Главная Работа 00:09 15 Апреля 2016 2969
Заколдованный второй круг

Зачем вдруг понадобилось учить наших пилотов летать? «Труд» спросил об этом у экспертов

Анатолий Журин

Вопрос не праздный. Росавиация направила распоряжение о проверке навыков и переподготовке летчиков, управляющих самолетами «Боинг». Руководителям российских авиакомпаний предложено заново оценить профпригодность и, если потребуется, переобучить экипажи. Особое внимание следует обратить на навыки пилотов в ситуациях, когда требуется выводить машину из «сложного пространственного положения». Бумага появилась на свет после мартовской катастрофы в ростовском аэропорту. А еще такое же ЧП было в Казани двумя годами раньше. В обоих случаях экипажи «Боинга-737» не справились с управлением при уходе на второй круг и уронили самолет, погубив пассажиров и себя:

Хорошо, что такие распоряжения не вывешивают в аэропортах. Иначе перед тем как пристегнуть ремни, пассажиры, чего доброго, начнут требовать документальных подтверждений летных навыков экипажа. Ведь положа руку на сердце, после неоднократных воздушных ЧП элегантная форма проходящих мимо кресел летчиков уже не внушает былого доверия.

Хотя чему, собственно, удивляться? Если даже опытный водитель пересаживается с «автомата» на «механику», то вероятность аварии кратно возрастает. Сегодня парк нашей гражданской авиации состоит из боингов и эрбасов, но летать-то наши пилоты учатся на оте-чественных самолетах. Оставшиеся в живых российские авиационные училища откровенно бедствуют: не хватает специалистов, техники, современных тренажеров. Сегодня на обучение каждого пилота расходуется порядка миллиона рублей, и эти деньги надо еще найти. Для сравнения: крупнейшая сингапурская авиакомпания сообщала, что в этой стране на подготовку пилота тратят 140 тысяч долларов, то есть почти в десять (!) раз больше. Поэтому всем нашим выпускникам училищ, прежде чем сесть за штурвал лайнера, приходится проходить дополнительное переобучение. Ну, а о качестве последнего мы нередко узнаем только после происшествий. Как после казанской катастрофы, где в кресле пилота оказался штурман...

На сайте Межгосударственного авиационного комитета вывешены экспертные оценки состояния безопасности полетов. Цитирую некоторые выводы о причинах ЧП в 2011 и 2012 годах. «Большинство авиапроисшествий, как и в предыдущие годы, связано с грубыми нарушениями правил выполнения полетов, подготовки пилотов и эксплуатации воздушных судов. Значительная часть АП происходит в результате сваливания воздушного судна из-за ошибок в технике пилотирования при полете на высоте ниже безопасной и отклонений по скорости и крену: Аварийные ситуации с тяжелыми транспортными самолетами возникали по причинам ошибочных действий экипажа по управлению воздушным судном на различных этапах выполнения полета, нарушений в организации установленных технологических процедур при подготовке ВС к полету, неудовлетворительного взаимодействия в экипажах».

А вот очередные рекомендации МАК, датированные уже этим годом. «Организовать и провести исследования по изучению условий потери экипажами воздушных судов пространственной ориентировки и попадания в сложное пространственное положение с выдачей практических рекомендаций по повышению безопасности полетов. По результатам работы разработать и внедрить специальный курс повышения квалификации летного состава (типа Upset Recovery), предусмотрев в нем теоретическую и практическую части. Провести внеочередные проверки летных экипажей на выполнение стандартных операционных процедур при заходе на посадку по различным системам, а также при уходе на второй круг».

Тем не менее за последние пять лет в коммерческой авиации РФ произошло 71 авиапроисшествие и 34 катастрофы. Значит, рекомендации МАК не находят понимания? А ведь на принятие соответствующих мер по правилам, утвержденным постановлением правительства, отводится 30 дней. Но тогда где гарантия, что и упомянутое выше недавнее распоряжение Росавиации в компаниях и летных училищах примут как руководство к действию?

