Как обеспечить достойную старость, не садясь на шеи детей и внуков? Об этом мои друзья, А. и И., задумались задолго до выхода на пенсию. Бережно и подальше от посторонних глаз скапливали сумму, которую называли, в зависимости от настроения, то «гробовыми», то предназначенными «на третью молодость». Положили супруги эти деньги в надежный банк. Каждый год вклад понемногу подрастал, давая какую-никакую процентную прибыль. Впрочем, начисления эти большей частью шли на дорогущие лекарства. Но сам вклад А. и И. старались не трогать — берегли на черный день. И он, этот день, пришел, но совсем не оттуда, откуда ждали...
Казалось, все мы уже все знаем о происках мошенников, ловко научившихся обманывать граждан, прежде всего тех, кто в возрасте — самых опытных, умудренных жизнью. А еще эти люди, как правило, социально зависимы, а значит, получить доступ к их личным данным не представляет для жуликов никакого труда: копии документов щедро тиражируются бесчисленными государственными и частными организациями.
Но попробуй представить, что именно ты рискуешь попасть в прицел мошенников-профессионалов и что именно твои накопления находятся в зоне риска. Такое, увы, дается не всем. На то, видимо, и расчет. Иначе чем можно объяснить, что размеры добычи телефонных мошенников в нашей стране уже перевалили за триллион рублей в год? Такую цифру вполне официально называют представители правоохранительных органов.
И никто не в состоянии защититься от звонков с незнакомых номеров, раздающихся в смартфоне каждый день, — ни люди простые, ни облеченные должностями и званиями. А у тех, кто давно перестал отвечать на звонки, почтовые ящики переполняются всевозможной макулатурой, где бесчисленные конторы требуют от тебя оплаты счетов за неведомые услуги, а в случае промедления грозят неприятностями. К примеру, если ты не вовремя проведешь очередную поверку показаний индивидуальных приборов учета воды, тебе грозит кара в виде увеличения платы за коммунальные услуги. Такие бумаги в ящике скапливаются кипами, и каждая требует срочно звонить по указанному в бумажном ультиматуме телефону...
Но это все цветочки, а вот и ягодки. В тот день, когда по WhatsApp на сотовый телефон И. пришло сообщение от директора музыкальной школы, в которой до ухода на пенсию она служила, у нее с утра подскочило давление. «Дорогая, у вас есть минуточка?» Конечно, это обращение, столь узнаваемое для руководителя, всегда уважительно общающегося с коллегами, а потому не вызывающее подозрений, сразу же обезоружило. Поначалу И. даже не поняла, о чем речь. Но тут же дала согласие исполнить настойчивую просьбу коллеги сохранять их переписку в глубокой тайне: «Я могу быть уверена, что разговор останется между нами?» «Конечно», — без раздумья согласилась пенсионерка.
А дальше ситуация начала стремительно раскручиваться по плану, профессионально разработанному на том конце связи. «Директор» сообщила, что с ней свяжется сначала проверяющий из важной федеральной службы, некто Сотников Александр Алексеевич, который лично будет уточнять детали пренеприятного происшествия. Оказавшийся пройдохой бухгалтер музыкальной школы, в настоящее время находящийся в розыске, воспользовался заверенными нотариусом доверенностями нескольких сотрудников на право распоряжаться их банковыми счетами. Теперь задача «органов» — проверить, насколько это соответствует истине, и помочь в этом должны сами сотрудники, чтобы на них не упало подозрение в злом умысле. Ведь деньги предназначались ни много ни мало для финансирования счетов запрещенного в России террористического подразделения «Азов». А это уже, как понимаете, уголовная статья...
Перехвативший у напрочь перепуганной супруги сотовый телефон муж набрал номер директора школы. Там не ответили, но тут же пришло сообщение, которое окончательно обезоружило супругов: «Я же просила писать! Не могу сейчас на эту тему по телефону общаться — мне запретили». Дальше — больше: раздался звонок от «действующего сотрудника ГУ МВД РФ Суфьяновой А. Р.», причем уже по видеосвязи. Она предстала в форме майора, сидящей в офисе под портретом Дзержинского. Дама в майорских погонах объявила: теперь все действия направлены на то, чтобы отвести подозрение в том, что пенсионерка такую доверенность действительно подписала. Иными словами, перевести собеседницу из подозреваемой в свидетели. Дальше последовало строгое предупреждение, что все переговоры записываются и даже не исключен обыск в квартире пенсионеров.
Не давая опомниться ошеломленным супругам, Суфьянова объявила, что теперь с ними будет ежедневно «работать» сотрудник Федеральной налоговой службы некто Артем Викторович. Звонок от оного не заставил себя ждать. Приятный мужской голос сообщил, что им предстоит объездить офисы банков, где хранятся их накопления, снять наличные и по поведению сотрудников понять, кто именно из них мог помогать преступнику, то есть бухгалтеру школы, оформлять поддельные документы. Дальше написанный заранее сценарий шел как по накатанной колее. А для жертв все происходило как в тумане. Несколько поездок супругов в банки закончились передачей в руки курьеров в общей сложности миллиона рублей под расписки, которые, как вы уже наверняка догадались, оказались филькиными грамотами.
Впрочем, все могло закончиться и похуже. На почту пенсионеров пришла болванка договора на куплю-продажу их квартиры в Москве неким гражданином Загвоздкиным. Слава богу, на этом приключения несчастной семьи завершились решительным вмешательством сына, примчавшегося по тревожному звонку родителей, начинающих что-то осознавать. Он заблокировал все счета, обзвонив банки, в которых хозяйничали мошенники. Дальше последовало обращение в полицию, начал работать следователь. В результате один из злоумышленников был задержан.
Что будет дальше, остается лишь гадать. Едва ли в этой истории можно ожидать счастливого конца. Деньги улетучились, нервы на пределе, всколыхнулись старые болячки. И покоя нет. Спустя неделю обобранным пенсионерам стали названивать из «офиса мэра Собянина», предлагая в качестве заслуженных работников культуры поучаствовать в видеоконференции с самим Сергеем Семеновичем. Кстати, уже упомянутая здесь директор музыкальной школы рассказала, как по такому же звонку посчитала себя просто обязанной принять участие в такой видеоконференции с «мэром». Поговорив в течение часа, она наконец поняла, что ее разводят, когда «мэр» предложил ей побеседовать о безопасности руководимого ею заведения с настоящим генералом. Тот несколько поторопился, предложив ей сообщить личные данные ее документов...
На телевидении крутят рекламу связи крупного сотового оператора. Расстроенная дамочка в отчаянии вопрошает: «Куда мне спрятаться от этой связи?» На что другой шоумен отвечает: «А никуда, Люся!» И это чистая правда! Пока правоохранители и соответствующие чиновники тщетно пытаются заткнуть прореху сотовой беззащитности населения, злоумышленники изобретают все более изощренные способы телефонного мошенничества. И кажется, в этом преуспевают гораздо лучше нашего.
P.S. Когда материал готовился к печати, обобранная мошенниками пенсионерка сообщила редакции, что ей звонили от доктора Шубина (того самого, что регулярно выступает вместе с Еленой Малышевой на Первом телеканале). Тот якобы хочет именно ей предложить бесплатную диагностику ее состояния. Звонили уже три раза и возмущались, почему она отказывается от такого редкого предложения. Правда, почему-то звонили по сотовому, чей код числится за Уральским хребтом.