Главная Культура Афиша 00:12 12 Сентября 2025 6910
«Пресмыкайся - уволю!»

В МХТ им. Чехова показали «Кабалу святош»

Анна Чепурнова
Константин Хабенский и Николай Цискаридзе сыграли Мольера и Людовика ХIV: это – блокбастер! Фото: сайт МХТ им. Чехова

У спектакля «Кабала святош», открывшего сезон МХТ им. Чехова, не было шанса не стать громким событием. Одни предвкушали увидеть худрука Константина Хабенского в образе Мольера, другим интересно было, как драматург Михаил Дегтярев обогатит знаковую для театра в Камергерском переулке пьесу Михаила Булгакова. И, конечно, все с любопытством ожидали появления Николая Цискаридзе в роли короля Людовика ХIV, которого, шутка ли, почти 40 лет назад играл сам Иннокентий Смоктуновский.

Но, увидев цены на билеты, зрители не знали, хвататься ли за кошелек или за валерьянку: в сентябре «Кабала святош» режиссера Юрия Квятковского у перекупщиков зашкаливает за 100 тысяч, а на официальном сайте, где цена «всего лишь» упирается в 35 тысяч рублей, билеты разобраны на два месяца вперед.

По иронии судьбы, сам Булгаков создавал романтическую драму в 1929 году в затравленном состоянии: все его пьесы были к тому времени сняты с репертуара театров, писателя не печатали. После того как в 1930-м цензура запретила и «Кабалу святош», Булгаков отправил письмо правительству СССР с просьбой выпустить его за границу. Как известно, в ответ Сталин лично позвонил автору, после чего того даже приняли на службу во МХАТ и там же стали работать над постановкой по «Кабале святош», переименованной в «Мольера». Но ее участь все равно оказалась печальной: после растянувшихся на четыре с лишним года репетиций «Мольер» прошел на сцене семь раз, а потом в «Правде» появилась редакционная статья «Внешний блеск и фальшивое содержание», и спектакль запретили как «исторически неверный».

Причина, конечно, крылась в том, что аналогия между отношениями художника с властью в постановке и при диктатуре пролетариата была слишком очевидной.

Сейчас трагифарс по мотивам булгаковской пьесы создал специализирующийся на новых формах Михаил Дегтярев, включив туда фрагменты многих текстов — от Декарта и Сенеки до документальных свидетельств 1930-х. Внешнего блеска в нынешней постановке тоже хоть отбавляй — от властной Анны Австрийской, воплощенной на сцене актером и по совместительству директором Музея МХАТ Павлом Ващилиным, до Короля и Мольера в детском возрасте, которых играют актеры с огромными кукольными головами. А художник Николай Симонов оформил сцену алым занавесом с золотыми кистями, напоминающим и о дворцах, и о помпезности сталинской эпохи. Первое появление короля в головном уборе в виде солнечных лучей заканчивается фейерверком и буквально ослепляет — над костюмами работал известный модельер Игорь Чапурин. К радости зрителей, герой Цискаридзе участвует в придворном балете — кстати, Людовик ХIV любил и отлично умел танцевать.

И в том, что в роли Мольера Хабенский, есть логика: после 1936 года «Кабала святош» дважды ставилась на этой сцене, и оба раза образ главного героя воплощали худруки, два Олега — Ефремов и Табаков. Нынешний Мольер стремится сохранить театр любой ценой, пусть даже раболепия и унижений. Он учит труппу кланяться королю как можно ниже, а на возражение: «Я не лакей, я актер» — герой Хабенского кричит: «Пресмыкайся — уволю!». А перед смертью Мольер горестно размышляет, не стал ли недостаток лести причиной его несчастья. Вот и попробуй угадать, где она — граница между компромиссом и цинизмом? Вопрос, увы, очень актуальный и сегодня.

Цинизмом сверх меры наделены и главный враг Мольера — тонко ведущий свою игру архиепископ де Шаррон, и блестящий актер, предавший Мольера его ученик Захария Муаррон. Эти роли прекрасно сыграли однофальмильцы Иван (представитель известной театральной династии, сын Николая и Ольги Волковых) и Сергей Волковы. Бессердечен и сам Людовик ХIV, привыкший к блеску, роскоши и поклонению. Николаю Цискаридзе очень идет эта роль. В финале король великодушно решает, что, пожалуй, все-таки выдаст разрешение на погребение покойного нечестивца Мольера. «Как приятно прощать», — с облегчением произносит Людовик, изящно поедая мороженое...

Афиша 00:01 / 24 Октября 2025 6731
Очарование Поднебесной

В выставочном зале Библиотеки им. Д.В. Давыдова открылась выставка «Путешествие в Китай»

Ирина Свиридова
Труд
Свой стиль Артем Резчиков определяет как «спонтанный артиллеризм», а инсталляция Андрея Мещерякова представляет современное прочтение символов. Фото автора

В районе Шелепихи, в двух шагах от башен «Москва-Сити» с их бешеным ритмом, открылась, пожалуй, самая медитативная выставка «Путешествие в Китай». В экспозиции представлены произведения...