Наши эксперты считают, что многих воздушных ЧП можно было бы избежать еще на стадии обучения будущих пилотов. Вот мнение Юрия ДАРЫМОВА, работавшего в советские времена начальником управления учебными заведениями МГА СССР:

— Сегодня система подготовки пилотов не соответствует запросам авиакомпаний. В кабину современного зарубежного самолета нужны выпускники со свидетельством коммерческого пилота. Это означает — с учебным налетом 150 часов на легком первоначальном самолете и двухдвигательном выпускном. Плюс хорошее владение английским языком, плюс способность к переучиванию на технику, эксплуатируемую в авиакомпаниях, чтобы после приобретения опыта стать линейными пилотами. К сожалению, в Минтрансе речь идет не о том, как совершенствовать обучение, поднять квалификацию и зарплаты преподавателей, а о постоянных реформах в области образования, захватывающих и подготовку кадров гражданской авиации (ЕГЭ, «вертикальное интегрирование», «болонская система» с бакалаврами и магистрами и т. д.). В этой чересполосице число топ-менеджеров уже в разы превысило штат управленцев бывшего Министерства гражданской авиации. А специалисты на нижних уровнях, которым как-то надо решать реальные проблемы, вынуждены создавать структуры по интересам — Ассоциацию руководителей авиапредприятий, Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта, Ассоциацию аэропортов, Ассоциацию агентств и т. д.

На недавней коллегии Минтранса поднимали вопрос о передаче из Минобразования всех авиационных учебных заведений. Формулировка такая: создать на базе Московского технического университета гражданской авиации один образовательный центр, включив туда и обучение... управлению водным (!) транспортом. Больший бред придумать трудно! Попутно принимают решение сократить число вузов с количеством учащихся менее 5 тысяч, а средние учебные заведения — менее тысячи. Если так пойдет, обучение авиаспециальностям останется лишь в Москве, Питере и Ульяновске. Против выступают более десятка общественных организаций, отраслевые профсоюзы, но кто же их слушает?

А вот как прокомментировал распоряжение Росавиации начальник летно-испытательного центра ГосНИИ ГА, летчик-испытатель, Герой России Рубен ЕСАЯН:

— Распоряжения исполняются, когда есть соответствующий механизм. По-хорошему надо бы разработать и согласовать с командно-инструкторским составом всех перевозчиков программу. Потом ее обкатать, и на этой основе начинать работать с летным составом. Я еще в 1993 году испытывал в Сиэтле «Боинг-737» и не заметил каких-то угрожающих моментов при эксплуатации этого самого массового в мире самолета. Просто у каждой машины, как и у человека, есть свои особенности, которые следует скрупулезно изучать. И, если уж компания взяла на вооружение ту или иную машину, надо внимательно подходить к тому, как она себя ведет в разных обстоятельствах и учитывать это при обучении пилотов. Во время испытаний ведь мы, летчики, все это проводим, фиксируем, пишем рекомендации. Определяем границы пилотирования, за которые переступать нельзя...

Заслуженный пилот СССР, бывший замминистра гражданской авиации Олег СМИРНОВ считает, что с приобретением зарубежных самолетов тотальный переход на электронику, увы, встречен в авиационной среде не только аплодисментами. Излишнее увлечение электроникой, завышенное к ней доверие сработали не в лучшую сторону. Наша летная школа, которая сегодня много что потеряла, учила пилота вручную управлять самолетом. Западная же, по большей части, — управлять компьютером, который будет управлять самолетом. Электронике надо доверять, но надо и уметь ее контролировать, чтобы с ней совладать. Как мы говорим в таких случаях, надо всегда иметь запасной аэродром. В свое время такого аэродрома не хватило экипажу пропавшего в Атлантике самолета «Эр Франс», выполнявшего перелет из Бразилии в Париж с 270 пассажирами на борту. Найденные на глубине 4000 мет-ров «черные ящики» позволили сделать вывод: катастрофа произошла по причине необученности экипажа ручному управлению самолетом при случившемся отказе электроники.

