С утра в туристическом лагере "Спутник" все разговоры были только о Гагарине. О том, что первый космонавт приехал в расположенный неподалеку "Артек", стало известно еще накануне. Но теперь ходили слухи, что Юрий Алексеевич может заглянуть еще и в "Спутник". Руководство лагеря спешно готовилось к встрече дорогого гостя. На утренней линейке о возможном приезде живой легенды предупредили студентов. Молодежь радостно загалдела.
Студент Московского института инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии Виктор Савиных хорошо помнил день, когда по радио сообщили, что первый советский космонавт приземлился в Саратовской области. Это произошло тремя годами ранее. Тогда Виктору только-только стукнуло 21. Он служил в железнодорожных войсках - прокладывал магистраль Ивдень - Обь. Работа была непростая, но интересная - связанная с геодезическими приборами. В среду во время обеденного перерыва к солдатам пришел замполит и рассказал о фантастическом.
Летчик Юрий Гагарин вернулся на Землю. Это казалось невероятным. Планета лежала перед человечеством как на ладони. Именно в тот день Виктор твердо для себя решил поступать в институт картографии.
Вступительные испытания оказались гораздо проще, чем он предполагал. После техникума железнодорожного транспорта и службы учеба в институте казалась несложной. Виктор получал стипендию, жил в общежитии и подрабатывал тренером по плаванию. По окончании первого курса его отправили на спортивные сборы в международный туристический лагерь "Спутник". И вот теперь - приезд самого Гагарина!
Посовещавшись с подчиненными, директор "Спутника" решил не отменять День Нептуна, запланированный заранее. "Наоборот, пусть молодежь проявит себя. Что там у нас было заготовлено, соревнования по плаванию? Отлично. Начнем их, когда появится Юрий Алексеевич", - заявил он.
Делегация задерживалась. Ее прождали до середины дня, но безуспешно. В три часа погрустневший директор дал распоряжение начинать заплыв.
Кроме Виктора в соревнованиях принимали участие еще десять пловцов из разных вузов страны. Но Савиных был уверен в своих силах. Ребят погрузили на баркас и отвезли на 500 метров от берега. Победителю марафона предстояло зажечь импровизированный олимпийский огонь.
Плывя к берегу, Виктор считал про себя в обратном порядке с десяти до одного. Он вспомнил, как его сослуживцы спорили о способах попасть в космонавты. Но их пыл утих, когда стало известно, что в космонавты берут лишь летчиков. "Железнодорожники не летают", - пошутил тогда кто-то из приятелей Виктора. "Железнодорожники не летают", - повторил про себя эти слова Савиных и вдруг задел ногой дно. Увлекшись, он даже не заметил, как оставил своих соперников далеко позади и достиг финиша. Отплевываясь от соленой воды, Виктор устремился на сушу.
- А теперь победителю вручается факел, которым он заж-жет символический огонь, - услышал он. Оглянувшись, он увидел, как навстречу ему идет невысокий мужчина с горящим факелом и удивительно знакомой улыбкой.
- Молодец, поздравляю! - протянул он руку Виктору.
- Спасибо, - улыбнулся Савиных и пожал ее. Рукопожатие поздравляющего было крепким и недолгим. Лишь когда оно закончилось, Виктор понял, что перед ним стоит сам Гагарин.
- Желаю тебе всегда побеждать, - добавил человек-легенда. Вблизи он ничем не отличался от обычных людей:
Пройдет 14 лет, и инженер конструкторского бюро Королева Виктор Савиных вспомнит этот случай из своей молодости. Это случится, когда он решит вступить в отряд космонавтов и подаст заявление о прохождении медицинской комиссии. К тому моменту у Виктора уже появятся жена и дочка. Они будут горды, узнав, что глава их семьи прошел все испытания.
"Я работал в отделе, которым руководил академик Борис Алексеевич Черток. Занимался разработкой и установкой на космические аппараты оптических приборов для ориентации и навигации космических кораблей. Каждый инженер бюро имел возможность написать главному конструктору заявление с просьбой отправить его в медицинскую комиссию для того, чтобы стать членом отряда космонавтов. Несколько ребят ее проходили. Однажды я тоже написал такое заявление, - вспоминает Виктор Савиных. - Кто мог представить, что я стану пятидесятым советским космонавтом?"
За десять лет в отряде космонавтов Виктор Савиных участвовал в трех полетах. В историю космонавтики навсегда вошло его участие в восстановлении вышедшей из строя орбитальной станции "Салют-7" в 1985 году. Космонавты были вынуждены осуществить стыковку в ручном режиме. После перехода на борт станции они несколько дней работали при температуре ниже нуля.
"Конечно, передача мне факела Гагариным была очень символична, - улыбается Савиных. - Как если бы я получил от него эстафетную палочку".
В общей сложности он провел в космосе 252 суток 17 часов 37 минут и 50 секунд. Выйдя из отряда космонавтов в 1988 году, Виктор Савиных возглавил институт, который когда-то окончил. Сейчас он является его президентом. На его счету несколько книг, учебников и монографий о дистанционном исследовании Земли из космоса. Однако наука не смогла вытеснить из его сердца космонавтику.
"Каждый раз, когда я приезжаю в Звездный городок и вижу молодых космонавтов, я вспоминаю свои ощущения. Тогда мне был 41 год, а теперь 69. Но все равно все было, как вчера. Космонавтика - это величайшее достижение человечества. И я горд тем, что внес в нее свой посильный вклад", - признается Виктор Петрович.