Кроме того, предстоит проанализировать целый ряд международных договоров в области железнодорожного транспорта. Создание необходимой нормативно-правовой базы на первом этапе обеспечит эффективность и других мер организационного, финансового, социального и технологического характера.
Второй этап предполагает осуществить в 2002-2004 годах разделение функций государственного и хозяйственного управления на железнодорожном транспорте. Одна из важнейших задач, которая должна быть решена достаточно быстро, - повышение заинтересованности работников отрасли в высокопроизводительном эффективном труде. В министерстве хотят сделать так, чтобы существовала прямая связь оплаты труда работников с конечным финансовым результатом их деятельности. Пока такая связь отсутствует.
- Резервы для повышения производительности труда на железнодорожном транспорте есть, - убежден Игорь Николаев, заместитель руководителя департамента экономики МПС РФ. - Об этом говорит хотя бы тот факт, что по показателю выработки на одного работника, занятого на перевозках, российские железные дороги отстают от железных дорог США более чем в пять раз.
Оказывается, как бы прибыльно ни работали предприятия железнодорожного транспорта, зарплата их работников пока определяется тарифной сеткой, привязанной к низким бюджетным ставкам работников центрального аппарата МПС России. Причиной такого положения является совмещение министерством функций государственного и хозяйственного управления железнодорожным транспортом. Без этого совмещения определение уровня зарплаты работников станет исключительно прерогативой компании "Российские железные дороги". И тогда непосредственная связь между уровнем оплаты труда и конечным результатом будет установлена. Таким образом, в выигрыше останутся все: и сами работники, и потребители их услуг. Как считают в Министерстве путей сообщения, когда функции хозяйственного управления будет выполнять государственная акционерная компания, у сторонних кредиторов появится интерес вкладывать инвестиции в железнодорожный транспорт, которых сейчас так катастрофически не хватает.
На этом же этапе будет проходить реструктуризация компании "РЖД" с выделением в виде дочерних компаний предприятий непрофильной сферы, а также отработка взаимодействия всех звеньев новой структуры управления железнодорожным транспортом.
Третий этап (начиная с 2005 года) включает в себя продолжение создания и продажу пакетов акций дочерних компаний при сохранении 100 процентов акций самой компании "РЖД" в государственной собственности.
- В итоге структурной реформы государство получит обновленный железнодорожный транспорт, техническая база и система управления которого будут обеспечивать возрастающий спрос на перевозки при росте их качества, - считает Александр Мишарин. - К тому же пользователи услуг железной дороги получат их на более высоком качественном уровне при снижении доли транспортных издержек в конечной цене продукции. А сами железнодорожники будут иметь достойный уровень жизни, который станет соответствовать сложности и ответственности их труда.
Очевидно, что в программу реформирования железнодорожного транспорта еще будут вноситься коррективы. Дискуссионное обсуждение названных проблем - естественный процесс, поскольку слишком дорогой ценой оборачиваются ошибки на стальных магистралях, являющихся каркасом единого экономического пространства страны.

80 лет назад на нынешней площади Победы состоялся первый советский парад

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
По площади чеканят шаг летчики, участвовавшие в Восточно-Прусской операции. Фото из открытых источников

«Поверженная прусская столица — Кенигсберг — 7 ноября 1945 года впервые за всю свою семивековую историю увидела великий Октябрьский праздник советского народа» — так 80 лет назад написала...

Российские войска ведут в городе встречные бои, отражая атаки противника

Кадр видео Министерства обороны России

Вооружённые силы Украины (ВСУ) попытались деблокировать город Купянск в Харьковской области. Об этом сообщает Telegram-канал «Иди и смотри». По данным военных корреспондентов, российские войска ведут в Купянске встречные бои, отражая...

В домах столетней постройки исчезают перекрытия, стены, а также силы и средства на их восстановление

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Угол Большой Зелениной улицы и Малого проспекта Петроградской стороны, где в августе прошлого года обрушилась часть дома, обретает контуры аномального треугольника. В отличие от Бермудского, наш треугольник вполне рукотворный....

По словам аналитика, без него противник не удержит значительную часть территорий на западе ДНР и в Днепропетровской области

Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Если вооружённые силы Украины (ВСУ) потеряют город Красноармейск (украинское название Покровск) в Донецкой Народной Республике, то это событие будет сопоставимо с потерей Авдеевки или Угледара. Такое мнение высказал в комментарии для интернет-издания...

