Главная Культура 00:01 14 Ноября 2025 3907
«Есть тайны, которые пока раскрыть трудно или даже не нужно»

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной стране. Отец, командир Красной армии, погиб на Колыме — это была семейная трагедия, наложившая отпечаток на всю жизнь братьев-близнецов Роя и Жореса. Юношей Рой пережил войну, а во взрослой жизни стал диссидентом, писал книги о преступлениях сталинизма, распространял самиздат. В 1960-х его связывали дружеские отношения с Андреем Сахаровым, открытая критика культа личности стоила ему исключения из КПСС. Ну а дальше ему выпало жить в эпоху разительных перемен, выпавших на долю нашего Отечества, стать их свидетелем и летописцем. В общем, ему есть что вспомнить.

— Рой Александрович, как вы смотрите на трехзначную цифру? С кем встречаете столетний юбилей?

— Смотрю на эту дату с благодарностью. Ближайших друзей уже нет, могут прийти знакомые, соседи, дети друзей. Специально никого не приглашаю.

— Вспомните самый неожиданный подарок?

— Неожиданным и приятным была книга обо мне от семейной пары — швейцарского историка Барборы Мартин и российского философа Олега Устинова. Они написали ее вместе и назвали так: «Красный диссидент Рой Медведев».

— А как вы относитесь сейчас к понятию диссидентства? Это свойство молодости или особо критичный склад ума?

— И то и другое. Само слово — от латинского «несогласный». То есть человек, который не согласен с властью и не скрывает этого.

— Но сегодня-то вы не диссидент, отношения с властью у вас выстроены?

— Да, сейчас у меня хорошие отношение с властью и лично с Путиным. Мы с ним два раза встречались, я написал о нем несколько книг. Путин приглашал меня к себе, и мы вполне понимаем друг друга. Я могу к нему обратиться, но стараюсь не тратить его время.

— А у вас есть возможность позвонить Владимиру Владимировичу?

— Если бы у меня был очень важный вопрос, я бы позвонил. Но таких вопросов у меня нет.

— В чем ваш источник внутренней силы, помогающей сохранять ясность мысли и творческую активность?

— Думаю, все дело в хорошей наследственности. Ходить мне уже трудно, а головой работать я еще могу неплохо.

— Вы написали более полусотни книг. Какие из них считаете своими главными творческими достижениями?

— Есть несколько книг, которыми я горжусь и которые, очевидно, будут интересны и актуальны еще какое-то время. В первую очередь это книга о Сталине под названием «К суду истории». Не сочтите за нескромность, но пока еще никто про Сталина книги более содержательной и интересной не написал, хотя время прошло. К своим удачам отношу и книгу об Андропове, и серию трудов о Путине.

— Какую роль в формировании ваших взглядов сыграла семья?

— Мать передала мне очень хорошую наследственность. Но в интеллектуальном отношении она в мою работу не вмешивалась. Больше всего на меня повлиял отец. Он был репрессирован, осужден, но с правом переписки, мог иногда писать мне и давать советы из заключения. Я унаследовал от него любовь к философии, размышлениям, книгам. Своей судьбой и смертью — отец погиб в заключении — он повлиял на историю моей семьи и на мои взгляды. Я стал не доверять власти.

— А какие жизненные ценности вы передали своему сыну?

— Я не вмешивался в его работу, у него свои идеи. Правда, старался оградить сына от диссидентства — это опасный путь. Он вырос хорошим, честным человеком. Построил вот домик, в котором я живу.

— Когда вам жилось спокойнее — в советские времена или в нынешние?

— Конечно, рисков в прошлом было куда больше. Меня хотели арестовать за диссидентство, приходилось скрываться, ездить по друзьям и по стране. Потом СССР рухнул, но во времена Ельцина я носил два пистолета. Газовый мне прислал брат Жорес, а другой мне купили друзья на оружейном рынке, потому что преступность была страшная. Мой дом два раза грабили. К счастью, использовать оружие не пришлось, но с ним я себя увереннее чувствовал: Нет, сейчас живу куда спокойнее.

— Как вы воспринимаете советское прошлое сегодня, на фоне происходящего?

— Я не идеализирую ни прошлое, ни настоящее. Положительно оцениваю многое из того, что было в СССР, поскольку продолжаю оставаться социалистом по убеждению. И, кстати, многое из того, что Путин не говорит, но делает, является в конце концов социализмом.

— Какие источники, архивные материалы вы используете для своих исследований?

— Полагаюсь прежде всего на личные рассказы. В архивах я нередко встречал лукавые документы, где желаемое выдается за действительное, и откровенные фальшивки. Уже второе поколение историков, пользуясь архивами, пишет не то, что я знаю. Поэтому для меня важнее живые свидетельства. К счастью, люди мне доверяли и доверяют свои секреты.

— Вы писали отзывы на сочинения Александра Солженицына. Как складывались ваши отношения?

— Не очень хорошо. Солженицын попросил меня, чтобы я дал ему в Рязань свою книгу «К суду истории». Я сказал: «Александр Исаевич, я вам, конечно, книгу дам, но знаю, что у вас есть много писем от заключенных. Покажите их мне». А он в ответ: «Да там ничего интересного:» В общем, он не хотел ничего давать, желал только брать. И в книгах его присутствует главным образом сам Солженицын.

