Главная Жизнь 00:15 08 Декабря 2023 6579
Автобус в аэропорт Певека отменяется

Государство фактически перестало поддерживать важнейший воздушный коридор Запад - Восток

Анатолий Журин, Гузель Агишева
Фото: CHROMORANGE/Bilderbox,globallookpress.com

Вчера мир отметил Международный день гражданской авиации. Почему именно в этот день? Потому что 7 декабря 1944 года в Чикаго на конференции по воздушному праву была подписана Конвенция о создании ИКАО — Международной организации гражданской авиации. В ее состав сегодня входят 193 государства.

Советский Союз вступил в члены ИКАО 14 ноября 1970 года на заседании в штаб-квартире организации в Монреале. По свидетельству ныне здравствующих его участников, всех тогда впечатлила цифра, приведенная генеральным секретарем ИКАО Асадом Котайте: гражданская авиация СССР выполняет четверть всех авиационных перевозок в мире, причем обходится собственным парком самолетов и вертолетов...

Сегодня на российские авиакомпании приходится не больше 1-2% мирового рынка воздушных перевозок. А доля рейсов, выполненных собственно российскими самолетами, стремится к нулю. Так что нашим пилотам и авиаконструкторам в этот день, прямо скажем, праздновать особо нечего. Тем более что на последней ассамблее ИКАО Россия не смогла набрать достаточного количества голосов, чтобы сохранить место в Совете. Среди причин — конфискация иностранных самолетов и двойная регистрация бортов. На сайте таблицы ИКАО Россия теперь помечена «красным флажком», что означает наличие проблем с безопасностью гражданской авиации.

Мы с такими выводами не согласны, но заграница живет по своим правилам. И теперь там любой аэропорт вправе отказаться обслуживать самолеты российских авиакомпаний. Можно, конечно, обвинять ИКАО в политиканстве, но есть смысл взглянуть на проблему и с другой стороны. Пришедшие в отрасль так называемые эффективные менеджеры три десятилетия фактически разваливали отечественный авиапром и немалого добились в этом деле. Наше гражданское авиастроение было подорвано массовой закупкой иностранных самолетов, за что, к слову, никто так и не ответил.

По случаю Дня гражданской авиации корреспондент «Труда» общался с нашими авиационными экспертами. Увы, никто из них не воспринимает всерьез нынешние заявления курирующих авиапром чиновников об успехах в производстве российских гражданских самолетов. Разговоры об импортозамещении идут уже четверть века, а после начала СВО это признано вопросом национальной безопасности. Но слов много, а результат мизерный.

Судите сами. Летом 2016 года в Иркутске состоялась торжественная презентация летного образца нового российского среднемагистрального лайнера МС-21 — в лучах прожекторов, под речи тогдашнего премьера Дмитрия Медведева и музыку высоко парящего вместе с роялем Дениса Мацуева. И вот минувшей осенью, то есть спустя семь лет, гендиректор ПАО «Яковлев» Андрей Богинский сообщил, что первые несколько самолетов будут переданы «Аэрофлоту» в наступающем году. И это подается как успех отрасли?

— Я бывал на крупных предприятиях Airbus в Италии и Франции, а также на небольшом австрийском Diamond Aircraft, про который полвека назад никто не слышал. Так вот, в альпийских предгорьях своими глазами наблюдал, как с взлетной полосы завода каждый день улетали заказчикам по два-три самолета. Там в совете директоров чиновников нет, зато есть конструкторы и инженеры. Канцлеру никто не докладывает о грандиозных планах. Потому что на самом деле все просто: авиационные заводы должны выпускать не два-три, а сотни самолетов в год. Только тогда у работников КБ и заводских цехов будет достойная зарплата, а молодежь свяжет с отраслью свое будущее.

И уж вовсе не праздничный монолог я услышал от легендарного полярного пилота, в прошлом начальника Управления летной службы МГА СССР Жоржа Шишкина.

— Я недавно узнал о решении закрыть аэропорт самого северного города страны Певека, где я начинал работать летчиком. То есть государство фактически перестало поддерживать этот важнейший воздушный коридор Запад — Восток. А ведь там была отличная бетонная полоса, куда могли садиться самые большие лайнеры. Теперь разрушена вся инфраструктура аэропорта. Как мне рассказывали, в последние времена, когда туда изредка собирался гражданский борт, в аэропорт выдвигалась специальная бригада для подготовки приема и организации вылета.

И ведь певекская воздушная гавань далеко не первой приговорена к ликвидации. По сути, мы теряем Крайний Север, поскольку другого круглогодичного транспорта там нет и не предвидится. К тому же именно отсюда в отрасль приходили самые подготовленные пилоты, диспетчеры, авиатехники. Певек неслучайно полвека считался авиационным хабом. В тех краях в радиусе 500 км сосредоточены десятки предприятий, добывающих золото и олово, медь, вольфрам и другие металлы. А еще — мощная энергетическая база в виде атомной электростанции.

