Масштабный проект «Коллекции и коллекционеры Русского музея» возвращает любителям живописи забытые имена знаменитых некогда российских собирателей. Среди них – Алексей Романович Томилов, инженер-капитан, ополченец в войне 1812 года, теоретик искусства, меценат, один из отцов-основателей Общества поощрения художников. Многие ли помнят сегодня о нем и его уникальном собрании, насчитывающем сотни живописных работ знаменитых на весь мир мастеров, а также графику, акварель, рисунки? Среди их авторов - Орест Кипренский, Илья Репин, Борис Кустодиев, Карл и Александр Брюлловы, Джакомо Кваренги, Жан Франсуа Тома де Томон, Рембрандт ван Рейн…
Некоторые картины и графические листы периодически появляются на вернисажах, главным образом, тематических. В частности, портретные работы художников русской школы. А вот такой выставки, которая давала бы наиболее полное представление о коллекции, прежде не было. Это – первая. По словам Наталии Соломатиной, заведующей сектором рисунка XVII -начала ХХ веков Русского музея, готовить нынешнюю экспозицию было непросто, но интересно.
Непросто, потому, что после 1917 года, собрание Томилова, сбереженное и преумноженное его внучкой Александрой вместе с мужем Евгением Шварцем, было национализировано и разрознено. Работы зарубежных художников из тех, что к тому времени сохранялись в собрании, попали в Эрмитаж. В том числе, офорты Рембрандта. К слову, именно семейной коллекции Томиловых-Шварц Россия обязана самой полной коллекцией офортов гениального голландского художника.
Нынешняя выставка разместилась в Михайловском (Инженерном) замке в нескольких залах. На ней представлена большая часть той коллекции дворянина Томилова, что хранится в Русском музее. Два зала отданы гравюрам и рисункам. И это, действительно, наиболее интересная (и познавательная!) часть экспозиции. Тот же Тома де Томон, известный сегодня подавляющему числу горожан исключительно архитектурным ансамблем стрелки Васильевского острова да ещё, пожалуй, домом Лаваляна Английского набережной Невы, был, как выясняется, прекрасным рисовальщиком. Одно время в качестве гуаши он использовал … кофейный напиток. О чем оставил собственноручную запись на обороте «Итальянского пейзажа» 1800 года: «Томонъ, когда подавали у меня после обеда кофе, нарисовал этот пеiзажъ кофеемъ».
Известно, что традиция собирать картины идет в России из царского двора. Её подхватила аристократия, затем купцы. Кто не слышал у нас о Третьякове, Щукине, Морозове, Бахрушине? Теперь в этом ряду также Томилов и Шварц, вернувшиеся к нам десятилетия спустя.
Продлится выставка в Михайловском замке до февраля наступающего года.