Главная Работа 00:09 15 Апреля 2016 2925
Заколдованный второй круг

Зачем вдруг понадобилось учить наших пилотов летать? «Труд» спросил об этом у экспертов

Анатолий Журин

Вопрос не праздный. Росавиация направила распоряжение о проверке навыков и переподготовке летчиков, управляющих самолетами «Боинг». Руководителям российских авиакомпаний предложено заново оценить профпригодность и, если потребуется, переобучить экипажи. Особое внимание следует обратить на навыки пилотов в ситуациях, когда требуется выводить машину из «сложного пространственного положения». Бумага появилась на свет после мартовской катастрофы в ростовском аэропорту. А еще такое же ЧП было в Казани двумя годами раньше. В обоих случаях экипажи «Боинга-737» не справились с управлением при уходе на второй круг и уронили самолет, погубив пассажиров и себя:

Хорошо, что такие распоряжения не вывешивают в аэропортах. Иначе перед тем как пристегнуть ремни, пассажиры, чего доброго, начнут требовать документальных подтверждений летных навыков экипажа. Ведь положа руку на сердце, после неоднократных воздушных ЧП элегантная форма проходящих мимо кресел летчиков уже не внушает былого доверия.

Хотя чему, собственно, удивляться? Если даже опытный водитель пересаживается с «автомата» на «механику», то вероятность аварии кратно возрастает. Сегодня парк нашей гражданской авиации состоит из боингов и эрбасов, но летать-то наши пилоты учатся на оте-чественных самолетах. Оставшиеся в живых российские авиационные училища откровенно бедствуют: не хватает специалистов, техники, современных тренажеров. Сегодня на обучение каждого пилота расходуется порядка миллиона рублей, и эти деньги надо еще найти. Для сравнения: крупнейшая сингапурская авиакомпания сообщала, что в этой стране на подготовку пилота тратят 140 тысяч долларов, то есть почти в десять (!) раз больше. Поэтому всем нашим выпускникам училищ, прежде чем сесть за штурвал лайнера, приходится проходить дополнительное переобучение. Ну, а о качестве последнего мы нередко узнаем только после происшествий. Как после казанской катастрофы, где в кресле пилота оказался штурман...

На сайте Межгосударственного авиационного комитета вывешены экспертные оценки состояния безопасности полетов. Цитирую некоторые выводы о причинах ЧП в 2011 и 2012 годах. «Большинство авиапроисшествий, как и в предыдущие годы, связано с грубыми нарушениями правил выполнения полетов, подготовки пилотов и эксплуатации воздушных судов. Значительная часть АП происходит в результате сваливания воздушного судна из-за ошибок в технике пилотирования при полете на высоте ниже безопасной и отклонений по скорости и крену: Аварийные ситуации с тяжелыми транспортными самолетами возникали по причинам ошибочных действий экипажа по управлению воздушным судном на различных этапах выполнения полета, нарушений в организации установленных технологических процедур при подготовке ВС к полету, неудовлетворительного взаимодействия в экипажах».

А вот очередные рекомендации МАК, датированные уже этим годом. «Организовать и провести исследования по изучению условий потери экипажами воздушных судов пространственной ориентировки и попадания в сложное пространственное положение с выдачей практических рекомендаций по повышению безопасности полетов. По результатам работы разработать и внедрить специальный курс повышения квалификации летного состава (типа Upset Recovery), предусмотрев в нем теоретическую и практическую части. Провести внеочередные проверки летных экипажей на выполнение стандартных операционных процедур при заходе на посадку по различным системам, а также при уходе на второй круг».

Тем не менее за последние пять лет в коммерческой авиации РФ произошло 71 авиапроисшествие и 34 катастрофы. Значит, рекомендации МАК не находят понимания? А ведь на принятие соответствующих мер по правилам, утвержденным постановлением правительства, отводится 30 дней. Но тогда где гарантия, что и упомянутое выше недавнее распоряжение Росавиации в компаниях и летных училищах примут как руководство к действию?

