Главная Работа 00:07 13 Февраля 2015 5195
Не туда залетели

Наша гражданская авиация расплачивается за чужие самолеты

Анатолий Журин

20 лет наши авиакомпании закупали боинги и аэробусы, которые практически полностью заменили в парке «илы» и «тушки». Теперь пришло время платить по счетам всем, кто не слышал призывы к поддержке отечественной промышленности и импортозамещению. Перед угрозой банкротства авиакомпании сокращают маршруты полетов, летчиков и обслуживающий персонал. А ведь еще прошлой осенью в Шереметьево с помпой представляли Клауса Дитера Рольфса, первого иностранного пилота пассажирского самолета «Аэрофлота». За ним последовали другие летчики-иностранцы.

Ничего удивительного, что вопрос политики импортозамещения так остро встал именно в гражданской авиации. Ведь билеты пассажирам продаются за рубли, а платить за лизинг и техническое обслуживание приходится в валюте. В пересчете на евро и доллары выручка авиакомпаний упала практически вдвое. Сократился туристический поток за рубеж, банкротятся туроператоры, что также сказывается на авиационных перевозках.

Именно об этом шла речь на заседании трехсторонней комиссии по трудовым отношениям, которая бьет тревогу в связи с угрозой массовых сокращений персонала в отрасли. «В настоящее время на рынке труда уже происходит высвобождение более 200 командиров воздушных судов, — сообщила зампредседателя ФНПР Нина КУЗЬМИНА. — А всего из числящихся в авиакомпаниях 14,6 тысячи пилотов около 500 получили извещение о предстоящем увольнении с летной работы».

Особо чувствительный удар нанесен «ЮТэйр», авиакомпании «Волга-Днепр», «Московии», «Полету», «Оренбургским авиалиниям», «Ай Флай». «Оренбургские авиалинии» планируют уволить 700 человек, из них 110 пилотов, «ЮТэйр» — 1,5 тысячи человек авиаперсонала, в том числе 300 пилотов. По данным ФНПР, полностью прекращены полеты компании «Ак Барс Аэро», в «Ай Флай» планируют уволить 25-30% сотрудников. Сокращен летный отряд в авиакомпании «Мордовия»...

В начале недели на встрече в Минтрансе обеспокоенные лидеры профсоюза летного состава пытались выяснить, что власти делают для предотвращения спада и сохранения кадров. В ответ услышали расплывчатое: «Рынок есть рынок, а время сейчас сложное». Зато прозвучали упреки, что профсоюз сгущает краски, представляя исход пилотов как массовое явление.

Участвовавший на встрече с министром транспорта Максимом Соколовым президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь ДЕЛЬДЮЖОВ удручен происходящим: «Создается впечатление, что никто нас не слышит и слышать не собирается. В министерстве никак не отреагировали на предложение президента проф-союза пилотов РФ Мирослава Бойчука выделить целевую помощь именно тем авиакомпаниям, чей персонал больше других пострадал от кризиса, например «ЮТэйру». Более того, в ведомстве соглашаются с увольнениями, считая это оптимизацией личного состава. Чиновников не волнует, даже если пилоты станут искать себе работу за границей. А ведь на их обучение и подготовку в свое время были истрачены государственные деньги, причем большие».

На этом фоне странно выглядит политика некоторых крупных перевозчиков. Как сообщила пресс-служба «Аэрофлота», руководство авиакомпании получило 1,5 млрд рублей вознаграждения — вдвое больше, чем годом ранее. А ведь эффективность управления компанией вызывает большие вопросы, хотя ее руководители и продекларировали 13,1 млрд рублей годовой прибыли за прошлый год. Но при этом группа компаний «Аэрофлот», куда входит еще и семь «дочек», за девять месяцев отчитывалась об убытках на 3,56 млрд рублей. Существенно возросла в 2014-м и кредитная нагрузка, поскольку самолетный парк крупнейшего перевозчика на 90% состоит из импортных машин.

Между тем в «Аэрофлоте» продолжают работать 22 иностранных пилота, которых, судя по всему, проблемы отрасли не касаются. Когда профсоюзы про это напомнили на встрече с министром, ответ был однозначный: «Решение приглашать иностранцев принято. Кризис не вечен — пройдет время, и потребность в кадрах снова возникнет». Из чего можно сделать вывод, что воздушным гастарбайтерам сокращения не грозят. Хотя немец Клаус Дитер Рольфс, первым занявший место за штурвалом лайнера «Аэрофлота», куда-то запропастился.

