В июле курсы криптовалют снова обновили исторические рекорды. За биткойн на пике давали 123 тысячи долларов. Возможность делать большие деньги на виртуальном рынке кружит головы мошенникам.
В числе первых активизировались черные майнеры, которые ради добычи цифровых активов незаконно используют электроэнергию в промышленных масштабах. Сегодня в России действует закон о майнинге, который приравнен к предпринимательской деятельности. Для физических лиц установлен лимит потребления в размере 6 тысяч кВт.ч в месяц. В случае превышения придется регистрироваться в специальном реестре майнеров ФНС, которая устанавливает специальный налоговый режим. Но кого это остановит, если на кону стоят десятки миллионов?
Эффективность майнинга зависит от двух факторов: стоимости криптовалюты и электроэнергии, необходимой для ее добычи. В Иркутской области, Красноярском крае и Республике Бурятия тарифы на электроэнергию значительно ниже среднероссийских, но даже в таких условиях окупаемость криптовалютной фермы составляет от 9 до 12 месяцев. За это время с рынком цифровых денег может произойти все что угодно. Ускорить процесс можно только за счет снижения издержек. Один легально работающий ASIC (устройство для майнинга криптовалют) приносит своему владельцу примерно 11,5 тысячи рублей в месяц, а такое же оборудование, установленное незаконно, дает уже больше 25 тысяч.
Глава «Россетей» Андрей Рюмин привел любопытные факты. Все последние годы безоговорочными лидерами по числу подпольных майнинговых ферм были и остаются республики Северного Кавказа. «Больше всего подключений в обход счетчиков фиксируется в Дагестане, — говорил Андрей Рюмин. — Хищения электроэнергии в промышленных масштабах отмечаются также в Ингушетии и Карачаево-Черкесии. Причем в 2025 году количество черных майнеров кратно увеличилось из-за дефицита контроля за энергопотреблением и возможностей устанавливать фермы в селах».
По разным оценкам, ущерб от незаконного майнинга в прошлом году составил 10 млрд рублей. С января спрос на мощные видеокарты уже вырос на 230%, так что цифра незаконного использования сетевой электроэнергии как минимум удвоится. Кроме прочего, нелегальное оборудование нарушает энергобаланс, что приводит к перегрузкам сети и массовым отключениям. В шести регионах деятельность всех без исключения майнеров полностью запретили. Если власти не найдут эффективных мер контроля и регулирования этого рынка, то география запретов будет только расширяться.
При этом нельзя сказать, что с «подпольщиками» никто не борется. Не проходит и нескольких дней, чтобы следственные органы не накрыли какую-нибудь жужжащую ферму. Так, в начале июня оперативники изъяли 200 «асиков» в Иркутской области. В Санкт-Петербурге пресекли деятельность группы лиц, ежемесячно воровавших электричество на 10 млн рублей. В Карачаево-Черкесии выявили подключенную в обход счетчиков ферму, ежемесячно потреблявшую 12 тысяч кВт.ч. Однако в масштабах подпольной криптоиндустрии это капля в море. Единственный фактор, который действительно может повлиять на ситуацию, — это резкое снижение курса цифровых валют, а на рынке пока преобладают обратные тенденции.