Наши эксперты считают, что многих воздушных ЧП можно было бы избежать еще на стадии обучения будущих пилотов. Вот мнение Юрия ДАРЫМОВА, работавшего в советские времена начальником управления учебными заведениями МГА СССР:

— Сегодня система подготовки пилотов не соответствует запросам авиакомпаний. В кабину современного зарубежного самолета нужны выпускники со свидетельством коммерческого пилота. Это означает — с учебным налетом 150 часов на легком первоначальном самолете и двухдвигательном выпускном. Плюс хорошее владение английским языком, плюс способность к переучиванию на технику, эксплуатируемую в авиакомпаниях, чтобы после приобретения опыта стать линейными пилотами. К сожалению, в Минтрансе речь идет не о том, как совершенствовать обучение, поднять квалификацию и зарплаты преподавателей, а о постоянных реформах в области образования, захватывающих и подготовку кадров гражданской авиации (ЕГЭ, «вертикальное интегрирование», «болонская система» с бакалаврами и магистрами и т. д.). В этой чересполосице число топ-менеджеров уже в разы превысило штат управленцев бывшего Министерства гражданской авиации. А специалисты на нижних уровнях, которым как-то надо решать реальные проблемы, вынуждены создавать структуры по интересам — Ассоциацию руководителей авиапредприятий, Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта, Ассоциацию аэропортов, Ассоциацию агентств и т. д.

На недавней коллегии Минтранса поднимали вопрос о передаче из Минобразования всех авиационных учебных заведений. Формулировка такая: создать на базе Московского технического университета гражданской авиации один образовательный центр, включив туда и обучение... управлению водным (!) транспортом. Больший бред придумать трудно! Попутно принимают решение сократить число вузов с количеством учащихся менее 5 тысяч, а средние учебные заведения — менее тысячи. Если так пойдет, обучение авиаспециальностям останется лишь в Москве, Питере и Ульяновске. Против выступают более десятка общественных организаций, отраслевые профсоюзы, но кто же их слушает?

А вот как прокомментировал распоряжение Росавиации начальник летно-испытательного центра ГосНИИ ГА, летчик-испытатель, Герой России Рубен ЕСАЯН:

— Распоряжения исполняются, когда есть соответствующий механизм. По-хорошему надо бы разработать и согласовать с командно-инструкторским составом всех перевозчиков программу. Потом ее обкатать, и на этой основе начинать работать с летным составом. Я еще в 1993 году испытывал в Сиэтле «Боинг-737» и не заметил каких-то угрожающих моментов при эксплуатации этого самого массового в мире самолета. Просто у каждой машины, как и у человека, есть свои особенности, которые следует скрупулезно изучать. И, если уж компания взяла на вооружение ту или иную машину, надо внимательно подходить к тому, как она себя ведет в разных обстоятельствах и учитывать это при обучении пилотов. Во время испытаний ведь мы, летчики, все это проводим, фиксируем, пишем рекомендации. Определяем границы пилотирования, за которые переступать нельзя...

Заслуженный пилот СССР, бывший замминистра гражданской авиации Олег СМИРНОВ считает, что с приобретением зарубежных самолетов тотальный переход на электронику, увы, встречен в авиационной среде не только аплодисментами. Излишнее увлечение электроникой, завышенное к ней доверие сработали не в лучшую сторону. Наша летная школа, которая сегодня много что потеряла, учила пилота вручную управлять самолетом. Западная же, по большей части, — управлять компьютером, который будет управлять самолетом. Электронике надо доверять, но надо и уметь ее контролировать, чтобы с ней совладать. Как мы говорим в таких случаях, надо всегда иметь запасной аэродром. В свое время такого аэродрома не хватило экипажу пропавшего в Атлантике самолета «Эр Франс», выполнявшего перелет из Бразилии в Париж с 270 пассажирами на борту. Найденные на глубине 4000 мет-ров «черные ящики» позволили сделать вывод: катастрофа произошла по причине необученности экипажа ручному управлению самолетом при случившемся отказе электроники.

