Главная Жизнь 00:15 08 Декабря 2023 6972
Автобус в аэропорт Певека отменяется

Государство фактически перестало поддерживать важнейший воздушный коридор Запад - Восток

Анатолий Журин, Гузель Агишева
Фото: CHROMORANGE/Bilderbox,globallookpress.com

Вчера мир отметил Международный день гражданской авиации. Почему именно в этот день? Потому что 7 декабря 1944 года в Чикаго на конференции по воздушному праву была подписана Конвенция о создании ИКАО — Международной организации гражданской авиации. В ее состав сегодня входят 193 государства.

Советский Союз вступил в члены ИКАО 14 ноября 1970 года на заседании в штаб-квартире организации в Монреале. По свидетельству ныне здравствующих его участников, всех тогда впечатлила цифра, приведенная генеральным секретарем ИКАО Асадом Котайте: гражданская авиация СССР выполняет четверть всех авиационных перевозок в мире, причем обходится собственным парком самолетов и вертолетов...

Сегодня на российские авиакомпании приходится не больше 1-2% мирового рынка воздушных перевозок. А доля рейсов, выполненных собственно российскими самолетами, стремится к нулю. Так что нашим пилотам и авиаконструкторам в этот день, прямо скажем, праздновать особо нечего. Тем более что на последней ассамблее ИКАО Россия не смогла набрать достаточного количества голосов, чтобы сохранить место в Совете. Среди причин — конфискация иностранных самолетов и двойная регистрация бортов. На сайте таблицы ИКАО Россия теперь помечена «красным флажком», что означает наличие проблем с безопасностью гражданской авиации.

Мы с такими выводами не согласны, но заграница живет по своим правилам. И теперь там любой аэропорт вправе отказаться обслуживать самолеты российских авиакомпаний. Можно, конечно, обвинять ИКАО в политиканстве, но есть смысл взглянуть на проблему и с другой стороны. Пришедшие в отрасль так называемые эффективные менеджеры три десятилетия фактически разваливали отечественный авиапром и немалого добились в этом деле. Наше гражданское авиастроение было подорвано массовой закупкой иностранных самолетов, за что, к слову, никто так и не ответил.

По случаю Дня гражданской авиации корреспондент «Труда» общался с нашими авиационными экспертами. Увы, никто из них не воспринимает всерьез нынешние заявления курирующих авиапром чиновников об успехах в производстве российских гражданских самолетов. Разговоры об импортозамещении идут уже четверть века, а после начала СВО это признано вопросом национальной безопасности. Но слов много, а результат мизерный.

Судите сами. Летом 2016 года в Иркутске состоялась торжественная презентация летного образца нового российского среднемагистрального лайнера МС-21 — в лучах прожекторов, под речи тогдашнего премьера Дмитрия Медведева и музыку высоко парящего вместе с роялем Дениса Мацуева. И вот минувшей осенью, то есть спустя семь лет, гендиректор ПАО «Яковлев» Андрей Богинский сообщил, что первые несколько самолетов будут переданы «Аэрофлоту» в наступающем году. И это подается как успех отрасли?

— Я бывал на крупных предприятиях Airbus в Италии и Франции, а также на небольшом австрийском Diamond Aircraft, про который полвека назад никто не слышал. Так вот, в альпийских предгорьях своими глазами наблюдал, как с взлетной полосы завода каждый день улетали заказчикам по два-три самолета. Там в совете директоров чиновников нет, зато есть конструкторы и инженеры. Канцлеру никто не докладывает о грандиозных планах. Потому что на самом деле все просто: авиационные заводы должны выпускать не два-три, а сотни самолетов в год. Только тогда у работников КБ и заводских цехов будет достойная зарплата, а молодежь свяжет с отраслью свое будущее.

И уж вовсе не праздничный монолог я услышал от легендарного полярного пилота, в прошлом начальника Управления летной службы МГА СССР Жоржа Шишкина.

— Я недавно узнал о решении закрыть аэропорт самого северного города страны Певека, где я начинал работать летчиком. То есть государство фактически перестало поддерживать этот важнейший воздушный коридор Запад — Восток. А ведь там была отличная бетонная полоса, куда могли садиться самые большие лайнеры. Теперь разрушена вся инфраструктура аэропорта. Как мне рассказывали, в последние времена, когда туда изредка собирался гражданский борт, в аэропорт выдвигалась специальная бригада для подготовки приема и организации вылета.

