Сегодня исполняется 80 лет с того дня, как Владимир Маяковский покончил с собой. Актриса театра и кино Вероника Полонская вошла в историю как последняя любовь поэта. Ее единственный сын Владимир Фивейский, рожденный от второго брака с Валерием Азерским, в 1979 году вместе со своей семьей эмигрировал в США, где по сей день работает врачом. Недавно вышла в свет книга Владимира Фивейского «Нора. Последняя любовь Маяковского», посвященная памяти его матери. В интервью «Труду» сын Вероники Полонской рассказал историю любви своей мамы и великого поэта.
— Насколько откровенна была с вами мать, рассказывая о своих взаимоотношениях с Владимиром Маяковским?
— В своей книге, да и в жизни я не пытался проникнуть в интимные отношения мамы и Владимира Маяковского.
— Ваша мама считала себя виноватой в смерти Маяковского? Но ведь сам Маяковский в своем предсмертном письме обратился к правительству с просьбой позаботиться о Веронике Полонской как о члене его семьи…
— Действительно, в записке Маяковский упомянул мою маму, но все его наследство досталось семейству Брик. Мама не получила ничего, потому что по своему характеру была мягкой, скромной и доверчивой. Поскольку мама была в дружеских отношениях с Лилией Юрьевной Брик, то практически обо всем, даже самом личном, она с ней делилась. Лиля Брик посоветовала маме не ходить на похороны Маяковского (да и по роковому стечению обстоятельств именно в этот день, когда предавали земле тело поэта, маму допрашивали на Лубянке в качестве главного свидетеля смерти Маяковского), а потом, когда зашла речь о наследстве поэта, она сказала маме: «О каком наследстве вы, Норочка, можете говорить, если даже не были на похоронах Володи?» Впрочем, мама и не претендовала на наследство Маяковского, потому что до нее дошли слухи о негативном отношении матери Владимира Владимировича и его сестер к ней.
— «Воспоминания о Владимире Маяковском», написанные в 1938 году Вероникой Полонской, заканчиваются ее признанием: «Я любила Маяковского. И он любил меня. И от этого я никогда не откажусь». Но когда были опубликованы ее «Воспоминания», она уже была женой актера Дмитрия Фивейского — вашего отчима. Не боялась ли она, что ее откровения о прошлой любви заденут за живое супруга?
— Дмитрий Павлович Фивейский, фамилию которого я ношу большую часть жизни, был редким по своим душевным качествам человеком. Он помог маме пережить все невзгоды ее трудной судьбы. Мама и отчим очень деликатно и бережно относились друг к другу. Возможно, с ним мама и не была такой счастливой, как может быть женщина с любимым мужчиной, но зато спокойной и защищенной. Они оба служили в Театре имени Ермоловой, часто ездили на гастроли и каждый вечер после спектаклей в кругу своих друзей играли в карты.
— Каким человеком представляется Владимир Маяковский из рассказов вашей мамы?
— Он был очень мнительным, особенно по отношению к своему здоровью. Все время смотрел свое горло — не красное ли оно. У него было потрясающее чувство юмора, хотя при этом Владимир Владимирович терпеть не мог анекдотов. Очень ругал маму за то, что однажды она купила модное платье у спекулянтки, считая это пособничеством надувательству. Ненавидел ложь и не мог простить ее даже тем людям, которых очень любил.
— По одной из версий, Вероника Полонская покорила Маяковского тем, что была нежной любовницей. Но о мужской состоятельности Маяковского незадолго до его смерти ходили недобрые слухи…
— В своих «Воспоминаниях» мама не стала скрывать, что у нее была беременность от Маяковского, от которой она избавилась.
Лица
Любимые женщины Владимира Маяковского
Лиля Брик (1891–1978)
Женщина всей жизни Маяковского. Их с поэтом познакомила
Элли Джонс (1904–1985)
Маяковский познакомился с ней в
Татьяна Яковлева (1907–1991)
Познакомились в Париже в 1928 году. Поэт сделал ей предложение, но Татьяна вышла замуж за другого. Ей посвящено несколько стихотворений.