Главная Культура 00:28 15 Мая 2013 185
Автор Мариинки-2: В России я не мог контролировать бюджет стройки

Разговор с архитектором-канадцем Джеком Даймондом, сотворившим в Санкт-Петербурге новую Мариинку

Мария Бабалова

Итак, в мае Мариинка-2, как о том мечтал художественный руководитель театра Валерий Гергиев, приняла первых зрителей. На сцене блистали звезды мировой величины: Ольга Бородина, Диана Вишнева, Ульяна Лопаткина, Ильдар Абдразаков, Денис Мацуев и, конечно, Пласидо Доминго и Анна Нетребко. В ложе наслаждались искусством ВИП-гости во главе с президентом страны. А вокруг продолжались жаркие споры все о том же: что в конце концов получилось из затеи? Ответ мы решили получить из первых рук...

Десять лет понадобилось на то, чтобы Мариинский театр обрел вторую сцену, сработанную по последнему слову техники. Когда стройка затевалась, обещали, что уложатся в 100 млн долларов. В итоге затратили, как водится, раз в семь больше. Зато зал может принять до 2 тысяч зрителей. В новом театре семь надземных и три подземных этажа. Есть главная, репетиционная и арьерсцены, репетиционные залы и вспомогательные помещения. Автор эффектного здания, вызывавшего то восторги, то проклятия, известный канадский архитектор Джек Даймонд ответил на вопросы «Труда».

— Господин Даймонд, вы сами-то довольны тем, каким получился новый Мариинский театр?

— Безусловно. Здание восходит до уровня архитектуры, а архитектура — до той высокой миссии, которая выпала этому театру. Это очень важное совпадение — художественного замысла и социального смысла. Так случается не всегда. В Санкт-Петербурге это получилось.

— Тогда почему же столько людей, патриотов города на Неве, не приняли здание, а самые радикальные из них даже призывали снести его?

— В этом нет ничего удивительного. Мало кто любит перемены. Людям требуется время, чтобы привыкнуть, принять что-то новое. Но уже на публичном акустическом тесте, за две недели до торжественного открытия театра, многие благодарили меня за театр, просили автограф. Я осознанно пошел на визуально-простую форму здания. Если вы построите что-то исключительное в ряд с обычной застройкой, это будет ошибкой! Таким образом вы прервете линию улицы прекрасного города, каковым, безусловно, является Санкт-Петербург. Часто это является проблемой, особенно в городах США. Там каждое здание кричит: «Я! Я! Я!» Поэтому я с большим вниманием отнесся к тому, чтобы здание Мариинки-2 гармонично вписалось в архитектурный контекст окружающей застройки.

— То есть жесткая критика, в том числе и в нашей газете, вас нисколько не обидела?

— Абсолютно. Люди, критикующие здание новой Мариинки за простоту, пока не поняли моей главной идеи. Я построил необыкновенное сооружение внутри здания. В оникс облек стены зрительного зала с внешней стороны, сделав своеобразный парафраз легендарной Янтарной комнаты. Он виден с улицы в любое время суток благодаря высоким панорамным окнам. К тому же историческое здание театра отражается, как в зазеркалье, в новом доме.

Насколько я понял, российское самоощущение во многом зависит именно от понимания своего культурного наследия. Поэтому когда я сталкивался с какими-то проблемами, работая над этим проектом, запирался в своем кабинете, слушал «Всенощное бдение» Рахманинова и думал. Я хотел связать оба здания Мариинского театра эмоционально, ничего не имитируя. И это для Санкт-Петербурга новое архитектурное решение.

— Роскошное фойе контрастирует со зрительным залом, производящим, наоборот, аскетическое впечатление...

— Фойе — зрительское пространство, оно спроектировано так, чтобы публика перед началом спектакля и в антракте являлась элементом представления и чувствовала торжественность похода в театр. Это необходимо, ведь сегодня можно посмотреть спектакль, послушать оперу и сидя дома. Монохромный зрительный зал — ради того, чтобы ничего не отвлекало от происходящего на сцене. Только штукатурка, дерево и люстры Swarovski, без бархата, золота и хрусталя. Это театр XXI века, где все, что есть в зале — каждое сиденье, форма балконов и потолка, — работает на акустику, которая уже признана уникальной. Кроме того, в новом здании теперь будут изготавливать и хранить декорации для обоих театров. В большинстве оперных и балетных компаний мира нет такой роскоши.

— Но согласитесь, что переход, построенный между двумя зданиями театра, не слишком украшает вид города...