Кризис, разумеется, не вечен. Но это совсем не повод, чтобы усугублять сегодняшние трудности ошибочными решениями. Как тут не вспомнить пролоббированную прошлым летом поправку в Воздушный кодекс, распахнувшую иностранцам двери в кабины наших лайнеров. Казалось бы, самое время дать задний ход сомнительной инициативе, особенно на фоне нарастающих санкций и разговоров об импортозамещении. Во-первых, это необходимо для российской системы подготовки пилотов, которая из-за падения спроса на кадры может быть окончательно разрушена. Во-вторых, для безопасности самих полетов. В штатной ситуации международный экипаж общается между собой и землей на английском языке, а при форс-мажоре, как говорят психологи, срабатывает фактор стресса, и каждый интуитивно переходит на родной язык — помните провал радистки Кэт в «Семнадцати мгновениях...»?

Как нам стало известно, депутат Госдумы Михаил Дегтярев подготовил законопроект, отменяющий разрешение российским авиаперевозчикам нанимать иностранных пилотов. Он считает, что это решение приняли «в угоду практически одной компании, по сути, перекрывшей дорогу многим профессиональным российским пилотам». Собственно, так и вышло: иностранцы пока летают только в «Аэрофлоте». Но ведь и он не может себя ощущать в полной изоляции от кризиса. Так, например, в де-кабре вдвое сократилась частота рейсов «Аэрофлота» в Бангкок, обычно весьма загруженных в это время. А еще раньше из компании ушла большая часть персонала, обслуживавшего поставленные на прикол российские Ил-96.

Остается добавить, что отечественные авиаперевозчики постановлением правительства занесены в список 119 системообразующих предприятий, которые в кризисной ситуации могут рассчитывать на поддержку государства. И это правильно, поскольку огромная страна не может существовать без регулярного авиасообщения. Однако перед оказанием поддержки из бюджета, который формируется в том числе за счет наших налогов, следовало бы спрашивать с тех, кто посадил столь важную отрасль на импортную иглу.

Источник: «Эксперт»

 

Кстати

В результате обесценения рубля стоимость новых российских лайнеров практически сравнялась со стоимостью подержанных иностранных самолетов, выпущенных 15-20 лет назад. А стоимость новых боингов и аэробусов в рублевом выражении в 2-3 раза выше, а с учетом пошлин — в 3-4 раза. Но этим выигрышем воспользуются только те авиаперевозчики, которые размещали заказы на российских заводах.

Голоса

Алексей Синицкий, эксперт, главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение»

— Падение курса рубля ведет к снижению пассажиропотока и сокращению доходов авиакомпаний, особенно их валютной компоненты, от международных перевозок. В то же время существенная часть расходов авиакомпаний — прежде всего лизинговые платежи и оплата услуг по техническому обслуживанию и ремонту самолетов — зафиксирована именно в валюте. То есть доходы резко падают, а расходы стремительно растут. Плюс к тому перевозчики вступили в новые авиационные реалии с чрезмерной долговой нагрузкой и избытком провозных емкостей. В результате необдуманных действий по замене авиапарка на импортные самолеты отрасль оказалась под огромным давлением санкций. А это может похоронить всю нашу гражданскую авиацию. Так уже было с Ираном.

Вадим Олейников, эксперт комитета по транспорту ГД РФ

- Несмотря на санкции со стороны Запада, нет ни четкой программы развития отрасли, ни продуманной кадровой политики. Прошлым летом была надежда на возрождение регионального самолета Ил-114, который, как говорил вице-премьер Дмитрий Рогозин, поставят на конвейер в Самаре. Но вдруг из ОАК в ильюшинскую фирму приходит новый гендиректор Сергей Сергеев и заявляет о новых планах - мол, не нужны нам ни Ил-114, ни Ил-112, мы теперь начнем создавать новый самолет Ил-212. Так это мы уже проходили — браться за новое, не доведя до ума старое! И совершенно очевидно, какой на выходе будет результат.

Сами артисты, играющие хозяев – и хозяек – Нового года говорят: всего 40 минут позора - и месяц безбедной жизни

Алекс Зверев
Труд
Фото: Евгений Матвеев/Russian Look, globallookpress.com

Новогодние корпоративы в урочный час покатились по всей России — как всегда, с пылом, жаром и прочими излишествами. Как часто случается, среди бурно празднующих не обошлось без потерь. «А что делать?...

По данным 47news, будут уволены более полутора тысяч человек

Фото: Илья Галахов, globallookpress.com

Руководство российского газового холдинга «Газпром» собралось почти в два раза сократить центральный аппарат компании. Об этом сообщило интернет-издание 47news. Как выяснили журналисты, будут уволены более полутора тысяч человек....

Иностранцы были задержаны в рамках профилактики нарушений в сфере миграционного законодательства

Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

По решению суда из России будут выдворены более 25 иностранных граждан, которые находились на территории страны незаконно. Об этом сообщила пресс-служба Главного управления МВД РФ по Москве. Нелегалы были задержаны в рамках профилактики нарушений...