— Как по-вашему, Александр Исаевич заслуженно получил Нобелевскую премию?

— Заслуженно. Но в представлении было сказано, что премия дается за книги «Один день Ивана Денисовича» и «Архипелаг ГУЛАГ». Эти книги действительно представляют, может быть, не литературную, но историческую и политическую ценность.

— Как избежать манипуляции историей, чтобы она оставалась независимым инструментом?

— Однозначного рецепта нет. Все зависит от самого историка, его смелости и честности. Влияние политиков на историю велико: очень часто в хрониках оказываются события, которых на самом деле не было. К сожалению, вмешательство властей происходит не только в советские времена, но и сегодня. Задача историков — сохранять объективность. К сожалению, многие из них служат властям.

— А вы?

— А я считаю себя независимым исследователем и не состою ни в каких организациях. В какой-то мере я писатель-одиночка.

— Через ваши руки проходят школьные учебники истории. Что вы можете о них сказать?

— Мне доводилось рецензировать и отбирать учебники. Одни из них я оценивал критически, другие — лучше. Про последний школьный учебник могу сказать следующее: в нем сохранен принцип правдивого изложения, но, к сожалению, представлена лишь часть правды, а не вся. История со временем меняется, и нельзя излагать ее однобоко. Хотя, должен признать, что есть тайны, которые пока раскрыть трудно или даже не нужно.

— Кто из современных политических лидеров вызывает у вас наибольший интерес?

— В первую очередь наш президент Владимир Путин, затем президент США Дональд Трамп и председатель КНР Си Цзиньпин. Остальные лидеры пока не привлекают особого внимания.

Фото из личного архива

— Каким вам видится будущее России в свете глобальных политических перемен?

— Я смотрю в будущее с оптимизмом. Уверен: у нашей страны есть все возможности для успешного развития в XXI веке. Конечно, что будет дальше, предсказать сложно, но, если не случится глобальных катастроф, в ближайшие 30-40 лет можно рассчитывать на стабильный и успешный рост России. Потенциал наш велик, несмотря на все вызовы и внешние риски.

— Нужна ли России демократия?

— В России демократия уже присутствует, и в значительной мере. При этом абсолютной демократии, на мой взгляд, быть не должно. Важно сохранять баланс между свободами и ответственностью, чтобы система работала эффективно и стабильно.

— Насколько важна личность в российской политике? Где проходит граница между культом личности и ответственным лидерством?

— Культ личности — это скорее религиозное понятие, и сегодня у нас такого культа нет. Для примера: при Андропове и Брежневе культа личности тоже не было, хотя советская система власти была вполне централизована. Важно, чтобы не только система была, но и личность присутствовала.

— Как вы оцениваете такие личности, как Леонид Брежнев, Михаил Горбачев, Борис Ельцин?

— Считаю Брежнева человеком малограмотным, а Ельцина — совсем необразованным. С Брежневым я не встречался, а с Ельциным пришлось.

— Предлагал ли вам Борис Николаевич выпить водки?

— Нет, не предлагал. Кстати, Ельцин предпочитал коньяк. Если бы предложил мне выпить, я бы отказался — я вообще ни с кем не пью. Что касается Горбачева, то я изменил на него взгляды. Сначала относился к нему положительно, он многое сделал и еще больше обещал. Но, как потом выяснилось, больше услужил Западу, а не своей стране. Жалею, что у меня с ним были хорошие, дружеские отношения. Горбачев был плохим человеком, даже не вполне нормальным. Сказать по правде, мне стыдно, что я написал положительную книгу о первом президенте СССР. Переоценил значение Горбачева, который немало сделал для развала Советского Союза.

— А при каком лидере вам лично лучше жилось?

— Могу сказать, что хуже всего жилось при Ельцине, когда случилась криминальная революция. А лучше всего — при Хрущеве, когда реабилитировали моего отца. Лично я при Никите Сергеевиче жил хорошо. Но жизнь народа была иной, часто тяжелой. Поэтому получалось так, что я жил по-разному, а народ жил по-другому.

— Отделяете себя от народа?

— Не отделяю. Просто говорю как есть. Немало ведь и тех, кто и 90-е вспоминает с ностальгией: то время у них совпало с молодостью, глотком свободы, открытием мира. А для других оно стало трагедией.

— Вы несколько своих книг посвятили Путину. Вам известна реакция Владимира Владимировича на ваше творчество?

— Он сказал однажды: «Я, Рой Александрович, читаю, конечно, не все. Мне отмечают, что я должен прочесть. Про меня пишут книг много — и за границей, и в России. Некоторые я даже в руки не беру».

— Каким темам посвящены ваши текущие рукописи?

— Признаюсь, я не в силах обойтись без работы. Каждый день, даже в воскресенье, хоть немножко я должен что-то написать. Сейчас начал писать на тему СВО. Но эта книга, наверное, так и не будет закончена, потому что операция продолжается. Уже четвертый год идет, думал, что все быстрее закончится...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3413
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3298
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3142
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?