Главная Сделано в России 00:01 15 Декабря 2023 5108
Молодая и яркая «Звезда»

Судостроительный комплекс в Большом Камне - единственная верфь в мире, которая строит и сдает суда одновременно

Андрей Андреев
Судостроительный комплекс «Звезда» является самой современной верфью в России. Фото пресс-службы ПАО «НК «Роснефть», globallookpress.com

Спрос на суда гражданского назначения в России за последнее время кратно вырос. Это связано прежде всего с необходимостью решать задачи по обеспечению стратегического присутствия России в Арктике, развития Севморпути, обеспечения транспортной и продовольственной безопасности отдельных районов.

Для строительства сложных и современных судов необходимо не только модернизировать действующие верфи, но и строить новые высокотехнологичные судостроительные мощности. В рамках решения этой задачи в России реализуются несколько крупных стратегических инвестиционных проектов. Один из них — судостроительный комплекс «Звезда», расположенный в Приморском крае в городе Большой Камень. Кстати, в ближайшее воскресенье, 17 декабря, судоверфь отмечает свой восьмой день рождения. Производство совсем молодое, но его масштаб и значение поистине всероссийские.

Несмотря на возраст, ССК «Звезда» является самой современной верфью в России, специализирующейся на строительстве всех типов морских добычных платформ, ледоколов и крупнотоннажных гражданских судов — основы российского арктического флота. Создание судостроительного комплекса началось 17 декабря 2015 года по поручению президента России Владимира Путина, оператором проекта выступает компания «Роснефть».

«Развитие такого флота имеет огромное значение для нашей страны — арктической державы, востребовано для реализации нашей долгосрочной стратегии по освоению Арктики, для обеспечения надежных перевозок на Северном морском пути, на глобальных транспортных, логистических маршрутах, для укрепления энергобезопасности нашей страны, да и всего мира», — отметил Владимир Путин.

Строительство судоверфи «Звезда» ведется рекордными темпами. За восемь лет с начала производственной деятельности на верфи уже решены ключевые технологические задачи, введены в эксплуатацию и работают основные объекты — блок корпусных производств, окрасочные камеры, цех сборки блоков, открытый тяжелый достроечный стапель с парком уникальных кранов, самый современный и производительный в России трубообрабатывающий цех.

Общая площадь застройки верфи — свыше 220 гектаров. По завершении строительства всех объектов техническая оснащенность ССК «Звезда» позволит производить обработку 330 000 тонн металла в год.

Возможности верфи позволяют применить наиболее эффективный метод строительства — крупноблочный, который принят сегодня на ведущих мировых верфях: суда собираются из блоков весом до 3500 тонн, что в шесть раз превышает существующие возможности других российских заводов. Также из технологических преимуществ «Звезды» — высокая степень автоматизации производства. Благодаря этим объектам и характеристикам «Звезда» может строить абсолютно любые суда и морскую технику без оглядки на их тоннаж и размеры. Таким образом, «Звезда» обеспечит Россию самым современным гражданским флотом для освоения северных месторождений, в том числе «Роснефти», и круглогодичной навигации по Северному морскому пути.

Строительство объектов верфи ведется параллельно с реализацией производственной программы. Всего в портфеле заказов «Звезды» — около 60 судов гражданского назначения, в активной стадии строительства — свыше 20 судов. Пилотную загрузку комплексу обеспечивает компания «Роснефть». Сейчас в портфеле заказов нефтяной компании 26 судов. Объем переработки металла на судоверфи за восемь лет составил порядка 80,5 тысячи тонн. Общий дедвейт заказов — более 3 млн тонн.

Иностранцев зачастую поражает тот факт, что верфь еще строится, но уже выполняет производственную программу. «Гости, которые прибывают к нам, говорят: «Русские, вы безумные! Как вы можете строить на недостроенном предприятии?» — рассказывает главный строитель ССК Максим Плугин.

Но ведь строят же и спускают на воду такие суда, каких никогда в России еще не производили. Например, нефтяные танкеры «Афрамакс», которые еще называют «зелеными» за их способность работать на экологичном газомоторном топливе. Эти исполины ледового класса длиной 250 метров и шириной 44 метра способны перевозить сырую нефть и нефтепродукты в неограниченном районе плавания. Или, например, танкеры-газовозы ледового класса Arc7. Их строительство — один из наиболее технологически сложных процессов в мировом судостроении. Но на судоверфи «Звезда» уже спускают на воду и такую уникальную технику. Газовозы предназначены для перевозки сжиженного природного газа и способны работать в суровых климатических условиях и преодолевать лед толщиной 2 метра. В движение судно приводят три уникальные винто-рулевые колонки, производство которых локализовано в Большом Камне. На протяжении долгих лет суда такого типа заказывались исключительно за рубежом.

