Главная Культура 00:04 07 Декабря 2018 2489
Олеся Фокина. Три года рядом с Солженицыным

К столетнему юбилею писателя режиссер-документалист сняла по заказу Первого канала фильм «Век Солженицына»

Сергей Панкратов, Берлин
Солженицын оставил нас 10 лет назад. И странное дело: чем дальше, тем точнее звучат его слова... Фото: globallookpress.com

11 декабря будет отмечаться столетний юбилей Александра Солженицына. Среди публикаций и телепередач, посвященных юбилею великого русского мыслителя, хотелось бы выделить фильм режиссера-документалиста Олеси Фокиной «Век Солженицына», снятый по заказу Первого канала. Уже то, что мы видим Александра Исаевича в домашней обстановке, слышим его голос, соучаствуем в его размышлениях, делает фильм заметным явлением в нашем документальном кино. По словам известного кинодокументалиста, ей выпала большая творческая удача — на протяжении нескольких лет общаться с писателем, наблюдать его жизнь в подмосковном Троице-Лыково. Об этом Олеся Фокина рассказывает в интервью корреспонденту «Труда».

— Олеся, ваш фильм — это попытка сложить портрет писателя из документальных кадров, воспоминаний и ваших разговоров с ним и о нем. Но вы ведь не всегда общались с Солженицыным «на камеру». Хотелось бы поговорить о том, что осталось за кадром. Как началось ваше знакомство? Как писатель, который со всеми сохранял дистанцию, разрешил вам снимать в его доме?

— Наша встреча с Александром Исаевичем была для меня несколько неожиданной. Я была тогда замужем за архитектором Яковом Саркисовым, которого мэрия Москвы попросила проконтролировать, как в Подмосковье готовится участок и дом к приезду Солженицыных. Разумеется, Яков встречал семью, когда они первый раз приехали в Троице-Лыково, и как-то так постепенно сложилось, что мы получили предложение пожить в летнем домике. Я была в замешательстве, но позвонила Наталия Дмитриевна, удивилась, почему мы так долго раздумываем. Мы собрались с духом, приехали к ним и: задержались на целых три года.

— Если вы целых три года прожили рядом с семьей Солженицыных, то очевидно, что у вас сложились отношения?

— Ну конечно! Это очень доброжелательные, гостеприимные люди. При всей внешней «нелюдимости» Александра Исаевича к ним всегда можно было зайти, что-то попросить. Ну знаете, как раньше было принято у соседей: за солью или еще какой-то надобностью. Наталия Дмитриевна радушно предлагала какую-то еду. А когда приезжал их сын Игнат, мы вместе слушали музыку, встречали вместе праздники. Это были очень теплые, человеческие отношения, за которые я им очень благодарна и которые никогда не забуду. Но при всем этом хочу заметить, что мы ни в коей мере не приятельствовали. Александр Исаевич всегда держал дистанцию, и мы старались ее сохранять.

— Вы имели редкую возможность видеть Солженицына в быту. Каким он был в повседневной жизни? Монументальным, замкнутым, общительным?

— Вы знаете, когда мы встречались у них на каких-то семейных праздниках, Александр Исаевич был очень радушным, приветливым. Говорил, иногда шутил, пил пиво, изредка — что-нибудь покрепче. Была очень человечная атмосфера. Но, понимаете, при этом у меня было чувство какой-то несвободы, скованности. Ну какое еще может быть ощущение рядом с таким человеком? На равных? Это почти невозможно.

— То есть Солженицын, как бы он ни был приветлив в семейном кругу, все равно всегда ощущал свою значимость?

— Ну да, Александр Исаевич всегда понимал, что он фигура историческая, по-другому и быть не могло. Но главное — это понимали и я, и другие, кому довелось с ним общаться. Так что эта личность выходила за рамки того обаятельного для меня образа, который сложился за первое время нашего знакомства. Мне приходилось наблюдать реакцию Александра Исаевича на драматические ситуации в жизни тех людей, которые в свое время, рискуя всем, помогали ему. И степень отстраненности главного героя от этих людей... Она меня в какой-то мере останавливала от обычного следования за вехами в творчестве Солженицына. Меня очень интересовала эта боль. Как он относится к этому, что думает... Но когда я задавала эти вопросы, он уходил от них, говорил, что все написал в своих книгах.

