Это событие, считает эксперт, наверняка будет вписано в историю и российского судостроения, и нефтегазового комплекса страны. На судоверфи «Звезда», оператором которой является «Роснефть», состоялась церемония передачи компании «Совкомфлот» первого построенного в России танкера для транспортировки СПГ.
Почему это важно? Во-первых, подобные суда обеспечивают технологическую независимость России в создании критически важной арктической инфраструктуры – в первую очередь Северного морского пути. Прежде газовозы такого типа заказывались исключительно за рубежом. Их строительство – один из наиболее технологически сложных процессов в мировом судостроении.
Во-вторых, одним из самых существенных барьеров на пути развития российских проектов по производству и экспорту сжиженного природного газа (СПГ) стало именно отсутствие газовозов, которые могли бы работать в суровых северных условиях. Ранее расчет делался на закупку таких судов в Южной Корее, но после присоединения этой страны к антироссийским санкциям рассчитывать осталось только на свои силы.
Звучало немало скептических мнений – мол, без доступа к зарубежным технологиям Россия не сможет самостоятельно обеспечить себя флотом для перевозки СПГ. А, значит, можно ставить крест на амбициозных проектах по сжижению газа и по наращиванию его экспорта до 100 млн т в год. К тому же конкуренты не дремлют – сегодня в мире строится целый ряд новых СПГ-заводов, которые в ближайшие годы выведут на рынок свою продукцию. И если у России не будет своего газового флота, то нам будет ох как сложно завоевать и отстоять собственные рыночные ниши.
И теперь можно констатировать: скептики посрамлены. В новый год Россия вступает не только с новым газовозом, но и с уверенностью в перспективах отечественной СПГ-индустрии в целом. Ведь «Алексей Косыгин» стал первым, как говорят судостроители – головным, в серии судов, которые сойдут со стапелей верфи «Звезда». Напомню: это предприятие было создано в городе Большой Камень Приморского края по поручению президента России, реализацию проекта курирует компания «Роснефть».
«Звезда» – самая молодая и современная верфь в России, специализирующаяся на гражданском судостроении. На предприятии сооружен один из крупнейших в мире сухих доков, где можно строить суда до 350 000 тонн. Причем многие их виды в России ранее не производилась. С 2020 по 2025 годы уже переданы заказчикам семь крупных судов, в том числе нефтеналивные танкеры типа «Афрамакс» дедвейтом 114 000 тонн. А всего в портфеле заказов «Звезды» около 60 судов, из них в активной стадии строительства находятся свыше 20.
Газовоз «Алексей Косыгин» имеет ледовый класс Arc 7 и способен преодолевать лед толщиной более 2 м (высота одноэтажного дома). Он фактически служит сам себе ледоколом. Мощность его силовой установки достигает 60 МВт, что эквивалентно 8 млн лошадиных сил. Газовоз вмещает более 172 000 куб. м СПГ – этого достаточно, чтобы обеспечить природным газом средний европейский город в течение года.
Но, конечно, дело не только в габаритах. Самое важное – высокотехнологичная «начинка», создание которой потребовало проведения большого объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. К примеру, судно оборудовано тремя уникальными винто-рулевыми колонками, также произведенными на территории ССК «Звезда» заводом «Сапфир». Так что есть повод отдать дань уважения высокой квалификации специалистов, работавших над созданием газовоза.