Жизнь 00:02 / 14 Ноября 2025 4725
Столицу смыла волна

Осенью петербургские историки традиционно вспоминают грандиозное наводнение, случившееся в городе на Неве осенью 1924 года…

Ирина Смирнова
Труд
Фотографии ЦГАКФФД СПб

В официальных документах об этом осталось мало свидетельств, хотя для Питера и государства это событие имело судьбоносные последствия. «Вода в тот день достигла 380 см выше ординара, что совсем немного уступает...

Противник понёс эти потери в зонах ответственности группировок войск «Север», «Юг» и «Запад»

Кадр видео: страница Министерства обороны РФ «ВКонтакте»

В ходе специальной военной операции группировки войск «Север», «Юг» и «Запад» Вооружённых сил России за минувшие сутки уничтожили более 600 украинских боевиков. Об этом сообщила на своей странице в социальной...

Это эвакуация высокопоставленных украинских или натовских военных, считает Юрий Кнутов

Фото: Назар Фурик/Zumapress.com, globallookpress.com

Задачей группы спецназа главного управления разведки (ГУР) министерства обороны Украины в Красноармейске (украинское название Покровск) в Донецкой Народной Республике была эвакуация каких-то важных украинских военных или офицеров НАТО. Такое...

Очередная эпопея с хищениями в сфере ЖКХ Петербурга развернулась в Невском районе

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Судя по всему, горожан еще ждут сюрпризы с распилом средств, отпущенных на ЖКХ. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Махинации в государственном казенном учреждении «Жилищное агентство» привели к аресту его директора Андрея Соколова. Октябрьский районный суд отправил фигуранта в СИЗО до 21 декабря. Его и муниципального...

Росстат отрапортовал о сокращении разницы в доходах самых богатых и самых бедных россиян

Анатолий Журин
Труд
Фото: © Federation Council of Russia, globallookpress.com

«Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим», — настоятельно советовал когда-то Козьма Прутков. А на этой неделе СМИ облетело очередное бодрое сообщение Росстата...

Противник понёс их за минувшие сутки в зонах ответственности группировок войск «Центр», «Восток» и «Днепр»

Кадр видео: страница Министерства обороны РФ «ВКонтакте»

В ходе специальной военной операции группировки войск «Центр», «Восток» и «Днепр» Вооружённых сил России за минувшие сутки уничтожили более 750 украинских военнослужащих. Об этом сообщила на своей странице...

Жизнь 20:01 / 08 Ноября 2025 2969
Последняя колонка

Саратовские грибники принесли из леса по корзине трюфелей

Труд
Трюфель. Фото: © Gustavo Valiente, globallookpress.com

От такого медведя мало шансов убежать Российские археологи описали новый вид вымершего гигантского медведя, обитавшего на планете примерно 5 млн лет назад. Как сообщил директор Палеонтологического института РАН Алексей Лопатин,...

Дано ли нам, нынешним, испытать чувство всеобщего единения?

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
Сейчас люди или на одном «вайбе», или нет. Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Отгуляли ноябрьские. Поздравлений от друзей и знакомых я толком так и не услышала. В лучшем случае на мой вопрос о том, что празднуем, отвечали кратко: «Не разжигай!» Выходной день —...

Жизнь 19:01 / 29 Ноября 2025 2824
Последняя колонка

В Калининграде задержали похитителя дверных ручек

Труд
Фото: © Belkin Alexey, globallookpress.com

Похититель дверных ручек Когда-то в Риме был снят фильм «Похитители велосипедов». А в Калининграде можно было бы снять кино про похитителя дверных ручек. Региональный Фонд капитального ремонта устанавливает в городе...

Сумма штрафа составила три тысячи рублей

Фото: Demian Stringer/Zumapress.com, globallookpress.com

Суд Каменска-Уральского Свердловской области оштрафовал на три тысячи рублей местного жителя Сергея Глухих, который был признан виновным в поиске экстремистских материалов. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на объёдиненную пресс-службу судов...

Жизнь 00:08 / 21 Ноября 2025 2563
Докажите, что вы не дрон!

Найден еще один способ защитить нас от беспилотников? Жулики аплодируют

Марина Крючкова
Труд
Фото: Drazen Zigic, ru.freepik.com

«Нет, мало того что летом я из-за дронов три раза ночевала в аэропорту, а в сентябре почти месяц без интернета на даче сидела. Так теперь еще и должна доказывать, что я не дрон!» Приятельница...

Бывшая замминистра строительства ДНР Юлия Мирваезова обвиняется в краже денег по 14 государственным контрактам

Кадр видеозаписи с хостинга YouTube

Сумма ущерба по уголовному делу в отношении бывшего первого заместителя министра строительства Донецкой Народной Республики Юлии Мерваезовой и других фигурантов, обвиняемых в хищении денег у Министерства обороны РФ, превысил девять миллиардов...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?