Визит знаменитой итальянки стал частью международного образовательного проекта «Молодежные оперные ассамблеи», придуманного несколько лет назад Галиной Вишневской и Пласидо Доминго.
Теперь к программе присоединилась итальянская Академия бельканто CUBEC, основанная Миреллой Френи и Николаем Гяуровым в 2002 году в Модене. Каждый год в Академию поступает около 300 заявок от молодых певцов со всего мира, но студентами становится лишь дюжина соискателей заветного места. В Москве с молодыми певцами синьора Френи поделилась секретами мастерства, а корреспонденту «Труда» рассказала о своей жизни.
– Я очень рада вернуться в Москву, в город, с которым у меня связано множество самых трепетных воспоминаний. Я с огромной нежностью вспоминаю все свои гастроли с театром «Ла Скала» (1964, 1974 1989 годы. – «Труд»). Помню, когда впервые в 1964 году приехала в Москву, то пела «Богему» – спектакль, где также заняты дети. И это были московские ребята. Однажды они пришли ко мне в гримерку и принесли подарки. Одна девочка протянула мне свою любимую куклу, другая – конфетку. Я едва сдержалась, чтобы при них не заплакать. Я привезла все подарки домой, сложила в сверток и запретила к нему прикасаться.
Надеюсь, конфета и другие подарки еще целы. Я давно поняла, какие щедрые и добрые по натуре русские люди.
Много важных и интересных встреч и событий было в моей жизни. Но одну встречу, как и московскую историю, я не забуду никогда. Я пела в «Ла Скала» Мими, и после спектакля ко мне подошел Чарли Чаплин! Плача от избытка чувств, мы с ним обнялись, и он мне сказал: «Вы не только великая певица, вы еще и величайшая актриса». Он меня потом еще долго не отпускал, а я смотрела и думала, что это сон, этого просто не может быть…
Сегодня я уже не пою. Точку в своей певческой карьере я поставила в 2005 году, исполнив Жанну д'Арк в опере Верди. Но я не сижу без дела. Я люблю работать с молодежью, поэтому с удовольствием помогаю начинающим певцам. Я знаю, что нужно делать с хорошим голосом, чтобы петь красиво и правильно. У меня была карьера длиною в 50 лет и был успех, потому что я никогда не визжала и не кричала, а именно пела. Но цель не в том, чтобы быть одержимым желанием стать самым лучшим певцом в мире, а в том, чтобы любить свое дело и уважать музыку и пение.
Меня, конечно, очень часто спрашивают о двух главных мужчинах в моей жизни – это Лучано Паваротти и Николай Гяуров. С Лучано мы были как брат и сестра. Мы оба родом из Модены, а наши матери вместе работали на табачной фабрике, и у нас была одна кормилица на двоих. А в браке с Николаем Гяуровым я прожила самые счастливые годы. Оказалось, что два оперных певца в одной семье – это совсем несложно. И сегодня, когда и Николай, и Лучано ушли, мне без них очень грустно и тяжело.
Хотя у меня большая дружная итальянская семья, которая мне очень помогает: моя сестра, дочь (от первого брака.– «Труд»), которую зовут Микаэла, как мою героиню в «Кармен», ставшую моим дебютом на оперной сцене, когда мне было 19 лет. Дочка подарила мне двух прекрасных внуков. Внучке 31 год, внуку – 25. Они, конечно, уже не дети, но я все равно бабушка! Но никто в семье, кроме меня, не связал свою судьбу с музыкой. Дочь и внуки стали успешными адвокатами. Я их обожаю и позволяю им делать все, что угодно. Единственное табу в моем доме – это компьютер. Нет, не подумайте, я не отрицаю технический прогресс, но я против того, чтобы люди подменяли работу собственного ума бездумным нажатием кнопок клавиатуры сутки напролет. Я не хочу становиться рабыней этой машины. Я работаю только своей головой! И меняться не собираюсь. А зачем, если и так у меня все получается хорошо!
