Третий клон кукурузника

Оказывается, в Белоруссии умеют делать не только трактора и самосвалы

Анатолий Журин
Давайте пожелаем, чтобы новая страница российско-белорусского сотрудничества в области гражданской авиации не была обезображена жирной кляксой невыполненных обещаний

Российский самолет ЛМС-401 на этой неделе получил имя второго по величине озера братской республики — «Освей». Теперь Уральский завод гражданской авиации вместе с соседями будет доводить до ума и организовывать производство двухдвигательного легкого многоцелевого самолета, который должен заменить легендарный Ан-2.

Первые турбовинтовые самолеты ЛМС-401 «Освей» обещаны к 2026 году, а уже к 2030-му планируется построить от 85 до 100 воздушных судов. Самолет с неубирающимся шасси рассчитан на 19 пассажиров. То есть по загрузке он станет промежуточным между девятиместным «Байкалом» и 44-местной «Ладогой», также названными именами озер, но российских. В разработке задействованы ОАО «558-й Авиационный ремонтный завод» (Барановичи) и АО «Уральский завод гражданской авиации» (Екатеринбург). Белорусы возьмут на себя окончательную сборку самолета. Плюс к производству комплектующих привлекут 407-й Минский завод гражданской авиации.

Вполне понятно стремление белорусов сделать шаг к превращению страны в авиастроительную державу. На территории республики сохранились и успешно работают сразу три авиаремонтных предприятия: Минский завод гражданской авиации № 407, ОАО «Оршанский авиаремонтный завод» и ОАО «558-й Авиационный ремонтный завод». Помимо ремонта самолетов и вертолетов они занимаются производством комплектующих, а также разработкой перспективных беспилотных летательных аппаратов. Под новый проект в Белоруссии создали свое собственное конструкторское бюро, обучаются кадры, закупаются станки, расширяются производственные мощности. Свои самолеты стране нужны, и соседи свою часть работы точно сделают. Хорошо бы не подвели их российские партнеры, привыкшие больше обещать, чем выполнять взятые обязательства и сроки.

Об этом напоминает известнейший в отрасли специалист, летчик-испытатель, доктор технических наук Вадим Олейников.

— Новые проекты в сфере гражданской авиации выглядят перспективно, но я бы не спешил с выводами. Слишком много было хотелок, про которые в Минпромторге сегодня даже не вспоминают. Знающие люди хорошо представляют себе, кто именно является бенефициарами УЗГА, и что как раз от них исходит очередная инициатива об очередных планах по созданию очередной летающей техники. Я бы назвал по меньшей мере не слишком честными уже прозвучавшие на телеэкране многообещающие реляции. Стоит вспомнить про «Байкал», которого все давно заждались, или про легкомоторный ТВС-2МС. Кстати, «Ладогу» и «Байкал» пытались сначала делать на заводе в Улан-Удэ, потом в Комсомольске-на Амуре. Когда возникал вопрос, почему меняются планы и откуда средства на все эти перемещения производств, следовал ответ: это частные деньги. Вы сами в это верите?

Вспомним хотя бы, как два года назад правительство РФ предоставило Свердловской области льготное финансирование для строительства производственного комплекса УЗГА. Это должно было стать основой для широкого производства «Ладоги» и «Байкала». Авиаэксперты многие годы безуспешно пытаются обратить внимание властей на все усугубляющиеся проблемы региональной авиации. А ведь именно этот один из важнейших сегментов рынка гражданских перевозок должен обеспечивать транспортную доступность и мобильностъ населения. Однако в стратегии развития государственного холдинга ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» нет места для создания самолетов малой вместимости (до 50 мест), что создает простор для экспериментов новоявленных конструкторов, не всегда знакомых с тонкостями отрасли. При этом бесцеремонно игнорируются некогда знаменитые авиационные опытно-конструкторские бюро.