Технический прогресс не остановить. Современная техника превращает пилота в оператора. Но ни в коем случае нельзя сводить практические навыки к знанию очередности включения соответствующих кнопок. Неверно полагаться на то, что остальное за тебя сделает техника. Привыкание к новой системе управления должно быть постепенным, и тогда никакие привходящие обстоятельства не поставят экипаж в тупик.

Своими глазами

И вот сажусь я за штурвал...

а небе ни облачка, ветерок шевелит траву по бокам рулежных дорожек. «Боинг-737» выезжает на полосу и получает разрешение диспетчера. Подаю ручки управления двигателем, увеличивая тягу. Снят парковочный тормоз, и самолет, слегка дрогнув, катится вперед. Впечатление невероятное: слышать, как за спиной ревут турбины и самолет, набирая взлетную скорость, стучит по бетонной полосе колесами...

Это описание не реального, а виртуального взлета с помощью современного аэростимулятора. Многочасовые тренировки на таких тренажерах, воспроизводящих полную картину полета, дают пилоту бесценные навыки, способные в случае ЧП сберечь машину и жизни пассажиров. Говорят, подобные тренажеры уже есть в Аэрофлоте в ульяновском центре летной подготовки. А где и на чем учатся остальные пилоты? Вопрос открытый....

«По паритету покупательной способности Россия обогнала всю Европу. При этом нам есть еще над чем работать», - сообщил президент Владимир Путин

Алекс Зверев
Труд
Экономика России нуждается в повышении покупательной способности населения. Фото: Александр Легкий, globallookpress.com

«Удивительный результат — вроде бы нас со всех сторон душат, давят, а по паритету покупательной способности Россия обогнала всю Европу», — сказал вчера, 11 января, Владимир Путин на Чукотке....

Шаманы Тувы решили не отставать от жизни

Ольга Лернер
Труд
Фото: Сергей Метелица, globallookpress.com

Шаманы Тувы решили не отставать от жизни и объединились в профсоюз. Между прочим, в этом регионе насчитывается две сотни действующих служителей культа, там проводится Всероссийский фестиваль шаманизма «Дунгур»....

В России по специальности работает лишь каждый третий выпускник высших учебных заведений

Алекс Зверев
Труд
Фото: АГН Москва, globallookpress.com

Правительство России объявило о пересмотре долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года. Новыми приоритетами станут создание цифровых систем в сфере занятости (считать безработных поручат ИИ)...

Германия «попробует на зуб» четырехдневную рабочую неделю

Алекс Зверев
Труд
Эксперимент стартует 1 февраля на 45 предприятиях, он продлится полгода. Фото: Imago//Michael Bihlmayer, globallookpress.com

В Германии начинается массовый эксперимент по переходу на четырехдневную рабочую неделю. В России, согласно опросам, 81% работодателей и 56% работников за, но Минтруд предлагает не расслабляться. В Германии...

Работа 00:08 / 19 Января 2024 3419
Как стать богатым

Ответ знает депутат Госдумы Светлана Бессараб

Александр Киденис
Труд
У самой Светланы Викторовны доходы за шесть лет выросли в шесть с лишним раз. Фото из открытых источников

В декабре президент Владимир Путин заявил на совещании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, что по результатам 2023 года «уровень бедности в стране снизится до исторического минимума»....

Работа 19:01 / 20 Января 2024 3375
Акуна матата, брат!

В Россию приедут 10 тысяч граждан Кении. Причина проста: острейший дефицит рабочей силы во многих отраслях

Юрий Ряжский
Труд
Главный ресурс дешевой рабочей силы — безграмотные представители африканских низов. Таких в Кении хватает. Фото: M. Lohmann/blickwinkel, globallookpress.com

Похоже, что наши власти всерьез озаботились проблемой дефицита яиц. Не успели мы пережить новости, что свою хрупкую продукцию к нам срочно начали завозить Азербайджан и Турция, как стало известно: в Россию приедут 10 тысяч...

Работа 00:13 / 19 Января 2024 3317
И снова здравствуйте!