Афиша 00:10 / 24 Октября 2025 6286
Вася Кузякин и голуби

Пермский театр «У Моста» привез в столицу пьесу Владимира Гуркина «Любовь и голуби»

Любовь Лебедина
Труд
Фото из открытых источников

Пермский театр «У Моста» часто гастролирует в Москве. На этот раз он показал в Театральном центре «На Страстном» хорошо известную пьесу сибирского автора Владимира Гуркина «Любовь и голуби»,...

Афиша 00:15 / 14 Ноября 2025 4278
Громче, чем бомба

На экраны выходит фильм «Сентиментальная ценность», завоевавший Гран-при Каннского кинофестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Снял картину Йоаким Триер — дальний родственник великого и ужасного Ларса фон Триера. Пока Ларс борется с болезнью Паркинсона, Йоаким, автор обласканных фестивалями фильмов «Реприза», «Осло, 31 августа»,...

Музеи Московского Кремля представили выставку, приуроченную к 300-летию со дня кончины Петра Великого

Елена Широян
Труд
Печальная зала Петра I в Зимнем дворце. Фото: Сайт ММК

В этом году среди памятных дат — 300-летие со дня кончины Петра Великого. Первый русский император был удостоен множества выставок, но ни одна не говорила отдельно о торжествах, связанных с его погребением....

Как Федор Достоевский полтора века назад рассказал о нашем нынешнем обществе

Ирина Смирнова
Труд

В Петербурге открылась замечательная выставка, посвященная роману Федора Достоевского «Подросток». «Треснули законы общества под революцией реформ. Замутилось море. Исчезли и стерлись определения и границы добра...

Евгений Миронов исполнил главную роль в спектакле мотивам повести Л.Толстого «Смерть Ивана Ильича»

Анна Чепурнова
Труд

Президент Александринки Валерий Фокин дебютировал в Театре Наций, поставив спектакль по мотивам повести Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича». Главную роль исполнил худрук театра Евгений Миронов, по такому случаю впервые...

На экраны выходит фильм «Умри, моя любовь» из программы Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сняла его британка Линн Рэмси, опытный фестивальный боец. Она дважды побеждала в Каннах с коротким метром. На Лазурном берегу показывали ее полнометражные ленты «Крысолов», «Морверн Каллар», «Что-то...

Афиша 00:01 / 21 Ноября 2025 2482
Размороженный

Новый фильм Егора Михалкова-Кончаловского «Авиатор» снят по роману Евгения Водолазкина

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сначала прилетел орлан-белохвост, а может, другая гордая птица — нарисовано-то компьютером. Орлан плавно кружил над тайгой, пока в кадре его не сменил Соловецкий архипелаг (тут уж не ошибешься —...

Как в Музее русского импрессионизма вспомнили Гиляровского

Елена Широян, искусствовед
Труд
Музей русского импрессионизма

Редкий случай: музейный артпроект посвящен журналисту! Пусть и в честь 170-летия легендарного репортера и бытописателя Москвы. Столица в фокусе внимания на равных с юбиляром, и залы полны ее ландшафтов,...

Афиша 00:04 / 28 Ноября 2025 1799
Русский собрат Леонардо

Московский Центр «Зотов» показывает крупнейшую выставку Владимира Татлина. И это - событие!

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото Евгения Баранова Центр «Зотов»

В декабре исполнится 140 лет со дня рождения Владимира Татлина — художника, конструктора, изобретателя. Автор всемирно знаменитой Башни III Интернационала считается одним из столпов русского авангарда, однако широкому...

На наши экраны выходит фильм «Звук падения» - лауреат Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Картина, представляющая немецкое кино, завоевала Приз жюри. Он не самый значимый в каннской иерархии, но достаточно весомый для того, чтобы привлечь к картине внимание мировой киноэлиты. Германия уже выдвинула «Звук...

Петербург празднует 250-летний юбилей зодчего, придавшего неповторимый облик городу на Неве

Ирина Смирнова
Труд
Фото: © Страница Музея истории Санкт-Петербурга в VK. Фото: https://vk.com/spb_museum

В Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка, посвященная творчеству Карла Росси (1775-1849) — непревзойденного мастера русского ампира, создателя уникальных по великолепию архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга,...

Афиша 00:01 / 05 Декабря 2025 270
Полпланеты прошагал

В Пушкинском музее столицы собрали большую выставку Марка Шагала из российских коллекций

Елена Широян, искусствовед
Труд
Марк Шагал, Над городом, 1914–1918. Фото: globallookpress.com

Масштабы выставки «Марк Шагал. Радость земного притяжения», открывшейся к 40-летию кончины художника, превзошли все прежние показы этого мастера в стенах ГМИИ. Первый раз такое мощное шоу здесь случилось в 1987-м,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?