Главная Жизнь 00:15 08 Декабря 2023 6916
Автобус в аэропорт Певека отменяется

Государство фактически перестало поддерживать важнейший воздушный коридор Запад - Восток

Анатолий Журин, Гузель Агишева
Фото: CHROMORANGE/Bilderbox,globallookpress.com

Вчера мир отметил Международный день гражданской авиации. Почему именно в этот день? Потому что 7 декабря 1944 года в Чикаго на конференции по воздушному праву была подписана Конвенция о создании ИКАО — Международной организации гражданской авиации. В ее состав сегодня входят 193 государства.

Советский Союз вступил в члены ИКАО 14 ноября 1970 года на заседании в штаб-квартире организации в Монреале. По свидетельству ныне здравствующих его участников, всех тогда впечатлила цифра, приведенная генеральным секретарем ИКАО Асадом Котайте: гражданская авиация СССР выполняет четверть всех авиационных перевозок в мире, причем обходится собственным парком самолетов и вертолетов...

Сегодня на российские авиакомпании приходится не больше 1-2% мирового рынка воздушных перевозок. А доля рейсов, выполненных собственно российскими самолетами, стремится к нулю. Так что нашим пилотам и авиаконструкторам в этот день, прямо скажем, праздновать особо нечего. Тем более что на последней ассамблее ИКАО Россия не смогла набрать достаточного количества голосов, чтобы сохранить место в Совете. Среди причин — конфискация иностранных самолетов и двойная регистрация бортов. На сайте таблицы ИКАО Россия теперь помечена «красным флажком», что означает наличие проблем с безопасностью гражданской авиации.

Мы с такими выводами не согласны, но заграница живет по своим правилам. И теперь там любой аэропорт вправе отказаться обслуживать самолеты российских авиакомпаний. Можно, конечно, обвинять ИКАО в политиканстве, но есть смысл взглянуть на проблему и с другой стороны. Пришедшие в отрасль так называемые эффективные менеджеры три десятилетия фактически разваливали отечественный авиапром и немалого добились в этом деле. Наше гражданское авиастроение было подорвано массовой закупкой иностранных самолетов, за что, к слову, никто так и не ответил.

По случаю Дня гражданской авиации корреспондент «Труда» общался с нашими авиационными экспертами. Увы, никто из них не воспринимает всерьез нынешние заявления курирующих авиапром чиновников об успехах в производстве российских гражданских самолетов. Разговоры об импортозамещении идут уже четверть века, а после начала СВО это признано вопросом национальной безопасности. Но слов много, а результат мизерный.

Судите сами. Летом 2016 года в Иркутске состоялась торжественная презентация летного образца нового российского среднемагистрального лайнера МС-21 — в лучах прожекторов, под речи тогдашнего премьера Дмитрия Медведева и музыку высоко парящего вместе с роялем Дениса Мацуева. И вот минувшей осенью, то есть спустя семь лет, гендиректор ПАО «Яковлев» Андрей Богинский сообщил, что первые несколько самолетов будут переданы «Аэрофлоту» в наступающем году. И это подается как успех отрасли?

— Я бывал на крупных предприятиях Airbus в Италии и Франции, а также на небольшом австрийском Diamond Aircraft, про который полвека назад никто не слышал. Так вот, в альпийских предгорьях своими глазами наблюдал, как с взлетной полосы завода каждый день улетали заказчикам по два-три самолета. Там в совете директоров чиновников нет, зато есть конструкторы и инженеры. Канцлеру никто не докладывает о грандиозных планах. Потому что на самом деле все просто: авиационные заводы должны выпускать не два-три, а сотни самолетов в год. Только тогда у работников КБ и заводских цехов будет достойная зарплата, а молодежь свяжет с отраслью свое будущее.

И уж вовсе не праздничный монолог я услышал от легендарного полярного пилота, в прошлом начальника Управления летной службы МГА СССР Жоржа Шишкина.

— Я недавно узнал о решении закрыть аэропорт самого северного города страны Певека, где я начинал работать летчиком. То есть государство фактически перестало поддерживать этот важнейший воздушный коридор Запад — Восток. А ведь там была отличная бетонная полоса, куда могли садиться самые большие лайнеры. Теперь разрушена вся инфраструктура аэропорта. Как мне рассказывали, в последние времена, когда туда изредка собирался гражданский борт, в аэропорт выдвигалась специальная бригада для подготовки приема и организации вылета.

И ведь певекская воздушная гавань далеко не первой приговорена к ликвидации. По сути, мы теряем Крайний Север, поскольку другого круглогодичного транспорта там нет и не предвидится. К тому же именно отсюда в отрасль приходили самые подготовленные пилоты, диспетчеры, авиатехники. Певек неслучайно полвека считался авиационным хабом. В тех краях в радиусе 500 км сосредоточены десятки предприятий, добывающих золото и олово, медь, вольфрам и другие металлы. А еще — мощная энергетическая база в виде атомной электростанции.