На необъятных просторах России невозможно обойтись без авиации, особенно в труднодоступных регионах Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера и Арктики. А переход от социальных тарифов в начале 1990-х к экономически обоснованным привел к сокращению объемов пассажирских перевозок на легких самолетах более чем в 60 раз. По этой причине сотни городов лишились авиасообщения, а более 20 тысяч населенных пунктов вообще исчезли с карты РФ. Предлагаемые же чиновниками от авиации ЛМС «Байкал» или ТВРС-44 «Ладога» — хорошо припрятанный рекламный трюк, рассчитанный на получение государственной поддержки в виде миллиардных средств на разработку новых проектов, строительство новых производств на фоне разрушающихся прежних. Стратегия развития гражданской авиации определяется не отраслевыми научно-исследовательскими организациями, такими как ГосНИИ ГА, ГосНИИ АС и им подобными, угасающими на глазах, а Министерством промышленности и торговли. Тем самым, от которого теперь зависит, кому жить, а кому умереть.

К сожалению, компетенции Росавиации с ее статусом агентства недостаточны. Ни Росавиации, ни Минтрансу не делегированы функции заказчика авиационной техники, коими обладали ушедшие в историю Минавиапром и МГА. Сегодня формально эти функции возложены на Минпромторг, но его действия в последние десятилетия — это топтание на месте и блуждание в трех соснах. А между тем подготовка экспертного заключения и материалов к рассмотрению всегда считалась прямой обязанностью ГосНИИ ГА. Именно этот институт в советские времена определял стратегию развития всей гражданской авиации, а в настоящее время испытывает огромный дефицит бюджетного финансирования.

Ключевыми структурами в отрасли сегодня зачастую руководят очень далекие от авиации «эффективные менеджеры», которые готовят благополучные доклады, многообещающие проекты и вводят в заблуждение руководство. Именно так лишаются финансирования и перспективы уже созданные Бе-32 и Бе-132, «Русская Арктика» и лучший в мире «воздушный пожарник» Бе-200. Все эти самолеты давно готовы закрыть бреши в нашем небе и выполнять одну из самых болезненных для нашей необъятной страны задач обеспечения населения авиацией.

Что касается совместного проекта самолета «Освей», то давайте пожелаем, чтобы новая страница межгосударственного сотрудничества в области гражданской авиации не была обезображена жирной кляксой невыполненных обещаний. За что по уже сложившейся традиции придется оправдываться не тем, кто затеял очередную новацию, а их сменщикам.

Источник процессов, приведших к образованию столь гигантской структуры, находится на обратной стороне звезды и недоступен для наблюдения, отметили ученые 

Фото: https://ru.wikipedia.org

Гигантский протуберанец – плазменное образование, зародившееся на поверхности Солнца – сформировалось в ночь на четверг, 20 ноября и оторвалось от звезды. Об этом сообщили представители лаборатории солнечной астрономии Института...

По опросам, более 20% наших граждан одобряют обход блокировок интернета - прежде всего молодежь

Евгений Акатов
Труд
Изображение: Freepik

Россиян все больше беспокоят блокировки мобильного интернета и звонков в привычных мессенджерах. А по опросам ВЦИОМа, 22% наших граждан одобряют обход блокировок в Сети — прежде всего молодые. В целом же...

Похоже, мыльный пузырь под названием «Самолет «Байкал» окончательно лопнул. Будут ли наказаны те, кто его надувал?

Анатолий Журин
Труд
Наши эксперты давно отмечали, что замена легендарному трудяге Ан-2 выбрана сомнительная. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Похоже, создатели легкомоторного самолета «Байкал» окончательно заигрались, выбивая под свой проект бюджетные миллиарды и раздавая обещания властям, партнерам и заказчикам. Наро-Фоминский машиностроительный завод подал...

Барри Уилмор и Сунита Уильямс вместо запланированных восьми дней были вынуждены провести на орбите полгода – из-за поломки корабля Starliner 

Фото: Фото: www.nasa.gov

Основатель американской космической компании SpaceX, миллиардер Илон Маск в очередной раз принял участие в записи подкаста популярного американского комика и телеведущего Джо Рогана. В ходе этой беседы он озвучил подробности истории с застрявшими...

Наука и технологии 00:01 / 21 Ноября 2025 3739
Технопарк

Инженеры изобрели дрон, работающий на солнечной энергии

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Дрон, работающий на солнечной энергии. Фото из открытых источников

Люди всегда завидовали птицам, и вот 21 ноября 1783 года состоялся первый в мире полет человека на воздушном шаре, изобретенном братьями Монгольфье. С той поры человечество вполне освоилось в небе, но поискам...

