С этими вопросами обращаемся к протоиерею Всеволоду ЧАПЛИНУ. Должность у него серьезная - заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата РПЦ, но сам он человек остроумный, да еще и коллекционирующий церковный юмор.
- Так что же более естественно для христианина, отец Всеволод, радость или скорбь?
- Конечно, состояние радости должно быть естественным для христианина. Не случайно в Священном Писании мы встречаем слова "всегда радуйтесь". И даже во время похорон православные песнопения носят радостный характер. Мало кто помнит, что в чине отпевания и в чине панихиды есть такие слова: "надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуйа"... То есть мы превращаем рыдание над гробом в радостную песнь - Аллилуйа, что значит: Слава Богу! Но в то же самое время - радость христианина не от того, что человек считает себя лучше других. Это - радость от сознания Божией благодати, которая действует в мире. Это - мирная радость, без потери трезвого ума. Она, конечно, соединена и со скорбью о своих грехах, и с пониманием, что мы идем в Царствие Небесное путем тернистым, который часто связан со страданиями, с препятствиями, чинимыми врагом рода человеческого. Да, радость - это естественное состояние христианина, но мы знаем и видим из своего жизненного опыта, что в мире любой христианин будет иметь скорби...
- Но ведь многие святые добровольно отрекались от радостей жизни. А они для православного человека - пример. Что же - каждому нужно к этому стремиться? Или это специфика монашества?
- Я думаю, что каждому человеку нужна определенная доза аскезы, самоограничения, даже если он живет в миру, а не в монастыре. Ведь способность человека к отсеканию страстей, к самовоспитанию очень важна. Без нее человечество давно бы погибло. Поэтому на фоне культа удовольствий и раскрепощенности, культа безудержного потребления и безответственного секса, страсти к гордыне и власти Церковь говорит: не забывайте о самоограничении. Самоограничение - это то, что в некотором смысле делает человека человеком. Если бы не было самоограничения, то никакой закон, никакие полиция и армия не удержали бы общество от распада. Определенный элемент аскезы необходим. И естествен в мире скорби.
Но для христианина, я считаю, радость выше скорби. Ведь мы знаем: Господь победил смерть и поэтому главный праздник христианского года - Пасха, радостный праздник, который говорит о победе жизни над смертью, о победе святости над грехом. И эта радость по большому счету ничем не может быть окончательно повержена. Даже самое большое страдание не может превзойти христианской радости.
Когда ко мне приходят люди на исповедь и жалуются, что им тяжело жить, отчаянье наступает, чуть ли не в петлю хотят лезть, я говорю: вот наши новомученики в лагерях, где они были всячески стеснены, лишены всего, что им было дорого, и знали, что вскоре будут убиты, так они писали радостные письма, умели радоваться жизни, а мы часто скорбим в гораздо более спокойных условиях...
- А чувство юмора не греховно, нужно ли оно христианину?
- Как и любое другое человеческое качество, это чувство можно использовать и во благо, и во зло. С одной стороны, мы знаем, что всегда был какой-то фольклор среди духовенства, были шутки, которыми обменивались и священнослужители, и прихожане о церковной жизни. С другой стороны, нужно помнить, что шутка должна быть доброй. Если она обидна, носит непристойный характер, если она нацелена на то, чтобы унизить человека или группу людей по признаку национальности, возраста, социального положения, политической принадлежности, то надо подумать, стоит ли эту шутку передавать другому.
- То есть если человек смотрит комические фильмы, читает юмористические тексты, слушает и рассказывает анекдоты, это само по себе не грех?
- Есть произведения искусства и фольклора добрые и злые. Мудрость христианина в том и заключается, чтобы отличать хорошее от дурного. Вот Ватикан в свое время принялся составлять списки: какие книги можно читать, какие нет... Но это достаточно странно, да и сложно в наше время, когда выходит огромное количество книг. Поэтому, на мой взгляд, надо идти по другому пути: учить человека самостоятельно отличать хорошее от плохого, художественное от безвкусного.
- Ну а вам что нравится в литературе, связанной каким-то образом с комическим?
- Вот, например, последний роман Олеси Николаевой с юмором написан и своеобразно показывает многие, в том числе двусмысленные моменты церковной жизни. Если говорить о церковном юморе, то тут выдающуюся роль сыграл Николай Лесков, который в свое время написал "Мелочи архиерейской жизни". Он вообще одним из первых пытался систематизировать церковный юмор и сделать его публичным.
В христианской традиции, в том числе среди восточных монахов, были распространены афоризмы, иногда иронические. А иронический афоризм легко запоминается, он становится частью культуры. Не секрет, что русские пословицы и поговорки в большой части взяты из Библии, из церковной традиции. В советское время их стали воспринимать как возникшие в народе, но на самом деле они из Священного Писания. Такие, например, выражения, как "зарывать свой талант", "не мечите бисер перед свиньями". Или "кто не работает, тот не ест" - это ведь не из марксизма, а из Нового Завета.
- А вам лично чувство юмора в службе помогает?
- Смотря в каких ситуациях. В Отделе внешних церковных связей нам приходится иметь дело с самыми разными людьми - иногда эти встречи дают повод для доброй шутки.
Но рассказывать анекдоты во время исповеди было бы, конечно, странно.
- Говорят, вы коллекционируете церковный юмор?
- Да, уже более двадцати лет собираю в папки всякие курьезные истории, документы, фотографии. Жаль, не хватает времени систематизировать. Кстати, в этом жанре выходила любопытная книга Михаила Ардова, который, к сожалению, покинул нашу Церковь и оказался в какой-то странной раскольнической организации. Возможно, что у этого человека гордыня погубила талант.
- Можно ли привести какие-либо примеры христианских анекдотов?
- Религиозных анекдотов великое множество. Они публикуются в книгах, в Интернете. Есть и свежие, и древние. Достаточно популярен, например, такой. Христианский проповедник идет по пустыне и вдруг встречает льва. Намерения хищника недвусмысленны. Бежать некуда, защищаться нечем. И проповедник от отчаянья обращается к зверю с той же речью, что произносил язычникам. Говорит горячо, вдохновенно и замечает, что лев остановился и внимательно его слушает. Проповедь становится еще ярче. Наконец слеза появляется в глазах льва. Проповедник завершает речь. И происходит чудо. Лев говорит человеческим языком: "Господи! Благослови трапезу!.." И съедает проповедника.
- А из последних поступлений в вашу коллекцию? Вы ведь собираете не только анекдоты, но и различные курьезы, житейские сценки?
- Ну вот такая, скажем, история. В одной епархиальной приемной встретил я средних лет дамочку, буквально пышущую злобой. Несмотря на то, что человек я там был посторонний, она буквально набросилась на меня с жалобами на своего настоятеля: "У нас в приходе революционная ситуация! Верхи прогнили! Низы скоро возьмутся за топор! Не уберут настоятеля - все перевернем, все вверх тормашками поставим! До Патриарха дойдем!"
"А как революцию-то делать будете? - пытаюсь я обратить дело в шутку. - Как в 17-м?"
"Да Ленин с нами и близко не стоял! Такое устроим - никому мало не покажется!"
"Да что ваш настоятель натворил-то?"
"Агрессивный он. И смирения маловато..."
- Спасибо, отец Всеволод, надеемся, что у наших читателей еще будет возможность познакомиться не только с вашим мнением по различным серьезным проблемам, но и с новыми поступлениями в вашу коллекцию.
Беседу вел