И ведь певекская воздушная гавань далеко не первой приговорена к ликвидации. По сути, мы теряем Крайний Север, поскольку другого круглогодичного транспорта там нет и не предвидится. К тому же именно отсюда в отрасль приходили самые подготовленные пилоты, диспетчеры, авиатехники. Певек неслучайно полвека считался авиационным хабом. В тех краях в радиусе 500 км сосредоточены десятки предприятий, добывающих золото и олово, медь, вольфрам и другие металлы. А еще — мощная энергетическая база в виде атомной электростанции.

Парадокс в том, что на многое средства находятся, а на поддержание жизнеспособности такого важного аэропорта их нет, — с болью восклицает Жорж Шишкин. И что ему ответить?

P.S. Вот одно из последних сообщений оттуда. «Администрация городского округа Певек объявила о закрытии автобусного маршрута, который связывал город с аэропортом. Маршрут оказался невостребованным у жителей города. За два месяца услугами перевозчика воспользовались пять человек», — сообщает информационное агентство «Чукотка».

Ехать в аэропорт больше не на чем. Да и незачем.

Кстати

Ситуация с посадкой на поле эрбаса «Уральских авиалиний» обросла таким числом противоречащих друг другу комментариев и выводов авиационных начальников, что стала напоминать триллер. Напомним: сразу после счастливого спасения самолета с пассажирами пресс-служба авиаперевозчика сообщала, что с лайнером ничего страшного не случилось: «Самолет в будущем, скорее всего, сможет выполнять полеты». Заявление вызвало шок среди отраслевых специалистов. Ведь только кукурузник в состоянии взлетать с грунта. Да и кто после такого «подвига» даст гарантию безопасности полетов?

Первая комиссия, устроившая разбор полета, посчитала ошибкой решение лететь на запасной аэродром. Росавиация назначила еще одну комиссию. А руководство авиакомпании, не дожидаясь выводов, предложило членам экипажа уволиться «по собственному желанию». Однако вчера стало известно, что ни командир Белов, ни второй пилот Семенов увольняться не собираются. А жена командира даже отправила в высокие инстанции просьбу «разобраться в этой истории объективно». Тем временем идея поднять самолет в воздух с поля претерпела изменения. Гендиректор и владелец авиакомпании Сергей Скуратов заявил, что для этого нужно построить взлетную полосу, «а это экономически нецелесообразно. Кроме того, Airbus A320 застрахован».

Как же решить этот авиаребус? С таким вопросом «Труд» обратился к пилоту Виктору САВИНУ, налетавшему почти 11 тысяч часов на различных типах вертолетов и самолетов. В течение 10 лет он исполнял обязанности замначальника Главного управления летной службы МГА СССР.

— Я бы не спешил гнать экипаж из профессии, — говорит Виктор Георгиевич. — Ведь отрицательный опыт тоже ценен, в небе и на земле всякое случается. Важно, чем все завершается. Тем более совершенно очевидно, что вина лежит не только на пилотах — они явно получали указания с земли. Что касается состояния лайнера, то пусть его оценивают специалисты. В любом случае машина еще послужит, если ее не утилизировать, а разобрать на вполне еще пригодные запчасти.

80 лет назад на нынешней площади Победы состоялся первый советский парад

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
По площади чеканят шаг летчики, участвовавшие в Восточно-Прусской операции. Фото из открытых источников

«Поверженная прусская столица — Кенигсберг — 7 ноября 1945 года впервые за всю свою семивековую историю увидела великий Октябрьский праздник советского народа» — так 80 лет назад написала...

Российские войска ведут в городе встречные бои, отражая атаки противника

Кадр видео Министерства обороны России

Вооружённые силы Украины (ВСУ) попытались деблокировать город Купянск в Харьковской области. Об этом сообщает Telegram-канал «Иди и смотри». По данным военных корреспондентов, российские войска ведут в Купянске встречные бои, отражая...

В домах столетней постройки исчезают перекрытия, стены, а также силы и средства на их восстановление

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Угол Большой Зелениной улицы и Малого проспекта Петроградской стороны, где в августе прошлого года обрушилась часть дома, обретает контуры аномального треугольника. В отличие от Бермудского, наш треугольник вполне рукотворный....

Жизнь 00:02 / 14 Ноября 2025 5173
Столицу смыла волна

Осенью петербургские историки традиционно вспоминают грандиозное наводнение, случившееся в городе на Неве осенью 1924 года…

Ирина Смирнова
Труд
Фотографии ЦГАКФФД СПб

В официальных документах об этом осталось мало свидетельств, хотя для Питера и государства это событие имело судьбоносные последствия. «Вода в тот день достигла 380 см выше ординара, что совсем немного уступает...

Росстат отрапортовал о сокращении разницы в доходах самых богатых и самых бедных россиян

Анатолий Журин
Труд
Фото: © Federation Council of Russia, globallookpress.com

«Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим», — настоятельно советовал когда-то Козьма Прутков. А на этой неделе СМИ облетело очередное бодрое сообщение Росстата...

