Главная Культура 15:57 03 Ноября 2021 3120
Любовь – на час, музыка – навсегда

В Большом театре поставили две редкие оперы Прокофьева и Равеля

Сергей Бирюков
Музыку Прокофьева и Равеля делают видимой мизансцены Владислава Наставшева и Екатерины Мироновой. Фото предоставлено Большим театром

Не знаю, кому именно в руководстве Большого театра пришло в голову соединить на Камерной сцене имени Бориса Покровского в один вечер две оперы – «Маддалену» Прокофьева и «Испанский час» Равеля, но мысль великолепная. Оба замечательных произведения не избалованы вниманием отечественных сцен: из равелевских опер чаще ставят детскую «Дитя и волшебство», ну а Прокофьев так увлекся последующими замыслами, что сам подал не лучший пример отношения (совершенно не заслуженного) к своему оперному первенцу, даже не найдя времени его полностью оркестровать. Это пришлось доделывать английскому дирижеру Эдварду Даунсу, нашему Геннадию Рождественскому и другим энтузиастам, вернувшим партитуру к жизни лишь в конце ХХ века.

Произведения одновременно и резко контрастны – по настроению, стилистике, – и глубоко родственны по смыслу: и там и там речь о женщине, ловко манипулирующей мужчинами и добивающейся своей цели. Только у Прокофьева и его напустившей модного декадансного мрака либреттистки Магды Ливен-Орловой это femme fatale, пожирающая сердца и сами жизни любовников (популярный в начале ХХ века образ – достаточно вспомнить «Лулу» или «Средство Макропулоса»), а у Равеля и автора пьесы Франк-Ноэна (драматурга и баснописца Мориса-Этьена Леграна) – гораздо менее кровожадная красотка, пришедшая из классических комедий и вполне удовлетворяющаяся тем, что немилые ухажеры одурачены, а милый – приближен к сердцу и прочим частям тела и души.

Впрочем, и у Прокофьева все не так в лоб, а скрашено изрядной толикой иронии, с которой этот природный сангвиник относился к подобным сюжетам (впоследствии эта ирония роскошно проявит себя в «Любви к трем апельсинам» с ее нестрашными страшными магами, в «Огненном ангеле» с его саркастичными Фаустом и Мефистофелем, в кантате «К ХХ-летию Октября» с ее авангардно распетыми текстами классиков марксизма-ленинизма). А главное – оба произведения насыщены изумительными музыкальными темами, в стилистическом лице которых мгновенно угадываются их авторы. И по яркости они вполне сравнимы, пусть опус 20-летнего студента Петербургской консерватории, вообще-то имевшего в виду лишь исполнение своего оперного этюда в учебной студии, менее мастеровит в частностях, чем работа 33-летнего Равеля для парижской Комической оперы.

Дирижер Алексей Верещагин находит верный ключ как к экспрессивной, волшебно-красочной партитуре Прокофьева, в которой столько зерен будущей романтической готики Второго фортепианного концерта или сумасшедшей экзальтации следующей, уже полнометражной оперы «Игрок» по Достоевскому, так и к остроумнейшей звуковой палитре Равеля с ее страдательно подвывающим тромбоном (нелегко любовникам прятаться друг от друга в тесных футлярах часов) и «допевающим» за изнемогшего героя самую низкую ноту контрафаготом. Исполнение вокальных партий успешно в разной степени – от точного попадания в образ и интонацию у тенора Михаила Яненко (наивно-восторженный муж Маддалены Дженаро) и баритона Андрея Бреуса (меланхоличный алхимик Стеньо) до несколько искусственного форсажа голоса у Марии Лобановой (заглавная героиня). В «Испанском часе» ровно-хорош весь ансамбль солистов – сопрано Анна Бауман (любвеобильная Консепсьон), тенор Игорь Вялых (невозмутимо-сладкоголосый муж героини часовщик Торквемада), еще один тенор Петр Мелентьев (витающий в облаках поэт Гонзальв), бас Александр Маркеев (вальяжный банкир Иниго Гомес), баритон Василий Соколов (силач и симпатяга Рамиро).