Парадокс в том, что на многое средства находятся, а на поддержание жизнеспособности такого важного аэропорта их нет, — с болью восклицает Жорж Шишкин. И что ему ответить?

P.S. Вот одно из последних сообщений оттуда. «Администрация городского округа Певек объявила о закрытии автобусного маршрута, который связывал город с аэропортом. Маршрут оказался невостребованным у жителей города. За два месяца услугами перевозчика воспользовались пять человек», — сообщает информационное агентство «Чукотка».

Ехать в аэропорт больше не на чем. Да и незачем.

Кстати

Ситуация с посадкой на поле эрбаса «Уральских авиалиний» обросла таким числом противоречащих друг другу комментариев и выводов авиационных начальников, что стала напоминать триллер. Напомним: сразу после счастливого спасения самолета с пассажирами пресс-служба авиаперевозчика сообщала, что с лайнером ничего страшного не случилось: «Самолет в будущем, скорее всего, сможет выполнять полеты». Заявление вызвало шок среди отраслевых специалистов. Ведь только кукурузник в состоянии взлетать с грунта. Да и кто после такого «подвига» даст гарантию безопасности полетов?

Первая комиссия, устроившая разбор полета, посчитала ошибкой решение лететь на запасной аэродром. Росавиация назначила еще одну комиссию. А руководство авиакомпании, не дожидаясь выводов, предложило членам экипажа уволиться «по собственному желанию». Однако вчера стало известно, что ни командир Белов, ни второй пилот Семенов увольняться не собираются. А жена командира даже отправила в высокие инстанции просьбу «разобраться в этой истории объективно». Тем временем идея поднять самолет в воздух с поля претерпела изменения. Гендиректор и владелец авиакомпании Сергей Скуратов заявил, что для этого нужно построить взлетную полосу, «а это экономически нецелесообразно. Кроме того, Airbus A320 застрахован».

Как же решить этот авиаребус? С таким вопросом «Труд» обратился к пилоту Виктору САВИНУ, налетавшему почти 11 тысяч часов на различных типах вертолетов и самолетов. В течение 10 лет он исполнял обязанности замначальника Главного управления летной службы МГА СССР.

— Я бы не спешил гнать экипаж из профессии, — говорит Виктор Георгиевич. — Ведь отрицательный опыт тоже ценен, в небе и на земле всякое случается. Важно, чем все завершается. Тем более совершенно очевидно, что вина лежит не только на пилотах — они явно получали указания с земли. Что касается состояния лайнера, то пусть его оценивают специалисты. В любом случае машина еще послужит, если ее не утилизировать, а разобрать на вполне еще пригодные запчасти.

В этот день в 1970 году с конвейера сошел первый ВАЗ-2101

Артем Скворцов
Труд
Фото из открытых источников

19 апреля 1970 года со сборочного конвейера Волжского автозавода сошел первый автомобиль ВАЗ-2101, прозванный в нашей стране «копейкой». Советскому человеку эта машина, прототипом которой являлся итальянский «Фиат-124»,...

Жизнь 00:07 / 19 Апреля 2024 7704
Молчать в трубочку!

Как найти управу на авиационных дебоширов? Проверять их перед посадкой на алкотестере?

Максим Башкеев
Труд
Фото: Frank Hoermann/Sven Simon, globallookpress.com

Как найти управу на авиационных дебоширов? Все гениальное просто. Чтобы неадекватные пассажиры не просочились в салон самолета, перед посадкой их нужно проверить на алкотестере. Дыхнул — и лети на здоровье....

Эти предметы сантехники были установлены в замках начальника ГИБДД Ставрополья Алексея Сафонова. Что по этому поводу говорят специалисты?

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Фото из открытых источников

Начальник ГИБДД Ставрополья Алексей Сафонов владел пятью замками в стиле Людовика XIV, где от избытка чувств велел позолотить унитазы. И он там не один был такой ценитель прекрасного, по тому уголовному делу задержаны...

Жизнь 00:12 / 19 Апреля 2024 6139
Далеко от Москвы

Есть лит жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Oлег Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: Guo Feizhou/Синьхуа, globallookpress.com

Чем тревожнее новостные сводки, тем патриотичнее население — такую вот особенность выявили социологи, зафиксировавшие рост патриотизма в стране. По их утверждениям, это чувство сегодня присуще мужчинам и женщинам...