Никита Василенко работал в Киевском национальном университете, в институте журналистики

Фото: Павел Багмут/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Украинского профессора Никиту Василенко уволят из Киевского национального университета после его заявления о «голодных украинках». Об этом сообщило интернет-издание «Страна.ua». По данным СМИ, за увольнение Василенко...

Россию захлестнула волна увольнений «по собственному желанию»

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Чаще других сейчас с насиженных мест уходят автомойщики. Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

За последние три года почти 40% россиян сменили работу или профессию — такого на рынке труда еще не бывало! В поисках лучшей доли уходят с насиженных мест, бесстрашно меняют род деятельности и жизнь....

Глава по подбору сотрудников SuperJob Алексей Захаров посетовал, что их в стране не хватает полмиллиона

Евгений Акатов
Труд
Найти учителей нелегко, требования к ним высоки. Фото: Алексей Смышляев, globallookpress.com

Как заявил на днях глава сервиса по подбору сотрудников SuperJob Алексей Захаров, в России рынок труда абсолютно не сбалансирован. И привел пример: «У нас дефицит учителей в полмиллиона, зато пицца в Москве...

Работа 00:01 / 17 Января 2025 5337
Беспризорные хозяева

Есть вопрос: на что будут жить в старости самозанятые?

Александр Киденис
Труд
В конце трудового пути выяснится, что пенсионных баллов нет. И живите как хотите на социальную пенсию. Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

Численность самозанятых в России растет стремительными темпами. Все больше желающих работать на себя и экономить на налогах. Остается вопрос: на что будут жить эти люди в старости? ФНС подсчитала: число самозанятых...

Размышления над зарплатной статистикой

Александр Киденис
Труд
Про высокооплачиваемых двухколесных курьеров с ящиком на спине все уши прожужжали. Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

И почему я не мигрант в родной стране? Такой вопрос возникает после знакомства с обнародованным российским Минтрудом перечнем профессий на 2025 год для привлечения иностранцев, прибывающих в Россию на основании...

Взял больничный - лежи болей! По крайней мере, по закону именно так

Максим Башкеев
Труд
Не всегда оформление больничного исключает возможность нормальной работы пациента. Фото: Jochen Tack/imagebroker.com, globallookpress.com

Россиянам могут предложить вместо оформления больничного листа на время болезни перейти на удаленную работу. Какая разница, что так, что этак можно дома отсидеться. Но черт, как известно, кроется в деталях... Всего один...

Как батальоны просят огня, так и стройки просят рабочих-мигрантов 

Олег Петров
Фото из открытых источников

Проблема экспансии среднеазиатских рабочих рук в Россию широко обсуждается в отечественных СМИ, однако пока наша экономика не может обойтись без приезжих работников. Недавно пресс-секретарь президента Дмитрий Песков признал, что трудовые мигранты...

С 1 марта текущего года работать с туристами смогут только прошедшие государственную аттестацию экскурсоводы и проводники

Максим Башкеев
Труд
Фото: Дмитрий Часовитин, globallookpress.com

Рынок туристических услуг застыл в ожидании: с 1 марта текущего года работать с индивидуальными и групповыми туристами смогут только прошедшие государственную аттестацию экскурсоводы и проводники. Однако те сдавать...

Во время вечеринки раздевались и гости, и танцовщицы

Кадр видеозаписи из социальных сетей

Директор государственного унитарного предприятия «Сетевая компания «Ставэлектросеть» (Ставропольский край) Сергей Кайшев был уволен после скандала со стриптиз-шоу на корпоративной вечеринке. Об этом сообщает телеканал Russia...

Один из путей решения этой проблемы, по мнению гендиректора АСИ Светланы Чупшевой – грамотная миграционная политика

Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

В России к 2030 году дефицит кадров увеличится до двух миллионов человек с нынешних полутора миллионов. Такое мнение высказала в интервью изданию «Известия» генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева. «Уровень...

Цель предлагаемых мер – повышение гибкости рынка труда в условиях дефицита кадров

Фото: View/globallookpress.com

Министерство экономического развития (МЭР) России разработало законопроект по повышению гибкости рынка труда в условиях дефицита кадров. Об этом сообщает РБК. В частности, ведомство предложил в два раза – со 120 до 240 часов в год –...

С начала года таковых набралось без малого полмиллиона человек

Фото: Никита Цицаги/news.ru, globallookpress.com

В 2024 году контракты для поступления на военную службу подписали почти 440 тысяч граждан России. Об этом, как сообщает ТАСС, рассказал заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев. «Обсудим ход отбора граждан на военную...

Топ-менеджеры кредитных организаций за дело, конечно, радеют. Но и себя, любимых, не забывают

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Премии банкирам растут вместе с рекордными показателями прибыли банковского сектора. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

В декабре прошлого года Банк России пересмотрел свой прогноз по чистой прибыли банковского сектора на 2024 год в сторону увеличения. По оценке регулятора, банки по итогам ушедшего года получат 3,5-3,8 трлн рублей,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?