Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник (Дмитрий Поднозов) и его помощник, молодой послушник (Никита Еферемов). В основе сюжета – мистическое поверье ненцев, что цинга является больному в виде красивой женщины, которую надо прогнать, чтобы не умереть. По ночам к послушнику начинает приходить жена соседа-ненца, и он не в силах ей отказать.
Помимо главного приза, фильм справедливо получил приз за лучший сценарий и за лучшую мужскую роль (Никита Ефремов). Действительно, история рассказана в фильме убедительно и интригующе, и несет в себе важную мысль. Действие фильма происходит на фоне экзотической жизни ямальских оленеводов. Картину можно будет увидеть в широком прокате в феврале следующего года.
Приз за лучшую режиссуру получил фильм «Мальчик-птица» Савелия Осадчего, выпускника мастерской Ивана Твердовского-мл. Главный герой фильма – Ваня (Денис Хохрин), восемнадцатилетний воспитанник детдома, голос которого остался детским. Этот голос мешает ему найти взаимопонимание с приемным отцом и петь в церковном хоре вместе со своей девушкой. И жизнь героя, которая вроде бы должна налаживаться после выхода из детдома, наоборот, разлаживается и приводит к трагедии. Чересчур медленный поначалу, фильм к концу приобретает динамику и напряженность. Только больно уж беспросветно все складывается в жизни главного героя - никак ему не преодолеть, по сути, ерундовые обстоятельства. Нельзя не заметить сходство картины Осадчего с картинами его мастера и продюсера режиссера Ивана Твердовского-младшего («Класс коррекции», «Зоология», «Подбросы»). Как и у Твердовского, главный герой фильма в силу какой-то особенности является изгоем в обществе и становится его жертвой, причем мрачные краски как всегда излишне сгущены.
Призом за лучшую женскую роль была награждена актриса Мария Кошина, сыгравшая Снегурочку в фильме Владимира Котта «Холодное сердце». На мой взгляд, игра Марии, хоть и достаточно профессиональная, ничем не выделялась на фоне игры исполнительниц главных ролей в других картинах конкурса. Гораздо более яркий образ полубезумной матери создала непрофессиональная актриса, балерина Анна Панкратова в фильме Егора Бероева «Кукла», на мой взгляд, больше заслуживающая этой награды. Может быть, на жюри подействовало то, как бесстрашно Маша Кошина ходила в фильме босиком по снегу и плавала в проруби. Фильм же в целом, несмотря на героизм актрисы, оставил мое сердце, равно как и сердца членов жюри холодными.
Конкурсная лента «Пастбища богов» режиссера Анара Аббасова получила приз в номинации «Зимний ВКонтакте». Приз предполагает широкое продвижение картины в социальной сети во время выхода в прокат. Фильм, действие которого происходит в горах Памира, действительно зрелищный, красочный, и будет иметь своего зрителя. Но сценарий его настолько слаб, а герои схематичны, что вряд ли картину можно отнести к разряду авторских, скорее, это жанровое, приключенческое кино, без какой-либо психологической глубины.
Приз за лучшее визуальное решение получил оператор-постановщик фильма «Навар» Антон Громов. Картина про криминальную банду подростков была показана последней в конкурсе и выглядела аскетично и мрачновато на фоне предыдущих красивых фильмов «Жемчуг» и «Пастбища богов». Ее немного обрывистый сюжет мешал, как мне кажется, подключиться к происходящему на экране.
Параллельно с конкурсом, зрители «Зимнего» смогли увидеть четыре лучших фильма с других российских фестивалей в рубрике «Выбор программного директора». Особенно яркими и интересными, на мой взгляд, оказались картины «Взрослый сын» (реж. Иван Шкундов, фестиваль «Короче») и «Жемчуг» (реж. Тина Баркалая, фестиваль «Окно в Европу»).
«Взрослый сын» – полнометражный дебют 34-летнего режиссера Ивана Шкундова. Эта картина, увлекательно снятая на простом жизненном материале, рассказывает о взаимоотношениях родителей с повзрослевшими сыновьями и друг с другом. Фильм отличают живые, естественные диалоги и прекрасная игра актеров – особенно Дарьи Михайловой, исполнительницы главной роли, которую зрители давно не видели на экранах. Если бы этот фильм участвовал в конкурсе, то, я уверен, взял бы все главные призы. 14 декабря его можно будет еще раз увидеть в Москве в рамках фестиваля «Сталкер».
Вручение призов не обошлось без забавных ситуаций: Евгений Лаврентьев, режиссер, снявший за свои средства конкурсный фильм «Свобода», получил специальный диплом жюри с формулировкой «За свободу за свой счёт», на что режиссер отреагировал так: «Жюри улыбнулись в ответ на комедию. И это очень приятно, когда в ответ на твою комедию улыбаются».
Частью фестиваля была Деловая программа с обсуждением проблем авторского кино. На одной из дискуссий, где обсуждался вопрос, как и где прокатывать такое кино, была высказана идея показывать авторские фильмы в университетах и центрах «Московское долголетие». В последних, по словам прокатчиков, очень отзывчивая аудитория, и залы на показах бывают переполнены. Впрочем, поскольку показы в «Долголетии» не коммерческие, вероятно, это не способствует окупаемости фильмов, а в обычные кинотеатры их берут не очень охотно.
Также в рамках Деловой программы прошел так называемый Кинорынок, на котором создатели представляли готовые картины для проката. В результате, из 12 картин, представленных в программе, 4 уже договорились прокатчиками.
Всего за 7 дней фестиваль посетили более 12 000 зрителей, то есть, больше, чем в прошлом году. Особенно наплыв зрителей был заметен в субботу, последний день фестиваля.
На закрытии организаторы фестиваля еще раз сказали, что не стоит прокатчикам бояться авторского кино — если оно стильное, талантливое, для него всегда найдутся зрители. Поскольку в задачи фестиваля входит возвращение интереса зрителей к авторскому кино, можно сказать, что фестиваль свою миссию выполнил.