Походы в продуктовые магазины все чаще превращаются в математический квест. Только народ смирился со шринкфляцией (это когда неумолимо «усыхает» вес популярных товаров в упаковке), как появилась новая напасть. Стоимость некоторых продуктов на ценниках теперь указывается не за штуку или кило, а за 100 граммов. Насколько законны такие маркетинговые ухищрения?
Когда за одну и ту же цену тебе с каждым разом продают все меньше и меньше молока, масла или гречки. Это обидно, неприятно, но, как выясняется, почти честно. А вот новое жонглирование цифрами уже можно охарактеризовать как введение потребителя в заблуждение. И ладно, если бы речь шла о развесных конфетах, орехах или креветках. Так нет! По субъективным ощущениям, каждый второй ценник в сетевых продмагах сегодня относится к категории 100-граммовых. Сначала они появились на дорогих сырах и икре, потом на колбасах и мясных продуктах. А сейчас иезуитские ценники можно встретить даже на самых бюджетных товарах — например, на печенье.
В итоге мы не столько покупаем нужные нам продукты, сколько практикуемся в устном счете, на ходу определяя цену 275-граммового куска сыра или 350-граммового батончика колбасы, исходя из их стоимости за 100 граммов. Иначе можно оказаться на кассе в неприятной ситуации. Когда коварные ценники только начали появляться, я несколько раз на них обжигался и платил за продукты гораздо больше, чем планировал. Один раз сильно, даже пришлось делать отмену — на карте не хватило денег. Ни малейшего желания повторять этот жизненный опыт у меня нет. Прежде чем взять что-то с полки и положить в корзину, теперь 33 раза проверяю, что именно собираюсь купить и сколько это реально стоит.
Цель продавцов проста и понятна — заставить покупателей сохранять свои потребительские привычки, несмотря на рост цен. При этом, по словам юриста Светланы Корочкиной, 100-граммовые ценники хоть и выглядят весьма сомнительно с точки зрения морали, но абсолютно легальны. «В законах, регламентирующих розничную торговлю, описаны требования, предъявляемые размещенной на ценниках информации. Главное из которых — достоверность. В документах нет ни слова о том, что цена должна указываться именно за килограмм», — объясняет специалист.
То есть завтра продавцы могут написать цену за 10 граммов товара, и это будет абсолютно законно?.. Уставшие от ежедневных арифметических упражнений граждане обратились за помощью к парламентариям. Те подключили ФАС и Роспотребнадзор. Но сильно сомневаюсь, что от такого солидного «прибавления» будет какой-то толк. Помнится, попытка навести порядок в рознице и обуздать шринкфляцию закончилась пшиком. А ведь какие солидные люди этим занимались! При поддержке Генеральной прокуратуры был разработан ГОСТ, который должен был привести упаковку продуктов питания к единым весам и объемам: в 200, 250, 500, 1000 граммов и миллилитров соответственно. Прошло два года. Литровый пакет молока днем с огнем не сыщешь, а вес шоколадных плиток деградировал до совсем уже смешных 75 граммов.
Причина проста. Принятый ГОСТ, несмотря на то что он «государственный», носит сугубо рекомендательный характер, выполнять его или нет, производители решают сами (чаще — нет). Сегодня депутаты обещают учесть этот опыт и утвердить единый для всей страны макет ценников. На которых помимо выгодной для продавцов информации тем же шрифтом должна быть указана стоимость товаров в штуках, литрах и килограммах. Думают, это поможет покупателям:
Однако маркетологи, как известно, ребята изобретательные. И если выбить у них из рук этот козырь, уверен, через пару месяцев они изобретут еще более изощренную уловку.