Парадокс в том, что на многое средства находятся, а на поддержание жизнеспособности такого важного аэропорта их нет, — с болью восклицает Жорж Шишкин. И что ему ответить?

P.S. Вот одно из последних сообщений оттуда. «Администрация городского округа Певек объявила о закрытии автобусного маршрута, который связывал город с аэропортом. Маршрут оказался невостребованным у жителей города. За два месяца услугами перевозчика воспользовались пять человек», — сообщает информационное агентство «Чукотка».

Ехать в аэропорт больше не на чем. Да и незачем.

Кстати

Ситуация с посадкой на поле эрбаса «Уральских авиалиний» обросла таким числом противоречащих друг другу комментариев и выводов авиационных начальников, что стала напоминать триллер. Напомним: сразу после счастливого спасения самолета с пассажирами пресс-служба авиаперевозчика сообщала, что с лайнером ничего страшного не случилось: «Самолет в будущем, скорее всего, сможет выполнять полеты». Заявление вызвало шок среди отраслевых специалистов. Ведь только кукурузник в состоянии взлетать с грунта. Да и кто после такого «подвига» даст гарантию безопасности полетов?

Первая комиссия, устроившая разбор полета, посчитала ошибкой решение лететь на запасной аэродром. Росавиация назначила еще одну комиссию. А руководство авиакомпании, не дожидаясь выводов, предложило членам экипажа уволиться «по собственному желанию». Однако вчера стало известно, что ни командир Белов, ни второй пилот Семенов увольняться не собираются. А жена командира даже отправила в высокие инстанции просьбу «разобраться в этой истории объективно». Тем временем идея поднять самолет в воздух с поля претерпела изменения. Гендиректор и владелец авиакомпании Сергей Скуратов заявил, что для этого нужно построить взлетную полосу, «а это экономически нецелесообразно. Кроме того, Airbus A320 застрахован».

Как же решить этот авиаребус? С таким вопросом «Труд» обратился к пилоту Виктору САВИНУ, налетавшему почти 11 тысяч часов на различных типах вертолетов и самолетов. В течение 10 лет он исполнял обязанности замначальника Главного управления летной службы МГА СССР.

— Я бы не спешил гнать экипаж из профессии, — говорит Виктор Георгиевич. — Ведь отрицательный опыт тоже ценен, в небе и на земле всякое случается. Важно, чем все завершается. Тем более совершенно очевидно, что вина лежит не только на пилотах — они явно получали указания с земли. Что касается состояния лайнера, то пусть его оценивают специалисты. В любом случае машина еще послужит, если ее не утилизировать, а разобрать на вполне еще пригодные запчасти.

При этом применялись высокоточное оружие большой дальности всех видов базирования, а также дроны-«камикадзе»

Фото: пресс-служба Министерства обороны РФ, globallookpress.com

В ответ на террористические акты правящего на Украине политического режима Вооруженные силы России нанесли массированный удар по украинским военным объектам. Об этом сообщила в социальной сети «ВКонтакте» пресс-служба Министерства...

Как сложились судьбы некоторых из тех, кто пережил авиакрушение

Марина Крючкова
Труд
Премьер-министр Индии Нарендра Моди (слева) посещает Вишвашкумара Рамеша, единственного выжившего в авиакатастрофе в Ахмадабаде. Фото: © Javed Dar, globallookpress.com

Авиакатастрофа, случившаяся в минувший четверг, 12 июня, в аэропорту Ахмадабада в Индии, по количеству жертв уже вошла в число самых крупных в истории гражданской авиации: 274 человека, из них 33 —...

Что же случилось в парке «Тайган» на самом деле

Марина Крючкова
Труд
Фото из открытых источников

«Несколько минут, пока он боролся со львом, то есть держал хищника за клыки, не давая ему сомкнуть их на шее, все это время я видела его взгляд», — Татьяна Алексагина, помощник основателя...

Жизнь 17:15 / 28 Июня 2025 6504
А детям - мороженое!

За год каждый россиянин съедает 4 кг мороженого

Ирина Хмара
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Какое лето без мороженого? Неотъемлемая часть детства, оно и у взрослых вызывает ностальгические чувства. Статистика гласит: за год каждый россиянин съедает 4 кг мороженого. А еще этот освежающий десерт имеет богатую...

Почему банда черных риелторов безнаказанно орудовала многие годы

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

На будущей неделе в Мосгорсуде ожидается вынесение приговора по делу Хамидуллина и Ко, которые незаконно завладевали квартирами москвичей. Схема была такой. Фигурант знакомился с сотрудниками ЖЭКов (и с участковыми?),...

Жизнь 00:18 / 06 Июня 2025 6103
А денежки врозь!