Технический прогресс не остановить. Современная техника превращает пилота в оператора. Но ни в коем случае нельзя сводить практические навыки к знанию очередности включения соответствующих кнопок. Неверно полагаться на то, что остальное за тебя сделает техника. Привыкание к новой системе управления должно быть постепенным, и тогда никакие привходящие обстоятельства не поставят экипаж в тупик.

Своими глазами

И вот сажусь я за штурвал...

а небе ни облачка, ветерок шевелит траву по бокам рулежных дорожек. «Боинг-737» выезжает на полосу и получает разрешение диспетчера. Подаю ручки управления двигателем, увеличивая тягу. Снят парковочный тормоз, и самолет, слегка дрогнув, катится вперед. Впечатление невероятное: слышать, как за спиной ревут турбины и самолет, набирая взлетную скорость, стучит по бетонной полосе колесами...

Это описание не реального, а виртуального взлета с помощью современного аэростимулятора. Многочасовые тренировки на таких тренажерах, воспроизводящих полную картину полета, дают пилоту бесценные навыки, способные в случае ЧП сберечь машину и жизни пассажиров. Говорят, подобные тренажеры уже есть в Аэрофлоте в ульяновском центре летной подготовки. А где и на чем учатся остальные пилоты? Вопрос открытый....

Заморозка Минфином индексации пенсий обошлась казне в 4,5 трлн рублей

Александр Киденис
Труд
Восемь лет российский бюджет лишался доходов, которые могли принести работающие пенсионеры. Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

Здравый смысл наконец-то восторжествовал: индексацию пенсий для работающих ветеранов обещают возобновить с февраля 2025 года. Об этом на совещании с вице-премьерами сообщил премьер Михаил Мишустин. И добавил, что...

Несбыточная мечта большинства наших сограждан внезапно стала «сбыточной». По крайней мере, на бумаге

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
А между тем, на видении ситуации, которую транслируют президенту его подчиненные, строится экономическая политика государства. Фото: Михаил Метцель/пул Кремля, globallookpress.com

Как следует из только что обнародованного доклада одного из ведущих вузов и исследовательских центров России НИУ ВШЭ, 10% самых обеспеченных россиян имеют средний месячный доход в 227 тысяч рублей. И это разительно отличается...

Нижняя палата российского парламента приняла законопроект об условиях пребывания в России иностранцев

Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Депутаты Государственной думы приняли в первом чтении законопроект о новом режиме пребывание в России мигрантов, а также высылки тех иностранцев, которые находятся в стране незаконно. Об этом сообщает РИА Новости. В частности, документом предусмотрено...

Социальные сети накрыл новый тренд: миллионы молодых людей по всему миру целыми днями лежат на диване. Да и ночами тоже

Максим Башкеев
Труд
Фото: Chromorange/Bilderbox, globallookpress.com

Что за напасть? Говорят, это лежачая акция протеста — так молодежь борется с «капиталистической потогонкой», в которую пытаются втянуть их поколение. Вот и москвичка Ирина Николаевна с некоторых...

Мы уже писали о нарастающем дефиците медицинских работников. Как решить эту проблему?

Евгений Акатов
Труд
Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

Ведь нехватка специалистов среднего звена в российской системе здравоохранения достигла 63 тысяч человек, врачей — 29 тысяч, и это по официальным данным Минздрава, хотя эксперты считают эти цифры слишком скромными... Андрей...

Перед началом СВО в России, по статистике, на каждые 10 тысяч работников приходились 10 роботов, что значительно меньше, чем у стран-членов ОСЭР 

Фото: © Cfoto, globallookpress.com

Президент России Владимир Путин заявил, что наша страна в короткие сроки должна войти в топ-25 государств мира по уровню использования роботов. Соответствующее заявление российский лидер сделал в ходе выступления на пленарном заседании Петербургского...

