Главная Культура 00:10 08 Мая 2015 5629
Карен Шахназаров: Двое в степи и другие действующие лица

В канун Дня Победы на экраны выходит фильм «Дорога на Берлин». Обозреватель «Труда» поговорил с мастером о новом фильме

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

В канун Дня Победы на экраны выходит фильм «Дорога на Берлин». Несмотря на громкое название, это не блокбастер с танковыми боями и руинами поверженного Берлина, а камерная военная драма. В ее основе — повесть Эммануила Казакевича «Двое в степи». Поставил фильм молодой режиссер Сергей Попов. Автором идеи, продюсером и худруком проекта выступил известный кинорежиссер, генеральный директор «Мосфильма» Карен ШАХНАЗАРОВ. Обозреватель «Труда» поговорил с мастером о новом фильме. И не только о нем.

— Карен Георгиевич, это уже второй фильм в вашей судьбе, связанный с творчеством Казакевича. Лет 10 назад под вашим руководством Николай Лебедев поставил фильм «Звезда» по одноименной повести писателя. Почему вы вновь обратились к его книгам? Все-таки Казакевич — фигура не первой величины, как, скажем, Константин Симонов или Василь Быков.

— Тем не менее Казакевич, по моему убеждению, относится к числу лучших советских писателей, творчество которых посвящено войне. Его книги — простые, ясные, человечные, в них есть правда очевидца и участника. И, что немаловажно, они хорошо поддаются переложению на язык кино. Это относится и к прекрасной повести «Двое в степи», впервые напечатанной в 1947 году.

Неслучайно когда несколько лет назад я задумал снять кино на военную тему, то остановился на этой вещи. Уже был написан сценарий, но тут я увлекся романом современного прозаика Ильи Бояшова «Белый тигр», в котором был неожиданный сплав военного реализма и мистики, и в итоге экранизировал его. А сценарий по Казакевичу ждал своего часа. Я не то чтобы к нему охладел, но делать вторую подряд картину о войне мне не захотелось: я и эмоционально, и физически выложился на «Белом тигре». «Но не пропадать же хорошему сценарию», — сказал мой друг и сопродюсер этого проекта Александр Литвинов. И мы стали искать режиссера для постановки фильма.

— Не было соблазна доверить картину вашему сыну, начинающему режиссеру Ивану Шахназарову?

— Нет, Иван, при всей моей понятной родительской любви к нему, еще не созрел для постановки серьезного фильма о войне. Тут нужен опыт — и профессиональный, и житейский. В итоге мы остановились на кандидатуре Попова. Сережа — мой ученик, поставил несколько фильмов и сериалов, в том числе «Фурцеву», так что обладал необходимыми навыками. Его, в свою очередь, увлекла история о двух затерявшихся в степи и хаосе войны бойцах, один из которых приговорен к расстрелу за серьезный проступок, а другой конвоирует его к месту исполнения приговора. В итоге получился драматичный, горький, но и жизнеутверждающий фильм о долге, чести, подвиге...

— Титры гласят, что в фильме использованы дневники Константина Симонова...

— Дневники Симонова послужили хорошим подспорьем для создания атмосферы первых лет войны, подсказали ряд точных деталей. Например, в фильме есть сюжетная линия, когда герои спасают тяжелораненого летчика, выносят его к своим. А летчик, придя в себя после операции и узнав, что ему ампутировали ноги, стреляется. Это из Симонова. А одну, как мне кажется, пронзительную сцену, когда герои фильма находят погибшую обнаженную девушку и накрывают ее солдатской шинелью, я позаимствовал из устных рассказов моего отца.

— Вижу, что вы внимательно опекали эту картину.

— Да, это очень важная для меня работа. Как в свое время чрезвычайно важной была «Звезда». Тогда лет на 10 о войне вообще перестали снимать кино, видимо, считалось, что это отработанная тема. «Звезда» Николая Лебедева и вышедший примерно в то же время фильм «В августе 44-го» Михаила Пташука показали, что это не так. Неслучайно эти картины имели большой общественный и зрительский резонанс. Сегодня военная тема заслуженно вернулась на экраны. Лично мне кажется важным, чтобы о войне снимали и молодые режиссеры — такие, как Лебедев, Попов. Другое дело, что им надо помогать, чем я в меру своих сил и занимался. Утверждал актеров, смотрел рабочий материал, порой настаивал на том, чтобы переснять неудавшиеся сцены — а они были и в «Звезде», и в «Дороге на Берлин». Но в итоге я доволен результатом: картины у ребят получились такими, какими они нами задумывались.

