
«Несколько минут, пока он боролся со львом, то есть держал хищника за клыки, не давая ему сомкнуть их на шее, все это время я видела его взгляд», — Татьяна Алексагина, помощник основателя и директора крымского парка львов «Тайган» Олега Зубкова впервые за почти две недели после ЧП смогла наконец рассказать, как все было в тот день. И почему вечернее кормление зверей, которое для них с Алексеичем давно уже стало привычным, в тот раз едва не стало для него последним.
Про основанный Зубковым в 2012 году в Крыму парк львов «Тайган» я впервые узнала два с лишним года назад. Случайно попались видео о детеныше-гамадриле Люське и других обитателях «детского сада» Алексагиных, где Татьяна и Влад выхаживают малышей «Тайгана», чьи родители либо от них отказались (в дикой природе свои законы: зачем выхаживать больного детеныша, если можно родить здорового), либо погибли. Об обезьянках, тигрятах, лисятах, ежатах, волчатах, о попугае Жорике и носухе Соне Татьяна сняла трогательные ролики, набирающие все новые сотни тысяч просмотров. Я даже написала об этом в «Труде» («Люськина семья и другие звери») в 2023 году.
Тогда же узнала, что в «Тайгане» есть и обширная саванна, где с ранней весны до поздней осени обитают 50-60 львов. И среди них спокойно ходит один и без оружия (не считая тапка) директор парка, которого тут называют «человек-лев». Даже дрессировщики считают уникальным его общение с хищниками. А Эдгард Запашный снял фильм, пытаясь разобраться в «феномене Зубкова».
И вдруг гром среди ясного неба: директор «Тайгана» в больнице в тяжелом состоянии, на него напал лев! Пострадало горло, повреждены трахея, мышцы груди, когтем пробита грудная полость. Прочие раны Татьяна Алексагина считает царапинами — по сравнению с тем, что могло произойти. В момент нападения она была рядом, снимая ролик. Больше 10 лет она сопровождает директора в саванне («прикрываем друг другу спины», по выражению Татьяны) — и тут вдруг такое...
Теперь, когда позади две операции и врачи утверждают, что угрозы жизни Зубкова нет, а сам он общается в больнице с близкими и коллегами (пока записочками), у Татьяны все чаще спрашивают о причинах внезапной агрессии льва. Ведь он напал на человека, чей авторитет для львов был непререкаем со времен еще первого вожака «Тайгана» Лорда. Тогда, чтобы спасти Лорда, Зубков впервые вошел в саванну: надо было обработать тому раны.
После лечения лев быстро пошел на поправку и снова смог совершать обязательный для вожака ежедневный обход своей территории. Но уже в компании человека. И присягавшие Лорду львы (в знак повиновения они ложились или уступали дорогу) одновременно присягали и человеку. Это продолжилось и при внуке Лорда Чуке (он на фото вверху), который правил всеми прайдами «Тайгана» до нынешней весны и очень привязан к Зубкову. Неужели причина нападения в том, что Чук «вышел на пенсию» и у львов новый вожак?
— Да не было никакого нападения, — повторяет Алексагина. — Все шло как обычно: приехали в саванну, раздали мясо, пообщались со львами, прибрались и уже двигались на выезд, когда я увидела, что дверца в один из зимних вольеров приоткрыта. Сказала Олегу Алексеевичу, и он решил ее закрыть. В трех метрах от дверцы лежал лев и ел мясо. Директор его погладил, полюбовался, как тот ест, и задвинул дверцу. От громкого звука лев подскочил. Если бы он лежал головой к саванне, то просто убежал туда. Но перед ним был человек. И зверь прыгнул и ударил его лапой, убирая с пути. Он хотел бежать, а не нападать. Однако от удара лапы человека развернуло, и его шея оказалась перед глазами хищника: слишком сильное искушение! Но Олег Алексеевич угадал намерение льва и за миг до того, как тот вцепился в шею, успел схватить его за клыки, не давая их сомкнуть.
По словам Татьяны, она понимала, что долго бороться со львом Зубков не сможет, и попыталась, наезжая на льва электрокаром, заставить отпустить жертву. Но тот только поднял ее и понес под мостки. Счет шел на секунды...
— Никогда не забуду эту картину: поднятое над головой льва лицо, обращенное ко мне, а вокруг лица грива. И все это время Олег был в сознании и смотрел на меня. Может, когда-нибудь наберусь духа спросить, о чем тогда думал...
Понимая, что нет времени достать защитные средства из багажника, женщина схватила с заднего сиденья пластиковое ведро и совок и стала шлепать совком льва по носу («Не было ни страха, ни мыслей — только желание спасти»). Но хищник не отпускал добычу. И тогда, вспомнив, что львы боятся резких звуков, Татьяна начала стучать ведром по бетону. Сработало! Лев рванул прочь. Но как дотащить раненого до машины? И тут с обзорных мостков (на фото внизу), где было довольно много народу, спрыгнул мужчина. Потом стало известно, что зовут героя Алексей Данилов, он из города Шахты Ростовской области (на фото рядом с Татьяной Алексагиной). Алексей помог погрузить пострадавшего в машину. Ну а дальше скорая помощь, больницы, операции... Потом врачи сказали, что от смерти директора отделяли миллиметры: клык едва не задел сонную артерию.
Фото из открытых источников
...Дрессировщики, включая Эдгарда Запашного, размышляют: как случилось, что львы, а их неподалеку от места происшествия было как минимум полтора десятка, не бросились на жертву, почуяв запах свежей крови. Случайность? Чудо? Или все же «феномен Зубкова»?
P.S. В числе первых распоряжений, которые директор «Тайгана» прислал из больницы, было не переводить «его» льва из саванны в вольер, ведь агрессия зверя вызвана испугом, а не желанием убить человека. И уж тем более нет речи об усыплении. По словам Татьяны Алексагиной, трепетное отношение Олега Алексеевича к животным известно: в самых острых ситуациях он старается их спасти, забрать в «Тайган» — даже тех, кто когда-то нападал на дрессировщиков, на хозяев. Его установка: звери следуют инстинктам, а за это нельзя наказывать.
Прошлой осенью в парке случилась беда: погибла управляющая Леокадия Перевалова. Она не закрыла задвижку в вольере, когда убиралась. Виновных в ее смерти двух львиц и льва тоже не усыпили. Но в саванну больше не выпускают, они живут в вольере. Та же участь постигла и белого льва, который в 2012 году погнался за Зубковым в саванне. После второй такой атаки Витязь получил «желтую карточку» и теперь живет в вольере с супругой, занимается воспроизводством популяции особо ценных белых южноафриканских львов. А что, тоже вариант!