9 мая начал вещание телеканал «История», пополнив тем самым пакет цифровых образовательных каналов ВГТРК, куда уже входили «Моя планета» и «Наука 2.0». А 19 мая будет дан старт долгожданному во всех смыслах проекту под названием «Общественное телевидение России». По уверению главы ОТВР, новый канал в первую очередь будет также просветительским. Что же, пора вздохнуть с облегчением и прекратить бесконечные стенания по поводу того, что образованию в нашей стране никто не уделяет должного внимания?
Давным-давно стало аксиомой, что телевидение выполняет три основные функции: информирует, развлекает, просвещает. Все остальное — вариации. Многие, правда, считают, что главная задача ТВ — все же пропаганда: мол, зомбоящик и все такое. Но это тема отдельного разговора. Нас же интересует еще одно устойчивое мнение, повторяемое в последние годы безостановочно людьми самого разного уровня: современное российское телевидение развлекает-развлекает-развлекает, дозированно информирует и совсем не просвещает.
Так ли это? И правда ли, что раньше было совсем по-другому?
Как известно, регулярное телевещание началось в СССР еще в довоенные годы. И возобновилось в
Первая программа
07.00 — На зарядку становись. 14.00 — «Юный пионер», тележурнал. 17.20 — Учитесь танцевать. «Вальс-гавот». 17.50 — Киножурнал. 18.00 — Народная республика Албания. В странах социализма. 18.40 — Ленин всегда живой! 18.50 — Народный университет. «Великие мастера Возрождения». Тележурнал «Искусство». 20.30 — Оперетта «Акулина». Фильм-спектакль. 22.40 — Последние известия.
Вторая программа
14.30 — «За лесами дремучими». Спектакль Белорусского ТЮЗа. 18.45 — Чайковский, «Воевода». Опера. 20.00 — Мастера художественного слова. Главы из романа А. Толстого «Петр Первый». 20.45 «Соперники за рулем». Х/ф. ГДР.
Мы видим, что телевидение 1955 года в значительной степени было культурно-просветительским. А уже в 1965 году появилась третья программа ЦТ, учебно-образовательная. Позже, с появлением новых частот, она стала четвертой. Ее эфир заполняли лекции по различным отраслям знаний из школьной программы.
В
Настоящий крах поджидал отечественное просветительское ТВ в середине
А поскольку этот процесс происходил на фоне кризисных явлений в академической науке и сфере образования, сторонники конспирологических теорий пришли к выводу, что все это — звенья одной цепи в процессе дебилизации российского электората. Но однажды Первый канал показал несколько серий документального цикла Би-би-си о природе планеты Земля. Не поздно ночью, а в воскресный прайм-тайм. Успех был бешеным. И стало понятно, что познавательное кино можно снимать по-настоящему мощным и весьма прибыльным. Вот только ни денег, ни технических возможностей для этого у нашего ТВ не было. Но тут как раз на телевизионный рынок ворвались кабельные и спутниковые телеканалы. И вполне естественно, что среди наиболее востребованных сразу же оказались Discovery World, National Geographic, Animal Planet...
Сегодня познавательных и особенно образовательных программ на ведущих федеральных каналах по-прежнему крайне мало. В лучшую сторону отличается лишь «Культура». И неудивительно: делать свои масштабные проекты мы так и не научились, а покупать западные — дорого. Но не беда. Теперь перед общественностью, сетующей на отсутствие умного ТВ, уверенно можно отчитаться: вот, на базе нашей компании созданы такой-то и такой-то просветительские каналы. История? Пожалуйста! Мир природы и животных? Без проблем. Да все что только душа пожелает!
Есть только один нюанс: за кабельные и спутниковые каналы надо платить операторам связи. Хорошие знания сегодня стоят хороших денег.
Познавательные телеканалы
«Просвещение» — лекции ученых и мастеров культуры, экскурсии в музеи, фильмы о природе, истории, искусстве.
«Наука 2.0» — достижения российской и мировой науки.
«Моя планета» — путешествия, история, наука.
«24 ТЕХНО» — мир науки и техники.
Discovery World — цивилизация во всех ее проявлениях.
Discovery Channel — программы о жизни человека и животных, путешествия.
Animal Planet — мир животных.
Viasat History — история, судьбы людей.
Da Vinci — познавательный канал для детей и подростков.
«Школьник ТВ», «365 дней ТВ», National Geographic, Viasat Explo-rer, Disсoveri Science и другие.
Глубоких знаний ТВ не дает
Алексей Кривцов, заслуженный учитель
— Если брать мое отношение к телевидению как к источнику знаний в целом, то оно скорее негативное. И я не только о том, что в прошлые годы ТВ было таким же мощным отвлекающим фактором, как теперь интернет. В
Конечно, телевидение значительно расширяло кругозор, в корне меняло мировоззрение. Я помню, как в перестроечные времена ребята, мало интересовавшиеся общественными науками, вдруг стали очень политизированными, начали проявлять интерес к истории. Но программы по истории, которые они тогда смотрели, приводили к полнейшей каше в головах.
Что же касается по-настоящему образовательных программ, то на бесплатных каналах их совсем мало. И никаких глубоких знаний они не дают. Но до той стремительности, с которой систематизированные знания разрушает сегодня интернет, телевидению, конечно, далеко. Быстрые ответы на вопросы даже по школьной программе ученики хотят найти с помощью нескольких кликов. На какой источник они могут попасть, одному богу известно. Что уж говорить о мировоззренческих вопросах, выходящих за рамки программы...
Не суть процесса, а следствие
Наталья Осипова, психолог
— По-настоящему образовательных программ на телевидении мало. В силу своей специфики оно все же первым делом старается удержать зрителя у экрана и лишь вторым — что-то донести до него. Поэтому в основу таких программ часто ложится не суть явления, а его внешние эффектные проявления. Например, рассказывая о глобальном изменение климата, зрителю будут долго показывать наводнения и тайфуны, а не химические данные состава атмосферы, о которых упомянут вскользь. И он запомнит следствие процесса, а не его суть.