Миманс готов стать для героев «Испанского часа» и футляром от часов, и самими часами. Фото предоставлено Большим театром

Особо следует сказать о режиссере Владиславе Наставшеве, он же сценограф и художник по костюмам. Не боясь показаться непедагогичным (этому сдержанному и самоуглубленному молодому человеку заносчивость, по-моему, не грозит), назову его счастливым шансом уже нескольких московских театров, с которыми он сотрудничает, в частности и Большого… У Владислава два мощных козыря: во-первых, он виртуозно умеет обходиться минимумом средств, во-вторых – будучи сам, как это недавно выяснилось, тонким композитором, чувствует «музыкальное напряжение» буквально каждой точки пространства сцены. «В Маддалене» и «Испанском часе» это выразилось в уникальном приеме: почти полностью отказываясь от декораций и реквизита, а героев одевая в обычные для начала ХХ века (когда писались оперы) костюмы, он создает эмоционально-пластическую среду при помощи дюжины артистов миманса. Мало того, что этот универсальный «материал» может превращаться в любой объект, облепляя героев, как те часовые футляры, или колышась, как занавеска, за которой прячется Маддалена, вдруг открываемая общему взору порывом бури. Главное – «массовка» в любой момент словно визуализирует саму партитуру: общей экспрессией движений, а то и нарочитым (когда нужно сбить лишний пафос) пародированием музыкальных ритмов и фраз. Особенно виртуозно это сделано в «Испанском часе», где благодаря танцовщикам не только визуализируются ритмы хабанеры, вальса, болеро, которыми богато инкрустирована эта партитура, но и сложной полифонией жестов изображается полный хитрых зацепок и ритмических наслоений мир часовых механизмов. Признаюсь – не припомню другого примера столь плодотворного сотворчества двух постановщиков – режиссера и хореографа, которым в этом оперном диптихе стала Екатерина Миронова.

Возможно, только один штрих я бы посоветовал еще внести: сделать сквозными для обеих опер и сами лица героев. Ну, хотя бы женское лицо: пусть Маддалену и Консепсьон поет одна и та же артистка. Это бы подчеркнуло единый стержень двухчастной композиции. Впрочем, и так костюмы и грим «рифмуют» для нас, допустим, малахольного алхимика Стеньо с поэтом Гонзальвом, а художника-жизнелюба Дженаро с неунывающим погонщиком мулов Рамиро. Может быть даже, в этой «рифме» заключен и мрачноватый намек погонщику: не впадай в эйфорию, женская природа переменна…

P.S. Я сказал, что недавно узнал и о композиторских опытах Владислава Наставшева. Бесспорно, то важная сторона творческой натуры одного из главных героев этой публикации, поэтому добавлю несколько фраз о том, как это было. Набросал их себе в блокнот после одного из концертов недавнего фестиваля «Территория» – и вот пригодилось сейчас:

«Час десять минут тихой магии. Хотя, когда слушаешь, времени не осознаешь – может, так прошло два часа, может – несколько минут. Стихи – иногда знакомые, вроде бунинских «И ветер, и дождик, и мгла». Чаще – незнакомые: «Меня застукали в полнейшей темноте в компании таких же как и я случайных иностранцев Прошвырнуться должно быть вышли они к морю и на дюнах рассевшись друг у друга сигареты стреляли»… Парадоксы, непонятки – а слушать хочется и хочется. Еще и потому что завораживает музыка – очень простая и изысканная, в чем-то продолжающая Вертинского, в чем-то Таривердиева, в чем-то мастеров джазового фьюжна. Но неизменно пронзительно искренняя. Владислав Наставшев – рижский музыкант, которого большинство моих коллег – музыкальных критиков узнали лишь год назад, причем в другом качестве – как режиссера тонкой, очень точной и опять же предельно экономной постановки «Искателей жемчуга» на Камерной сцене Большого театра. Тем, кто ближе к драме, знакомы и другие его работы в Гоголь-центре. А я, вместе с еще несколькими сотнями слушателей, теперь знаю, что он и сочинитель точно такой же выработанный и проникновенный, какой постановщик».

Владислав Наставшев оказался столь же тонким художником в сочинении, как и в режиссуре. Фото автора
Культура 00:51 / 24 Октября 2025 23107
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5494
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5367
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...

Культура 20:01 / 18 Октября 2025 3868
Американец гадит

«Американец» - так будет называться криминальный сериал, действие которого происходит в 1949 году

Труд
В Фильме снимаются Антон Шагин и Любовь Константинова. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Думал ли наш зритель, когда с упоением смотрел «Место встречи изменить нельзя», что пару десятков лет спустя производители сериалов один за другим начнут штамповать кино о борьбе с послевоенным бандитизмом? «Крик совы»,...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?