— Не боитесь упреков в «советскости» фильма «Дорога на Берлин», в отсутствии в нем наших сегодняшних представлений о горькой изнанке войны?

— Я вас удивлю, но должен сказать, что литература, созданная в период между окончанием войны и смертью Сталина, остается для меня самой интересной и глубокой из того, что было написано о Великой Отечественной. Произведения того же Казакевича, Симонова, «В окопах Сталинграда» Некрасова, «Волоколамское шоссе» Бека, опубликованные по горячим следам событий, показывали войну во всей ее жестокости, но при этом в них присутствовал и пафос победителей, увы, сильно утраченный нами в последнее время. Горькая правда о войне стала сворачиваться при Хрущеве и особенно при Брежневе. Я думаю, такая повесть, как «Двое в степи», в которой 20-летнего парня ведут на расстрел, вряд ли могла появиться во времена Леонида Ильича.

— На мой взгляд, главные произведения о войне были написаны все же в 1960-1970-е годы. Имею в виду прозу Юрия Бондарева, Григория Бакланова, Василя Быкова, Бориса Васильева... А новое время подарило нам выдающийся, как мне кажется, роман «Прокляты и убиты» Виктора Астафьева, в котором правда о войне вышла на принципиально иной уровень...

— У меня сложное отношение к этому роману. Мне кажется, Астафьев здесь отдал дань бытовавшей в 90-е годы моде на «разоблачение кровавого советского режима». Мне по-прежнему гораздо ближе, скажем, его поэтичная и горькая пастораль «Пастух и пастушка», в ней есть жизненный объем, любовь к героям.

— Вам кажется, что Астафьев сгустил в своем последнем романе краски?

— Не стану вдаваться в анализ романа «Прокляты и убиты». Но мой отец-фронтовик сказал, что по большому счету это неправда. А ведь отец прошел войну от и до. Командовал артиллерийской батареей, участвовал в освобождении Севастополя, Минска, Литвы, брал Перекопский перешеек, Кенигсберг. Был одно время командиром разведки артиллерийской бригады. Год просидел в окопах вместе с пехотой. Все видел, все прошел. И не принял роман Астафьева. Так что я скорее доверюсь в этом вопросе отцу.

— Вы часто обсуждали с отцом военные фильмы, книги?

— Не могу сказать, что папа любил военное кино. Да, он смотрел его, был в курсе. Но вообще-то он предпочитал музыкальные фильмы. Отец как-то сказал мне: «В войне, как ни странно, была своя романтика. Мрачная, но романтика». Восприятие жизни, в том числе и войны, зависит еще и от характера человека. Кто-то видит одну сторону событий, кто-то другую. Мой папа был воспитан на романах Дюма. И когда совсем молодым человеком попал на фронт, то воспринял войну еще и как романтичное приключение. Может, поэтому ему было легче пережить страшный драматизм войны.

— Завершая разговор: что для вас значит эта дата — 70-летие Победы?

— Лично для меня это святой день. Воспринимаю его как дань памяти поколению наших родителей. Четыре года войны, победа СССР и стран антигитлеровской коалиции — событие, равного которому в истории человечества не было. По размаху военных сражений. По накалу людского горя. По масштабу цены, заплаченной за избавление мира от нацистской чумы. Вы только представьте себе на минуту, что было бы с цивилизацией, если бы Гитлер не обломал зубы в боях под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, если бы он дошел за два месяца до Урала, как планировал. Другой силы, которая сломила бы хребет фашизма, в мире на тот момент не было. Ни Англия, ни США без СССР были бы неспособны противостоять гитлеровской машине. И распростерся бы Третий рейх от Атлантики до Урала. За то, что этого не случилось, мир должен быть благодарен Советскому Союзу, который внес решающий вклад в победу. У меня сомнений на этот счет никогда не было. Нет их и сегодня.

 

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11612
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7290
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 6972
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6173
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6163
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?