— В своем фильме вы воздаете должное Александру Солженицыну и его влиянию на ход российской истории. Но в то же время это далеко не глянцевый, парадный портрет. Например, вы напоминаете зрителям, что у Солженицына были очень непростые отношения с еще одним известным узником ГУЛАГа — Варламом Шаламовым. Говорите о том, что Александр Исаевич так до конца и не оценил титанических усилий Твардовского, который, рискуя карьерой и «Новым миром», прокладывал дорогу писателю в большую литературу...

— Вы упоминаете о тех, кто хорошо известен. А сколько было простых, замечательных людей, которые совершенно бескорыстно помогали Александру Исаевичу! В фильме рассказывается о судьбе машинистки Елизаветы Денисовны Воронянской, которая тайно перепечатывала рукописи Солженицына. Она не выдержала пяти дней допросов, все рассказала следователям КГБ и... покончила с собой.

Знаете, расскажу вам такую мистическую историю. Когда я гуляла по территории дачи в Троице-Лыково, обратила внимание, что чуть ли не каждый день о стекло окна Солженицына бились птицы. И это было как-то странно. Я не уверена, знает ли об этом Наталия Дмитриевна, но думаю, что знает... Во всяком случае если я прогуливалась недалеко от дома Солженицыных, то с некоторой дотошностью смотрела, не лежит ли опять под окном мертвая птица. И представляете, очень часто я ее видела. Это было каким-то наваждением.

— Олеся, скажите, а как вы уговорили Александра Исаевича на съемку в домашних условиях? Ведь он в обыденной жизни не то что сниматься — даже фотографироваться не любил.

— А он и в фильме при каждом удобном случае говорит, что он человек не для кино. Все получилось очень просто. Александру Исаевичу нужен был срочно человек, который мог снять его поездку на родину, где он хотел разыскать могилу своих родителей. Я оказалась в тот момент рядом. Это было его приглашение. А дальше были еще поездки, и съемки пошли в таком служебном режиме. Но мои интересы выходили за рамки этих съемок. Я хотела сделать фильм об этом человеке, потому пыталась запечатлеть его другое состояние, рассчитанное не на публику.

Иногда это удавалось. Так, например, Александр Исаевич сам предложил снять сюжет о своем рабочем столе, который причудливым образом сопровождал его по всему миру, пока вновь вместе с ним не вернулся в Москву. Этот эпизод был дорог Солженицыну, и он сам, с явным удовольствием, в нем снимался. Но в основном каждое согласие на съемку было для Александра Исаевича каким-то преодолением.

У меня была очень сложная ситуация. С одной стороны, я хотела снять фильм, пробиться сквозь непроницаемость. С другой — жить под крышей людей, которые тебя пригласили, доверились и при этом понимают, что ты снимаешь о них фильм... Здесь просто необходимо соблюдать чувство меры, такта. В этом и особенность, и тяжесть, и грешность моей профессии. Порой мы ходим по обнаженному проводу! Пытаясь снять эффектный эпизод, можно легко переступить невидимую грань, за которой заканчивается документальное кино и начинается «реалити-шоу»...

— По фильму видно, как трудно было вам работать с Александром Исаевичем. Но, уверен, потомки будут вам благодарны за то, что вы сумели снять эти редкие, сегодня уже драгоценные кадры.

— Да, здесь было не до сценарных задумок. Более того, когда мы снимали в доме Солженицыных, главные герои держали меня в ежовых рукавицах своих представлений о том, каким должен быть не то что фильм, а каждый эпизод отснятого материала. Это был тяжелейший труд и почти неблагодарный.

— За три года проживания по соседству вам удалось понять главного героя своего фильма?

— Скажу откровенно: до конца не удалось. Как невозможно понять античного титана. И поведение Солженицына в жизни было в какой-то степени таким же, античным. Он смотрел вперед, за горизонты времени, не замечая нужды ближних в его человеческом тепле. Но я его не сужу, его нельзя судить. Он оставил великую литературу, и если она поможет нашим людям осознать себя в нашей стране, то это будет главным результатом его большой жизни и большого творчества.

P.S. Солженицын оставил нас 10 лет назад. И странное дело: чем дальше, тем точнее звучат его слова из статьи «Как нам обустроить Россию?», которую многие успели осмеять и забыть. Перечитайте их: «Часы коммунизма — свое отбили. Но бетонная постройка его еще не рухнула. И как бы нам, вместо освобождения, не расплющиться под его развалинами». Пророческие слова...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 8600
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5683
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4311
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Книжный магазин во Франции. Фото: © Ernst Wrba, globallookpress.com

У маркетологов есть такое понятие — «мотив покупки». Что заставляет человека приобретать вещь не самую жизненно необходимую, недешевую, да еще, как правило, для разового использования? Да, я говорю...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?