Жизнь 20:01 / 08 Ноября 2025 3640
Последняя колонка

Саратовские грибники принесли из леса по корзине трюфелей

Труд
Трюфель. Фото: © Gustavo Valiente, globallookpress.com

От такого медведя мало шансов убежать Российские археологи описали новый вид вымершего гигантского медведя, обитавшего на планете примерно 5 млн лет назад. Как сообщил директор Палеонтологического института РАН Алексей Лопатин,...

Очередная эпопея с хищениями в сфере ЖКХ Петербурга развернулась в Невском районе

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Судя по всему, горожан еще ждут сюрпризы с распилом средств, отпущенных на ЖКХ. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Махинации в государственном казенном учреждении «Жилищное агентство» привели к аресту его директора Андрея Соколова. Октябрьский районный суд отправил фигуранта в СИЗО до 21 декабря. Его и муниципального...

Дано ли нам, нынешним, испытать чувство всеобщего единения?

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
Сейчас люди или на одном «вайбе», или нет. Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Отгуляли ноябрьские. Поздравлений от друзей и знакомых я толком так и не услышала. В лучшем случае на мой вопрос о том, что празднуем, отвечали кратко: «Не разжигай!» Выходной день —...

Жизнь 19:01 / 29 Ноября 2025 3113
Последняя колонка

В Калининграде задержали похитителя дверных ручек

Труд
Фото: © Belkin Alexey, globallookpress.com

Похититель дверных ручек Когда-то в Риме был снят фильм «Похитители велосипедов». А в Калининграде можно было бы снять кино про похитителя дверных ручек. Региональный Фонд капитального ремонта устанавливает в городе...

Жизнь 19:01 / 13 Декабря 2025 3097
Последняя колонка

Росприроднадзор потребовал выселить крокодила из новосибирского гипермаркета

Труд
Кубинский крокодил (Crocodylus rhombifer). Фото: globallookpress.com

Новые трассы на Эльбрусе На Эльбрусе, самой известной вершине Кавказа высотой 5600 метров, открылся очередной горнолыжный сезон. Минувшим летом на восточных склонах построены еще две канатные дороги и проложены 5 км...

Сумма штрафа составила три тысячи рублей

Фото: Demian Stringer/Zumapress.com, globallookpress.com

Суд Каменска-Уральского Свердловской области оштрафовал на три тысячи рублей местного жителя Сергея Глухих, который был признан виновным в поиске экстремистских материалов. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на объёдиненную пресс-службу судов...

Бывшая замминистра строительства ДНР Юлия Мирваезова обвиняется в краже денег по 14 государственным контрактам

Кадр видеозаписи с хостинга YouTube

Сумма ущерба по уголовному делу в отношении бывшего первого заместителя министра строительства Донецкой Народной Республики Юлии Мерваезовой и других фигурантов, обвиняемых в хищении денег у Министерства обороны РФ, превысил девять миллиардов...

Жизнь 19:20 / 06 Декабря 2025 2894
Последняя колонка

ИИ признан научным словом года в России

Труд

Научное слово года: ИИ Лингвисты столичного Института русского языка имени Пушкина подвели итоги опроса «Слова года в науке — 2025». В голосовании участвовали больше тысячи преподавателей технических вузов и лабораторий...

Жизнь 00:08 / 21 Ноября 2025 2882
Докажите, что вы не дрон!

Найден еще один способ защитить нас от беспилотников? Жулики аплодируют

Марина Крючкова
Труд
Фото: Drazen Zigic, ru.freepik.com

«Нет, мало того что летом я из-за дронов три раза ночевала в аэропорту, а в сентябре почти месяц без интернета на даче сидела. Так теперь еще и должна доказывать, что я не дрон!» Приятельница...

Покупательница недвижимости Полина Лурье сочла предложение неразумным

Фото: «Комсомольская правда»/Роман Денисов, globallookpress.com

Певица Лариса Долина предложила возвращать купившей у ней квартиру Полине Лурье деньги за недвижимость в течение трёх с лишним лет. Об этом рассказала РИА Новости адвокат покупательницы Светлана Свириденко. «Спустя полтора года судебных...

Каких-то десять лет потребовалось правоохранителям на то, чтобы пресечь воровство земель Министерства обороны под Петербургом

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Ущерб государству от самозахвата десятков гектаров может составлять миллиарды рублей. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Многолетнюю схему по хищению земель Министерства обороны наконец-то пресекли правоохранительные органы. Их об этом просили добрый десяток лет, но они почему-то так долго запрягали... Председателя правления садоводства «Защита»,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?