Несколько регионов РФ предложили рабочие места приезжим из этой страны, пояснил и.о. министра труда афганского правительства Абдул Умари 

Фото: www.pixabay.com

Несколько российских регионов, в частности – Татарстан и Чечня, предложили рабочие места трудовым мигрантам из Афганистана. Об этом в понедельник, 11 июня сообщил Абдул Умари – исполняющий обязанности министра труда и социальных...

Работа 00:01 / 12 Июля 2024 3971
Вас здесь не живало

В чем разница между соотечественниками и нацменами

Александр Киденис
Труд
Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

В Госдуму внесен законопроект о сокращении перечня народностей, имеющих право на льготы при переселении в Россию из-за рубежа на постоянное место жительства. Гастарбайтеры уже напряглись. Авторы документа из думских...

Были задержаны руководители компаний по приготовлению и доставке еды, а также начальник отдела качества

Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

После массового отравления готовыми блюдами из службы доставки в Москве столичное управление Следственного комитета России возбудило уголовные дела о производстве некачественной продукции, а также о незаконной миграции. Как сообщила пресс-служба...

Как отметил премьер, «важно создавать условия, чтобы они могли продолжать трудиться»

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Индексация пенсий работающим пенсионерам возобновится с 1 февраля 2025 года. Как передает ТАСС, об этом сообщил премьер-министр правительства России Михаил Мишустин. «С 1 февраля следующего года будет возобновлена индексация пенсий работающим...

А к 2023 году минимальный размер оплаты труда должен составить минимум 35 тысяч рублей в месяц, отметил Михаил Мишустин

Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

С 20025 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) увеличится на 15% и превысит 22 тысячи рублей. Об этом, как сообщает ТАСС, рассказал премьер-министр российского правительства Михаил Мишустин. «Еще одна задача - дальнейшее повышение...

Будет учитываться индексация суммы пенсии после приостановления ее выплаты

Фото: Никита Цицаги/news.ru, globallookpress.com

Президент России Владимир Путин установил ежемесячную компенсацию военнослужащим по контракту - участникам специальной военной операции (СВО), которые по ряду причин больше не получают пенсию. Сумма компенсации равна размеру этой пенсии. Глава...

«Давайте примем закон по противодействию жаре, чтобы людей отпускали раньше с работы», - призвал вице-спикер Госдумы Борис Чернышов

Труд
Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Андрей Белоусов, министр обороны РФ — Штрафы давно уже не пугают коррупционеров. Что такое несколько миллионов рублей для тех, кто наворовал миллиарды? Борис Чернышов, вице-спикер Госдумы — Давайте уже примем...

Согласно данным, за пять лет показатель вырос на 8,1 тысячи рублей

Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

Москвичи определили размер пенсии мечты. Об этом сообщает сервиса по поиску высокооплачиваемой работы SuperJob. В июне текущего года желаемый размер пенсии составил 51,7 тысячи рублей. Интересно, что за пять лет ожидания запросы жителей столицы...

Действовать новые налоговые нормативы начнут с 2025 года

Фото: © Zamir Usmanov, globallookpress.com

Президент России Владимир Путин подписал закон о введении в стране прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц (НДФЛ), принятый ранее Госдумой и Советом Федерации. Соответствующий документ размещен в пятницу, 12 июля размещен...

Трудовое законодательство позволяет работнику и работодателю «формировать удобный график работы», отметил глава ведомства Антон Котяков

Фото: пресс-служба Госдумы, globallookpress.com

Министр труда и социальной защиты России Антон Котяков выступил против введения в стране шестидневной рабочей недели. Об этом он заявил в интервью РИА Новости. «Нет. Действующее трудовое законодательство достаточно гибкое. Оно позволяет...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?