Как пояснили в «Роснефти», танкер-газовоз, построенный на российской судоверфи, — это самое тяжелое судно, которое было спущено на воду в истории России и даже СССР. В компании добавили, что на «Звезде» спустили на воду уже 12 судов, в том числе сданы заказчикам и ушли в рейсы пять танкеров типа «Афрамакс» общим дедвейтом свыше 560 тысяч тонн.

Живая сталь

В эту пятницу, 15 декабря, в павильоне «Роснефти» на ВДНХ в рамках международной выставки «Россия» начинаются тематические дни, которые будут посвящены дню рождения самой современной в стране судоверфи «Звезда». В программе мероприятий — презентация фильма об уникальной судоверфи. Авторы картины под названием «Живые» сравнивают железные махины с живыми организмами, которые рождаются на верфи, получают имена и становятся полноценными обитателями морских просторов. И все это благодаря инженерной мысли человека.

«Почему они «Живые»? «Каждое судно — это житель моря, а житель моря имеет душу», — поясняет главный строитель ССК Максим Плугин. Из бездушных кусков металла, сотен тысяч деталей собирают корпуса — судно обретает форму. Затем корпуса наполняют оборудованием, и как вены обвязывают органы человека, так трубы и кабели соединяют, наполняют жидкостями, подают питание. Как ребенок делает первый глоток воздуха, так и судно оживает в море — впервые касаясь той среды, в которой будет жить, говорит Плугин.

И это не фигура речи — на судоверфи всерьез и с душой относятся к своей работе. Так строят сегодня суда на «Звезде». Россия вновь намерена стать царицей морей. Такие возможности перед ней открывает невероятная мощь новой судоверфи. Развитие собственного флота важно для экспорта отечественных товаров, укрепления системы грузоперевозок и смежных секторов, для развития собственных компетенций и достижения технологического суверенитета.

В фильме также описываются основные этапы строительства судов, современные технологические возможности производства, а также уникальное оборудование комплекса. Сейчас на верфи смонтировано порядка 200 единиц кранового оборудования, в том числе два козловых крана типа «Голиаф» грузоподъемностью 1200 тонн каждый. А в этом году парк верфи пополнил самый мощный в стране плавучий кран грузоподъемностью 3500 тонн.

Акваторию «Звезды» обслуживает транспортно-передаточный док «Вымпел», предназначенный для спуска судов, а также объектов морской техники спусковым весом до 40 тысяч тонн. В этом же году на верфи начал работу самый большой в стране плавучий док длиной 350 метров и грузоподъемностью 100 тысяч тонн.

Параллельно ведется строительство новых объектов судоверфи — механомонтажный цех, цех насыщения и модульной сборки, цех складского хозяйства, дополнительные камеры очистки и окраски, а также производственные цеха полного цикла и цеха для строительства офшорной морской техники.

Ключевой элемент верфи — сухой док. Это одно из крупнейших в мире гидротехнических сооружений размерами 485×114×14 метров. Сухой док позволяет строить большинство типов существующих и перспективных судов практически без ограничения тоннажа и спускового веса корпусов.

Еще в доке установлено уникальное насосное оборудование. Четыре насосные установки мощностью 4800 кВт способны откачать около 600 тысяч кубометров морской воды в рекордно короткие сроки. Для этого им понадобится не более восьми часов. Как подчеркивают на судоверфи, это самое производительное насосное оборудование, которое установлено на российских верфях.

Локомотив экономики

Всего за восемь лет судостроительный комплекс «Звезда» превратился в локомотив экономики Приморья, обеспечивая заказами смежные отрасли и производства. Расширение производственного потенциала судостроительного кластера ведет за собой комплексную модернизацию транспортной и социально значимой инфраструктуры региона: развивается железнодорожное сообщение, строятся новые подъездные автомобильные дороги.

«Звезда» — один из крупнейших налогоплательщиков края. За последние шесть лет объем налоговых отчислений предприятия в бюджеты разных уровней увеличился почти в 14 раз. Судоверфь также является ведущим работодателем региона. В настоящее время на предприятии уже работают около 11 тысяч сотрудников верфи и подрядных организаций.

