В канун 8 Марта о женщинах принято говорить в возвышенных тонах, дарить им цветы и говорить комплименты. А я предлагаю еще и читать хорошие книги, посвященные представительницам «слабого пола». Кавычки здесь вполне уместны, ибо назвать слабыми героинь представленных здесь книжек язык не поворачивается. В разные эпохи они являли такую силу духа и волю к жизни, какие не каждому мужчине даются. А при этом еще умели любить и быть любимыми.
Карло Вечче «Улыбка Катерины. История матери Леонардо»
Великого художника и изобретателя Леонардо да Винчи знает весь мир, улыбку его «Джоконды» мечтают увидеть толпы туристов, осаждающих Лувр. Но мало кто знает, что корни гения находятся на Кавказе. На этой версии настаивает итальянский историк Карло Вечче, написавший роман о матери гения. Автор, ссылаясь на архивные документы, доказывает, что Катерина была кавказской принцессой, угнанной в рабство и выкупленной итальянским купцом. Уже рабыней она повстречала нотариуса по имени Пьеро, от которого и родила сына, названного Леонардо: Это не скучное биографическое повествование, а захватывающий роман с множеством героев и подробностей о жизни Европы в эпоху Возрождения. Те времена, вошедшие в историю под лучезарным названием и давшие миру образцы высокого искусства, на самом деле являлись нескончаемой борьбой за выживание в нужде, смраде, эпидемиях.
Получается, прав был Достоевский: красота спасла мир. И Катерина тому немало поспособствовала.
Елена Чижова «Город, написанный по памяти»
Наверное, подобную книгу мог бы написать каждый, если бы набрался терпения и успел как следует расспросить о былом своих мам и бабушек, вместе с ними вглядеться в старые семейные фотографии. И тогда прошлое проступает из тумана в лицах и городских пейзажах. Именно так получилось у автора книги Елены Чижовой. Начав повествование с истории своего появления на свет, она возвращается к истокам и знакомит нас с четырьмя поколениями семьи, от прабабушки Евдокии, происходившей из крепостных и дослужившейся до горничной в семье графа. Семейные предания тут тесно переплетены с событиями грозными и эпохальными — революциями, Первой мировой и Гражданской, блокадой, послевоенным восстановлением Ленинграда. Бытовые подробности перемежаются с фотографиями из личного архива автора, что придает семейной саге особую теплоту и достоверность.
И тут выясняется, что в мире, где все войны и революции творят мужчины, очень многое, если не все, держится на хрупких женских плечах.
Владимир Набоков «Письма к Вере»
У каждого Мастера должна быть своя Маргарита. Была она и у Владимира Набокова, только звали ее Верой. Под этой обложкой вместилось полвека их совместной жизни — более трех сотен писем и записок, написанных Набоковым жене. Ответов Веры Евсеевны мы никогда не узнаем: она сожгла свои письма перед смертью. Уместно ли читать чужие письма? В данном случае, считаю, очень даже уместно. Хотя бы как пособие, учебник любви и верности. Именно Вере Набоков доверял главное: свои чувства, мысли и рукописи. И не год, и не два, и не десятилетие, а всю свою жизнь. Такое, представьте, бывает даже у больших писателей. Не удержусь от цитирования: «Ты ж мой воробушко! Не слишком сердись на дождь. Понимаешь, ему нужно идти. Это не его вина, ведь падать вверх он не умеет». А это из парижских зарисовок: «Вид из окон на торжественно оформляющуюся штукатурно-шутовскую, но освещенную бескорыстным весенним солнцем безвкусицу выставки. Над этими продажными и эфемерными зданиями Эйфелева башня стоит и смотрит, как старая сводня на шашни молодых бл:дей».
Как же точно и весело эти послания написаны! Набоков явно не экономил на словах и образах, не сберегал их для будущих книг.