Питерский режиссер Александр Сокуров стал героем дня в мировом кино — его фильм «Фауст» получил высшую награду Венецианского кинофестиваля — «Золотого льва».

Фильм «Фауст» является последней частью тетралогии об исторических личностях: «Молох» о Гитлере, «Телец» о Ленине и «Солнце» о японском императоре Хирохито. Картина снята не в России и озвучена на немецком языке. А что думает Александр Сокуров о российском национальном характере и кинематографе? Об этом он рассказал в блиц-интервью «Труду-7».

— Александр Николаевич, ваш коллега, режиссер Алексей Герман, сказал: «Когда-то наш зритель был самым лучшим в мире. А сейчас у нас плохой зритель. Его отравили:" Вы согласны?

— Могу подписаться под каждым словом. С одним «но»: зритель у нас теперь не «плохой», а невежественный. Изменились его потребности — в худшую сторону. Многие в этом не виноваты: миллионы людей живут слишком тяжело и плохо. Даже на дешевые билеты в кино не хватает денег. Студенты ушли из кинозалов, поскольку у них нищие маленькие стипендии. Когда существуешь в таких условиях, все силы уходят на борьбу за выживание — хватило бы на завтрак и обед.

— А говорят, «народ посадили на телеиглу». И самая высокая популярность — у жестоких и непристойных передач.

— Очень большие рейтинги у плохих программ на телевидении всего мира. У тех, которые мы с вами считаем постыдными. Это, видимо, один из признаков общества потребления. Но в России к тому же еще и низкая культура у людей.

— То есть народ хочет хлеба и зрелищ?

— Народ такой, какой есть. Не стоит тут выносить обвинительный приговор людям. Большинство его не заслуживает. Хотя, наверное, правы те, кто упрекает «бедных» молодых людей, говоря, что они ленивы и небрежны в работе. Телевидение, которое они смотрят, не учит борьбе за качество труда.

— Можно ли тут вообще хоть как-то изменить ситуацию к лучшему?

— Без всякого сомнения. Можно помочь людям смотреть передачи, достойные человеческой стати. Я оптимист в данном случае. Это произойдет, если у власти появится ответственность перед обществом. В силах государства — изменить положение в интересах культуры. Пока же чем больше всей этой гнусной сериальной продукции, тем больше денег у ее заказчиков. Путь один — исключить любой сговор чиновников с теми, кто получает большие прибыли с телевидения.

— Но ведь люди все равно будут смотреть то, что им интересно, голосовать с помощью пульта управления телевизором...

— Если вы приучите их к тому, чтобы потреблять пойло, они и будут все время нажимать на те кнопки, где дают пойло. А если постепенно менять сетку телепрограмм в пользу культуры, то через какое-то время и зрители, так сказать, окультурятся.

— А кассовое кино? Голливудский кинематограф упрекают в намеренном обмане: не жизнь, а сплошные сказки...

— Ну и пускай. Сказки помогают людям. Можно и нам снимать такие же. Только надо их делать в соответствующем художественном качестве — не халтурные сериальные поделки. Сериалы ведь тоже обман, выдумки московских щелкоперов-сценаристов. Но обман обману рознь.