Тремя днями ранее президент РФ Владимир Путин рассказал об испытаниях самого «Посейдона», прошедших «с огромным успехом»
Кадр видео Минобороны РФ

Атомная подводная лодка «Хабаровск» – носитель подводного оружия, в том числе роботизированных средств различного назначения и управляемых суперторпед «Посейдон» – спущена на воду в Северодвинске. Об этом...

И эта штучка называется ИИ. Именно «искусственный интеллект» помог ворваться в топ-30 певице, которой не существует на свете

Надежда Гужева
Труд
Певица Ксания Моне и ее автор – поэтесса Талиша Джонс. Фото из открытых источников

Недавно в музыкальном мире разразился скандал. Певица Ксания Моне с композицией «Откуда мне было знать?» попала топ-30 в радиочартах Billboard. Казалось бы, что тут такого? Но все дело в том, что такой...

Наука и технологии 00:01 / 07 Ноября 2025 3387
Технопарк

В Москве один из самых больших парков электробусов в мире

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: © Belkin Alexey, globallookpress.com

Вчера был, можно сказать, двойной праздник у российского транспорта. Напомню: 6 ноября 1930 года вступил в строй Московский автосборочный завод имени КИМ, который потом производил автомобили марки «Москвич». А спустя...

В самоцвете, хранящемся в калининградском Музее янтаря, покоится букашка возрастом 37 миллионов лет

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Фото: Martin Siepmann/imagebroker.com, globallookpress.com

Под Калининградом добыт янтарь весом 2,374 кг. Его так и назвали — «Рекордсмен». Есть надежда, что в текущем году Калининградский янтарный комбинат поставит еще один рекорд: предприятие сможет впервые добыть...

Этот Ил-14 доживает свой век в Якутии

Ольга Лернер
Труд
Фото из открытых источников

Этот Ил-14 когда-то числился как «борт № 1», предназначенный для путешествий лидера СССР Никиты Хрущева. И оборудован был соответственно: мягкие кресла и диваны, большой стол, панели из благородного дерева. А теперь...

Число лукавых слов в нашем новоязе растет: вслед за «хлопком» и «иноагентом» появились «замедление» и «блокировка»

Ирина Хмара
Труд
Власти - по их словам - не желают потакать американской экстремистской компании Meta. Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Жизнь рядового россиянина тоже заметно изменилась: еще не так давно можно было бесплатно позвонить друзьям через мессенджер в другой город или, страшно сказать, в другую страну и от души поговорить о том о сем,...

Ядерная авиация страны официально приняла ее на вооружение 10 ноября

Фото: @Armees_Gouv

Французские военные впервые продемонстрировали новую модификацию крылатой ракеты воздушного базирования с ядерной боевой частью ASMPA-R (Air-Sol Moyenne Portée Amélioré Renove). Как стало известно обозревателям TWZ,...

Как пояснили в ведомстве, решение принято из-за растущего числа случаев мошенничества 

Фото: © Elena Mayorova, globallookpress.com

Минцифры приняло решение постепенно упразднить подтверждение входа на портал и в приложение «Госуслуги» через СМС. Об этом в пятницу, 5 декабря сообщает ТАСС. Пока мера будет касаться только входа через мобильные устройства, пояснили...

Аферисты начали создавать поддельные сайты, имитирующие площадки для сбора вопросов к главе государства 

Фото: Jens Kalaene, globallookpress.com

Новость о том, что в России начался прием вопросов к большой пресс-конференции президента России Владимира Путина, которая в этом году будет совмещена с прямой линией, начали использовать мошенники, придумавшие очередную схему обмана граждан....

Член думского комитета  по обороне Андрей Колесник призвал страны Запада готовиться к войне или нормальным отношениям с Россией 

Космический аппарат «Можаец». Фото: https://ru.wikipedia.org

Россия всегда создает современное оружие и опережает Запад в космических технологиях. Об этом в пятницу, 12 декабря заявил обозревателям «Ленты.ру» член комитета Госдумы по обороне Андрей Колесник. Так он прокомментировал...

Ранее в Сети появились записи разговоров спецпосланника Трампа Стивена Уиткоффа с помощником Путина Юрием Ушаковым и главой РФПИ Кириллом Дмитриевым 

Фото: © Matthias Balk, globallookpress.com

Поводом для принятия решения о возможных крайних мерах – полной блокировки – в отношении мессенджера WhatsApp (принадлежит американской компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена – TRUD.RU) может стать...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?