— Согласен. К сожалению, переход — печальная история, но я его не проектировал. Если бы я его делал, выбрал бы более простое и строгое решение, и он бы не так бросался в глаза.

— В чем для вас была наибольшая трудность в питерском проекте по сравнению с театром в Торонто, который во многом повторяет здание Мариинки-2?

— Во-первых, в Петербурге грунт очень тяжелый, почти как в Венеции. Вторая сложность — мы должны были работать на основании уже существующего фундамента, забитых свай и подвальных помещений, сделанных под другой проект (первоначально Мариинку-2 начали строить по проекту француза Доминика Перро, но от этого замысла отказались, сославшись на несовместимость золотого купола, будто из мятой фольги, с климатом Питера. — «Труд»).

— Почему ни одно строительство или реставрация театра в мире не укладывается в анонсируемый бюджет?

— Когда я работаю в Северной Америке, то контролирую весь бюджет строительства. Подписываю все акты подрядчикам и субподрядчикам. В России я ничего не имел возможности проконтролировать. Но театр — это всегда очень дорогое удовольствие, потому что его здание не может быть типовым, как жилье, школа или госпиталь. Откуда взялась сумма 100 млн долларов, неясно, ведь современный театр общей площадью 83 тысячи квадратных метров, как Мариинка-2, построить за такие деньги просто невозможно. Думаю, речь идет о примерно 600 млн.

— Каким заказчиком был Валерий Гергиев, который умеет быть экстремально настойчивым в своих желаниях?

— Валерий был идеальным заказчиком. Он доверял мне после того, как увидел оперный театр в Торонто, и сам разыскал меня. С ним было очень хорошо работать.

— Над чем вы сейчас трудитесь?

— Над залом камерной музыки в Австрии, над большой больницей в Торонто, над элитным жилым домом в Цюрихе. Для одного из островов в Карибском бассейне разрабатываю планировку аэропорта, участвую в конкурсе проектов мемориального музея морского флота, также в Канаде... Так что профессиональных причин приезжать в Петербург у меня больше нет. Но я с удовольствием приеду еще раз как турист. Я в восторге от этого города!

 

Потери и обретения новой экранизации «Мастера и Маргариты»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
1930-е оказались к нам гораздо ближе, чем некоторые думают… Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышла третья по счету отечественная киноверсия легендарного романа Михаила Булгакова. Она ожидаемо разделила первых зрителей на сторонников и противников фильма. Оно и понятно: картина менее всего напоминает...

На экраны выходит новая экранизация знаменитого романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», окруженного загадками и мистическими историями

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Заглавных героев новой экранизации сыграли Евгений Цыганов и Юлия Снигирь. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Эта книга обрела в нашей стране культовый статус. Дело не только в неоспоримых достоинствах романа, но и в его поистине мистической судьбе. Булгаков начал работать над своим главным произведением в конце 1928 года....

ТВ-язык поражает разнообразием вульгаризмов

Сергей Беднов
Труд
Владимир Соловьев. Фото: © Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Годами мы боролись с матерщиной столь же яростно, как теперь с ЛГБТ. Несколько законов приняли: 10 лет назад запретили употребление нецензурной лексики в кино, а в 2021-м — в социальных...

Литературный обзор

Владимир Петров
Труд
Фото: © Ernst Wrba, globallookpress.com

Прошлое не отстает, с какой бы скоростью мы ни мчались к ускользающему светлому будущему. Вроде бы все осталось позади, растворилось во времени, история вынесла свои приговоры и расставила точки над i....

Культура 00:02 / 16 Февраля 2024 5501
Тот самый Янковский

Заметки на полях судьбы великого русского актера, последнего народного артиста СССР

Леонид Павлючик
Труд
Фото: © Igor Gnevashev,globallookpress.com

23 февраля Олегу Янковскому могло бы исполниться 80 лет. Не могу представить его 80-летним. Седовласым, в паутине морщин, с палочкой. Олег Иванович и в моей, и в памяти миллионов поклонников его творчества...

У звезд - те же проблемы, что и у обыкновенных людей, убежден популярный телеведущий

Александр Славуцкий
Труд
Проект «За гранью» готов предоставить его участникам реальную поддержку, вплоть до врачебной и юридической. Фото предоставлены телеканалом НТВ

Популярная программа телеканала НТВ «За гранью» встретила 2024 год с новым ведущим — актером театра и кино Тимуром Еремеевым. Он хорошо знаком публике по фильмам и сериалам «Неравный...