Для комфортного проживания корабелов «Роснефть» строит новые жилые кварталы многоэтажных домов с комфортабельными квартирами. На текущий момент введены в эксплуатацию 36 жилых домов на 2506 квартир в четырех микрорайонах города Большой Камень. В настоящее время ведется строительство еще 47 домов, которые рассчитаны на 3489 квартир. Всего до конца 2024 года планируется построить 80 домов на 5795 квартир. Общая площадь жилой застройки в рамках программы составит 300 тысяч квадратных метров за восемь лет.

Для обеспечения самой технологичной и современной судоверфи высококвалифицированными кадрами «Роснефть» создает в регионе базы профессиональной подготовки. Дальневосточный судостроительный колледж является основной площадкой для подготовки судостроителей и судоремонтников. Колледж — участник Федеральной программы «Профессионалитет» 2022-2023 годов. На базе судостроительного колледжа проводится обучение основных производственных рабочих судостроительного комплекса «Звезда», а на территории верфи организуются производственные практики студентов.

Кроме этого, «Роснефть» создает инжиниринговый центр, который будет заниматься решением задач в сфере производства и импортозамещения для отечественного судостроения и судоремонта, а также для развития инновационных технологий. На базе центра будет осуществляться подготовка и переподготовка кадров. Проект реализуется в рамках создания комплексного многофункционального технопарка на острове Русский.

Создание центров профессиональной подготовки кадров в регионе способствует развитию рынка труда всего Дальнего Востока.

В павильоне «Роснефти» на ВДНХ выбрали имена для двух белых медвежат

Антон Захаров
Труд
Фото: Jens Büttner/dpa, globallookpress.com

В декабре прошлого года в Якутском зоопарке «Орто-Дойду» произошло значимое событие: у пары белых медведей Колыманы и Ломоносова родились медвежата. В честь этого было запущено всероссийское голосование по выборам...

«Роснефть» представила крупным промышленным потребителям новое ПО

Дмитрий Бородинский
Труд
«Роснефть» имеет в своем арсенале один из крупнейших в стране научных комплексов и обладает целой линейкой собственного ПО, которым активно пользуются все ключевые компании отрасли. Фото пресс-службы компании

Всего два года назад на фоне усиления давления со стороны западных стран и их многочисленных попыток ограничить развитие российской промышленности скептики утверждали, что технологический суверенитет нашей страны вряд ли...

Специалисты и ученые «Роснефти» в павильоне на ВДНХ рассказали об истинной роли черного золота для современной

Дмитрий Бородинский
Труд
В России одной из ключевых компаний, обладающих своими разработками в области нефтехимии и нефтепереработки, является «Роснефть»

Сегодня очевидно, что в самой основе формирования современного мира и глобальной экономики нефть и нефтепродукты сыграли одну из ключевых ролей. Но важны они не только как компонент глобальной макроэкономической...

«Роснефть» сделала своей традицией поддержку отечественной культуры и искусства

Дмитрий Бородинский
Труд
Вместе с «Роснефтью» Санкт-Петербургская академическая филармония им. Шостаковича проводила открытия сезонов, праздничные концерты в День Победы и гастрольный тур по крупнейшим городам Китая. Фото пресс-службы ПАО «НК «Роснефть»

25 марта в России отмечался День работника культуры. Необязательно быть философом, чтобы понимать ее значение для каждого из нас: культура — это базис, на котором возникла наша цивилизация. Культура —...

«Роснефть» участвует в реализации проектов по изучению и сохранению птиц в Арктике, Поволжье, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке

Андрей Андреев
Труд
Фото пресс-службы ПАО «НК «Роснефть»

Согласно недавним подсчетам ученых, общее количество птиц, обитающих на планете Земля, составляет около 50 млрд особей. Исследователи надеются, что дальнейшие наблюдения за изменениями численности позволят выявить, какие виды...

«Роснефть» завершила подготовительный этап масштабного комплексного лесоклиматического проекта

Дмитрий Бородинский
Труд
Фото пресс-службы ПАО «НК «Роснефть»

21 марта во всем мире отмечался Международный день лесов. Он был учрежден Генеральной Ассамблеей ООН для привлечения внимания к вопросам рационального использования этого ценнейшего природного ресурса. Главной темой дня в этом...

В павильоне «Роснефти» на ВДНХ началась Неделя Республики Башкортостан

Андрей Андреев
Труд
Для гостей павильона «Роснефти» подготовлена специальная программа познавательных и развлекательных мероприятий, связанных с историей и культурой региона. Фото пресс-службы ПАО «НК «Роснефть»

«Курай для нас, башкир, не просто инструмент. В мелодиях курая звучит душа народа, его мироощущение и жизненная сила, любовь и мечта», — говорил знаменитый поэт Мустай Карим. Приверженность башкир к своему...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?