Известие о смерти Эльдара Рязанова застало петербургских актеров, хорошо знавших великого режиссера, в разных городах, на репетиции, в гримерной... Но ни один не отказал в просьбе сказать несколько слов об Эльдаре Александровиче.
– Я потерял близкого друга, – сказал народный артист СССР Олег Басилашвили, готовясь к вечернему гастрольному спектаклю в Риге. – Совсем недавно я был у Элика в Подмосковье, где он жил вместе со своей верной, горячо любящей женой Эммой. Он обрадовался моему приезду, хотя не скрывал, как ему тяжело. Даже обмолвился: «Скорей бы все уже закончилось, устал»… Это было минутное. Эльдар Александрович обладал сильным, жизнелюбивым характером. Иначе не стал бы таким большим режиссером. Мало кто знает, как непросто ему давались картины. Ту же «Карнавальную ночь» цензура замучила. А фильму «О бедном гусаре замолвите слово», где мне довелось сниматься, проверяющие из Министерства культуры предъявили более ста замечаний! Конечно, Эльдар Александрович переживал. Но благодаря великолепному чувству юмора умел сгладить «острые углы» и профессии, и времени. Все сорок лет нашей дружбы я не уставал удивляться, как его на всё хватает: съемки, сценарии, стихи, книги...
При этом ни следа чванливости, ни грамма снобизма – никогда не замечал в нем этого. К популярности относился спокойно, можно даже сказать, не замечал ее. Работа была для него самым главным в жизни. Прожил он 88 лет. Вроде бы и немало. Но такие люди, как он, должны жить, считаю, гораздо дольше, никак не менее ста лет. Представьте, сколько интересного он успел бы еще сделать! Идеи били из него ключом. Жаль, очень жаль, что век таких людей, как Эльдар Рязанов, намного ограниченней их творческих возможностей.
Народная артистка РСФСР, лауреат двух премий «Ника» Светлана Крючкова не может сдержать слез:
– Накануне его ухода, воскресным вечером я выступала в киноклубе «Эльдар». Этот клуб создал Рязанов и именно он благословил меня в свое время на поэтические вечера. Говорил, что нужно нести людям талантливое слово. У нас ведь многие великие поэты переломной эпохи первой четверти ХХ века остаются малоизвестны, а иные совершенно забыты. Вы бы видели, как зрители слушают стихи! Низкий поклон за это Эльдару Александровичу!
На тот мой вечер должна была приехать Эммочка, жена Элика. Но позвонила с извинениями, сказала, что ухудшилось состояние здоровья мужа, и она, конечно, должна быть рядом с ним. Мне верилось: обойдется, справится, он ведь сильный. Сколько раз уж бывало ему совсем плохо, но выкарабкивался, строил планы на новую работу. И громом среди ясного неба стало для меня сообщение о его уходе, полученное после полуночи. В ночь на понедельник я так и не заснула.
Ушел настоящий друг. Один из последних гигантов отечественной кинорежиссуры. Он любил актеров. Доставал из нас лучшее, что было спрятано в глубине души, и открывал новые грани таланта.
Немногим коллегам я позволяю обращаться ко мне на «ты» и по имени. Просто потому, что очень часто это быстро переходит в фамильярность, а там недалеко и до обид. Элик был одним из тех, для кого я считала за счастье быть просто Светой.
Народного артиста РФ, актера петербургского театра им. Ленсовета Сергея Мигицко звонок корреспондента «Труда» застал на репетиции. Обычно в таких случаях он трубку просто отключает. На этот раз признался, что догадывался, о чем, точнее о ком будет вопрос, и, конечно, не мог не ответить.
– Что сказать? Я в состоянии грогги (в боксе – шок от резкого удара. – «Труд»). Да, Эльдар Александрович тяжело болел, но такое бывало и раньше – болел, поправлялся, строил планы. А тут вот всё, конец…
Я был безумно счастлив, когда получил роль в фильме «Андерсен. Жизнь без любви». Два года работы с Рязановым вспоминаю, как одни из лучших в моей жизни. Причем не только актерской. Не все проходило гладко, бывали у нас споры. У меня имелось собственное представление, как играть великого сказочника. Но до обид или раздражения не доходило ни разу. Потому что Рязанов знал, когда затянуть ремень, а когда отпустить пряжку и дать актеру возможность для импровизации. Очень тонкое чувство природы артиста – вот один из главных его козырей, как режиссера. Эльдар Александрович был прекрасным психологом и все делал с любовью – к своим соратникам, коллегам. Он вообще жил с любовью к людям – редкий по нынешний жизни талант. И жизнь ему воздала.