Похоже, москвичам снова повезло! Врачам в кабинеты поставят… прослушку

Марина Крючкова, журналист
Труд
Чтоб никаких тебе больше «Побыстрей одевайтесь, не стойте столбом», «Не выдумывайте», «Это ваша проблема», «Идите уже»... Фото: Алексей Смышляев, globallookpress.com

А куда денешься, раз уж столица — испытательный полигон для всей страны: реновация, самоизоляция, QR-коды... Теперь вот аудиозапись приема врачей, которую, как оказалось, уже ведут в городских поликлиниках. Это случилось...

Пособие по безработице будут индексировать каждый год 1 февраля

Фото: Сергей Булкинgloballookpress.com

Российские власти будут индексировать выплаты безработным ежегодно с 1 февраля. Об этом рассказала доцент кафедры Торгово-промышленной палаты Российской Федерации «Управление человеческими ресурсами» РЭУ им. Г. В. Плеханова Людмила...

Работа 00:15 / 19 Января 2024 3183
Диплом для аниматора

Бардак, творится в российской квест-индустрии, попал в поле зрения государства. Оно откликнулось как обычно: закрутило гайки

Максим Башкеев
Труд
Травмы различной степени тяжести в так называемых хоррор-квестах - вполне себе обычное дело

Творческий беспорядок, который некоторые еще называют бардаком, творится в российской квест-индустрии. И вот она попала в поле зрения государства. Власти отреагировали на жалобы граждан стандартно: закрутили гайки. Был утвержден...

В снегопады большинство дворов остаются нерасчищенными

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
По оценкам экспертов, в российских городах дефицит этих, как выясняется, незаменимых работников превышает 50%. Фото: Александр Легкий, globallookpress.com

Снегопады идут один за другим — впрочем, как и положено зимой. Но если уборкой автодорог власти городов еще худо-бедно занимаются, то большинство дворов так и остаются нерасчищенными. Ощущение такое, что все...

По какой области и где проводить аттестацию руководителей и специалистов, ответственных за тепловые энергоустановки

Фото из открытых источников

table { width: 99%; border-collapse: collapse; border: 1px solid black; margin-bottom: 18px; margin-top: 18px; } th, td { border: 1px solid black; padding:...

По словам Ивана Абрамова, просто уменьшить количество рабочих часов не получится

Фото: Andrey Arkusha/Russian Look, globallookpress.com

Низкие зарплаты в России влияют на отдачу от сотрудников. Как сообщает РИА Новости со ссылкой на слова первого зампреда экономического комитета Совфеда Ивана Абрамова, сокращать рабочий день нужно после улучшения производительности труда всеми...

Наряду с этим, отметил российский лидер, инфляция в минувшем году составила 7,4%, что стало «вызовом для властей» 

Фото: http://kremlin.ru

Реальный рост зарплат в России по итогам 10 месяцев 2023 года составил 7,7%. Об этом в среду, 17 января заявил на совещании с членами правительства президент страны Владимир Путин. «Это, конечно, неплохо. Но, имея в виду инфляционные процессы,...

Однако работодатели уже нашли способ обойти данный запрет

Фото: Илья Галахов, globallookpress.com

Дорогомиловский районный суд Москвы признал пропагандой экстремизма объявления о приеме на работу с условием «только для славян». Об этом сообщается в Telegram-канале «Осторожно, новости». «Суд посчитал, что такие...

Два основных фактора, которые влияют на решение сменить работу

Фото: Юлия Кошелеваgloballookpress.com

Денежная мотивация и желание карьерного роста прежде всего стимулируют решение россиян искать новую работу. Об этом сообщили аналитики исследовательского центра «Зарплаты.ру». «Среди основных причин, которые побудили респондентов...

Он попросил людей пореже покупать тяжелые товары

Фото: Rafael Henrique/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Сотрудник американской корпорации интернет-торговли Amazon был уволен после того, как пожаловался на тяжелые товары, которые ему приходилось доставлять. Об этом сообщает интернет-издание Dexerto. По словам бывшего курьера по имени Кендалл,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?