Культура 00:02 / 16 Февраля 2024 4470
Мама, я жевала бумагу

От книг сегодняшних тридцатилетних слишком часто остается именно это послевкусие

Дина Егорова
Труд
Девичий писательский призыв полон свежих сил, красив, пристрастен к черноте и неотвратим, как выпадение молочных зубов. Фото: David Ryle/moodboard, globallookpress.com

Пока спорили, к лицу или нет россиянам справлять Валентинов день, в стране возникла элегантная и вполне патриотичная альтернатива западному празднику — День книгодарения. Помимо еще одного повода погрузиться в интригующий...

Культура 00:01 / 16 Февраля 2024 4425
Смотрим в оба

Две картины Моне вернулись к публике из-под лучей Рентгена

Елена Широян, искусствовед
Труд
«Руанский собор в полдень» (Портал и башня д’Альбана)» и «Руанский собор вечером»

Пушкинский музей бросил вызов массовой аудитории необычным, почти лабораторным проектом. После блокбастеров вроде «Испанской коллекции» в учреждении показали научный аспект работы, приоткрыв дверь в святая святых —...

Главный редактор канала «КиноМульт» – отом, как приобщить детей к отечественной киноклассике

Дарья Ефремова
Труд
Татьяна – поклонница отечественного детского кино. Изображения предоставлены медиахолдингом «Цифровое Телевидение»

Медиахолдинг «Цифровое Телевидение» запускает новый семейный телеканал «КиноМульт», в чью коллекцию вошли анимационные хиты из сокровищницы Гостелерадиофонда, ВГТРК и «Союзмультфильма». Как...

О новой экранизации романа Стефана Цвейга «Нетерпение сердца»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Один-единственный поцелуй резко меняет судьбы героев фильма

На экраны выходит фильм «Поцелуй» в постановке Билле Аугуста. Датский режиссер — один из грандов мирового кино. Он дважды — в 1987 и 1992 годах увозил из Канн «Золотую...

Сильвестр Сталлоне сказал, кто может заменить его в роли Джона Рэмбо

Труд
Фото: Supplied by Capital Pictures/www.capitalpictures.com, globallookpress.com

Во франшизах существует общепринятая практика, когда одного героя играют разные актеры. Благодаря чему тот не стареет на протяжении десятилетий. Вспомним, к примеру, сколько импозантных мужчин в самом расцвете сил трудились...

Культура 17:01 / 17 Февраля 2024 4050
Из жизни джентльменов

Paramount+ завершает съемки сериала «Джентльмен в Москве»

Труд
Юэн Макгрегор. Фото: © Adam Ihse, globallookpress.com

В то время как российские СМИ с удовольствием цитируют отзывы Такера Карлсона о нашей столице, телеканал Paramount+ завершает съемки сериала «Джентльмен в Москве» по одноименному бестселлеру Амора Тоулза. Главный...

Когда сносить нельзя, но очень хочется...

Ирина Смирнова
Труд
Фото автора

Смольный анонсировал снос около 400 исторических зданий в Петербурге. Для начала, а там как пойдет. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры города (КГИОП) опубликовал...

В США с молотка ушли личные вещи знаменитых женщин

Труд
Белая пачка главной героини «Секса в большом городе» Кэрри Брэдшоу в исполнении Сары Джессики Паркер была продана за 52 тысячи долларов

На днях на американском аукционе со сложным названием Unstoppable: Signature Styles Iconic Women In Fashion были проданы личные вещи знаменитых женщин. Лидерами продаж стало бархатное коктейльное платье леди Дианы и наряд...

Новым главрежем стал «свой»

Любовь Лебедина
Труд
После 17 лет работы в Малом театре Алексей Дубровский стал его главным режиссером. Фото предоставлено пресс-службой Малого театра

Когда в Малом театре, недавно осиротевшем после ухода из жизни многолетнего худрука Юрия Соломина, узнали, что главным режиссером коллектива назначен Алексей Дубровский - до того помощник Юрия Мефодьевича, пользовавшийся его полным доверием...

На экраны выходит фильм «Воздух» Алексея Германа-младшего, задающий новый градус правды в военном кино

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Боль режиссера по поводу загубленных на войне жизней делают «Воздух» на редкость актуальным высказыванием. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Режиссер отдал этой этапной для него работе пять лет жизни. Сценарий начали писать еще в 2018 году вместе с Еленой Киселевой (ранее она работала с Андреем Кончаловским над лентами «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», «Рай»,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?