«К участию в специальной военной операции призывники привлекаться не будут», - заверил министр обороны РФ Сергей Шойгу

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Михаил Мишустин, премьер РФ — Продолжительность жизни в России достигла почти 73,5 года. Такие показатели ни разу не фиксировались в истории СССР и современной России. Вячеслав Володин, спикер Госдумы...

Жизнь 00:03 / 05 Апреля 2024 5633
Календарь: 5 апреля

В этот день в 1242 году войска Александра Невского победили в Ледовом побоище

Труд
Памятник русским воинам и князю Александру Невскому в честь победы на льду Чудского озера в 1242 г. (скульптор И. Козловский, архитектор П. Бутенко). Фото: globallookpress.com

1242 Ледовое побоище (битва на Чудском озере). Новгородцы и владимирцы под предводительством Александра Невского разгромили рыцарей Ливонского ордена. 1722 Экспедиция адмирала Якоба Роггевена в первый день христианской Пасхи...

Жизнь 00:10 / 19 Апреля 2024 5442
Половые заповеди

«Если жена тебе изменила, радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству»

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Фото: © Voller Ernst / Siegfried Steinac, globallookpress.com

Немногие из крылатых фраз Чехова столь же популярны, как та, что вынесена в подзаголовок. Ну а что делать, если жизнь снова и снова подбрасывает поводы пошутить на эту тему. Вот как теперь, когда международное...

Жизнь 19:01 / 04 Мая 2024 5308
Последняя колонка

Шашлычный индекс вырос на одиннадцать процентов

Труд
Фото: © Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Шашлык в России больше чем шашлык Каких только «съедобных индексов» не существует в природе: бигмака, борща, салата оливье. Все они в какой-то мере отражают состояние экономики и потребительского рынка....

Жизнь 00:01 / 12 Апреля 2024 5229
...А потоп по расписанию

В чем разница между Орском и Амстердамом?

Александр Киденис
Труд
В Орске уже затопило почти семь тысяч домов. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Еще в феврале научный руководитель Гидрометцентра Роман Вильфанд заявлял: более чем в 30 регионах России ожидаются проблемы в связи с половодьем: «Практически все субъекты Центрального федерального округа сейчас...

Жизнь 00:02 / 03 Мая 2024 5140
Календарь: 3 мая

20 лет назад Sasser поразил сотни тысяч ПК

Труд
Фото: © Alexander Farnsworth,globallookpress.com

1101 Князь Владимир Мономах заложил в Смоленске Успенский собор, в котором была помещена Смоленская икона Божией Матери. 1314 Родился Сергий Радонежский, основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря, сыгравший важнейшую роль...

Мы почему-то перестаем шутить 1 апреля

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Фото: © Jason Robinson, globallookpress.com

Я тут вдруг обнаружила, что опять пропустила день, когда «вся спина белая». Не те времена: первоапрельские шутки явно уходят из обихода. Что подтверждает и опубликованный на этой неделе опрос SuperJob....

Ученого Александра Цветкова обвинили в серии убийств 20-летней давности на основании фоторобота, составленного нейросетью

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Мы уже писали об этой чудовищной истории («Как защитить гражданина от правоохранителей», «Труд» № 017 от 15.03.2024), напомним главное из нее. В феврале 2023 года ученого-гидролога Александра...

Отстраненный от должности после обвинения в коррупции замминистра обороны жил в особняке на Рублевке с телеведущей Марией Китаевой

Кадр эфире канала «Россия 24»

Арестованный по обвинению в получении крупной взятки заместитель министра обороны России Тимур Иванов проживает в доме на Рублевке с телеведущей Марией Китаевой. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на адвоката чиновника Мурада Мусаева. «Ведут...

Банки не спешат отдавать родне деньги умерших вкладчиков

Михаил МОРОЗОВ, обозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Maksim Konstantinov, globallookpress.com

На прошлой неделе закончился пятимесячный марафон, в который превратилась процедура получения наследства моей умершей год назад матери. Наследство — громко сказано. Речь идет о нескольких тысячах рублей, оставшихся...

Жизнь 20:01 / 20 Апреля 2024 4491
Последняя колонка

Наглый бобр напугал хозяев дома и сторожевого пса

Труд
Фото: © Christopher Jones, globallookpress.com

Обнявшись, будто две сестры Ярославскому фотографу Александру Давидику удалось запечатлеть редкое природное явление: контрастную границу слияния двух рек напротив городского парка, расположенного на Стрелке. Голубая Волга сотни метров...

Правительство Саратовской области купило спасательный катер по цене недешевой яхты

Алекс Зверев
Труд
Катер стоит более 37 млн рублей. Фото с сайта sarinform.ru

Полундра объявлена в Саратовской области, где пресса обнаружила купленный за немалые деньги местным правительством катер на 12 человек «для производства поисково-спасательных и водолазных работ областной службой...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?