В России стремительно исчезает институт семьи в его классическом понимании. Какое уж тут повышение рождаемости…

Ирина Хмара
Труд
С семьями и романтикой в России что-то не так. И это заметно невооруженным глазом. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Социологи огорошили новыми исследованиями, касающимися семьи и романтических отношений. То, что с ними в России что-то не так, заметно невооруженным глазом. Ученые бьют тревогу: по их словам, в России стремительно...

Казалось бы, с каждым годом наездов на пешеходов становится меньше, но в целом статистика остается тревожной

Ольга Лернер
Труд
За прошлый год в России водители сбили свыше 34 тысяч пешеходов. Почти каждый десятый погиб. Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Госавтоинспекция МВД России объявила о старте Общероссийской социальной кампании «Продвижение безопасности». Год к году наездов на пешеходов становится меньше. Снижается число погибших и раненых, но в целом статистика остается тревожной. За...

На рост цен на водку россияне ответили наращиванием объемов самогоноварения

Максим Башкеев
Труд
Кадр из к/ф «Самогонщики» (1962). Фото: kinopoisk.ru

Когда в 1962 году на советские экраны вышла короткометражка про самогонщиков, никто не предрекал ей долгой жизни. Ну подумаешь, сюжет: три героя, Трус, Балбес и Бывалый, гонят самогон и при этом не ладят...

Жизнь 20:01 / 07 Июня 2025 5353
Последняя колонка

Суд обязал клуб знакомств вернуть деньги обиженной женщине

Труд
Фото: © Victor Lisitsyn, globallookpress.com

У скалы, где стрелялся Печорин с Грушницким Лермонтовская скала на окраине Кисловодска получила статус памятника природы. Одна надежда, что режим охранной зоны поможет сохранить от исчезновения редкие виды краснокнижных...

Письмо в редакцию «Труда» с кратким послесловием

Артем Скворцов
Труд
Наталия Зазулина (на переднем плане) в одной из своих поездок в зоне СВО. Фото из открытых источников

В номере «Труда» от 16 мая с. г. была опубликована статья «Историческая память: слова и дела». В ней шла речь о необходимости не забывать о героях-фронтовиках, сохранять...

Коррупция в России растет ударными темпами

Александр Киденис
Труд
Россияне коррупцию, конечно же, не приветствуют. Но, как они сами признаются, взятки дают. Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

По данным Генпрокуратуры, в первом квартале в стране было выявлено 15 458 коррупционных преступлений — почти на четверть больше, чем годом раньше. На самом деле преступность столоначальников умножается...

Жизнь 00:11 / 04 Июля 2025 3690
Далеко от Москвы

Есть ли жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Юрий Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: КОнстантин Кокошкин, globallookpress.com

Дождливым летом недовольны все, кроме любителей тихой охоты. В Подмосковье уже пошли не только лисички и подберезовики, но и белые грибы. Об этом сообщил миколог, кандидат биологических наук Михаил Вишневский. Сложившиеся...

Жизнь 00:02 / 30 Мая 2025 3681
Календарь: 30 мая

805 лет назад родился князь Александр Невский

Труд
Памятник русским воинам и князю Александру Невскому в честь победы на Чудском озере в 1242 году. (скульптор И. Козловский, архитектор П. Бутенко). Фото: Nikolay Titov, globallookpress.com

1220 Родился Александр Невский, князь, полководец. Православная церковь причислила его к лику святых. 1431 В Руане заживо сожжена 19-летняя Жанна д’Арк. Она была предана вое-начальниками и попала в плен к англичанам,...

Жизнь 00:05 / 30 Мая 2025 3650
Ну, за трезвость!

Похоже, россияне и вправду стали меньше выпивать

Ирина Хмара
Труд
Нынешняя молодежь предпочитает активный отдых. Фото: Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

40 лет назад, в мае 1985 года, в СССР была объявлена «горбачевская» антиалкогольная кампания, которой суждено было стать печально знаменитой. Так или иначе она коснулась миллионов советских людей. А закончилась...

Жизнь 19:30 / 21 Июня 2025 2920
Последняя колонка

В Саратове ливни смыли мраморные ступени

Труд
Фото: © Lantyukhov Sergey, globallookpress.com

Просто выключите телефон и гуляйте на здоровье Почти 90% москвичей ощущают потребность в прогулках на свежем воздухе, о чем говорят опросы жителей столицы. А многие горожане хотели бы еще и научиться...

Кроме того, целями стали цеха по производству беспилотников и места их хранения

Фото: пресс-служба Министерства обороны РФ, globallookpress.com

В ходе специальной военной операции Вооруженные силы России нанесли удар по пункту управления разведкой и наведения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) дальнего действия украинской армии. Об этом сообщила в социальной сети «ВКонтакте»...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?