Главная Наука и технологии 00:14 16 Августа 2024 25016
Третий лишний

Почему мы так и не увидели в аэропортах пассажирский самолет Ту-204СМ?

Анатолий Журин
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Очередная жесткая посадка в российском авиапроме. На сей раз на Казанском авиазаводе, которому из бюджета выделялись миллиарды на серийный выпуск пассажирского Ту-214. Год назад и заказчик нашелся: «Аэрофлот» подписал договор о намерении закупить первую партию из 11 «Тушек». Такой заказ позволял раскрутить сборочный конвейер. Но не сбылось...

Договор наш национальный авиаперевозчик подписал с двумя условиями. Во-первых, первые пять самолетов поставляются в этом году. Во-вторых, конструкторы оставляют двух пилотов и убирают бортинженера, которого на современных лайнерах давно заменили навигационные приборы. И что мы имеем? Сроки поставок сорваны, а третий лишний остался в кабине. И вот на днях генеральный заказчик сообщил, что отказывается покупать самолеты Ту-214. «Аэрофлот» в обновлении парка теперь делает ставку на иркутский среднемагистральный и долгожданный МС-21. Хотя насчет этой машины пока который год одни разговоры.

А так хочется помочь людям, которые искренне заинтересованы в возрождении традиций отечественного авиапрома, выпускавшего до 100 пассажирских машин в год. К месту будет вспомнить и недавнюю историю, когда в 2010 году ОКБ «Туполев» представило полностью обновленный лайнер Ту-204СМ. Он был начинен самой современной на тот момент авионикой, экипаж сокращен до двух человек. Благодаря использованию новой тормозной системы взлетно-посадочные полосы были укорочены с 2500 до 1900 метров, а новая версия двигателя ПС-90А2 потребляла меньше топлива, укладывалась в нормативы по шуму и экологичности. В воздухе этот самолет сжигает 3170 кг топлива в час — всего на 5% больше, чем современный Boeing 737. В интервью «Труду» замминистра гражданской авиации СССР Виктор Горлов назвал ту модель одной из самых удачных в семействе КБ Туполева.

Почему же мы так и не увидели этот лайнер в аэропортах? Кто-то был очень заинтересован в том, чтобы названный перспективным лайнер не путался под ногами у эффективных менеджеров, активно продвигающих «не имеющую аналогов» машину МС-21. Все силы и деньги ушли туда, а результата мы пока так и не дождались.

Мое обращение к известному в авиационных кругах специалисту не было случайным. Сорок лет назад под его руководством в отрасли формировались технические задания, проводились государственные и эксплуатационные испытания, в перспективные модели внедрялись новейшие достижения авионики. И поднимались в небо самолеты Ил-96, Ту-204, Ил-114, Бе-200, Ту-334, вертолеты Ми-38, Ка-226, Ка-126 и другие. Но почему бы сегодня не вернуться к Ту-204СМ? Тем более этот самолет вдвое дешевле зарубежных аналогов, которые к тому же из-за санкций не купишь.

— Думаю, проблема в импортных комплектующих, — говорит Горлов. — К примеру, установлены двигатели ПС-90А2, а это продукт совместной разработки ОАО «Пермский моторный завод» и американской компании Pratt & Whitney. К тому же этот отличный для своего времени самолет по некоторым характеристикам уступает боингам и эрбасам, которые в процессе эксплуатации постоянно совершенствуются, модифицируются. С другой стороны, и у Ту-214 непростая ситуация с созданием собственных комплектующих взамен импортных. Никто не скажет, когда он поступит в авиакомпании, какие еще затраты на это потребуются.

Вопрос, почему выбрали Ту-214, а не Ту-204СМ, как оказалось, заинтересовал многих специалистов в области гражданской авиации. Вот только несколько мнений.

«В СССР такие самолеты уже бы летали, и мы бы не парились о конкуренции. Пока летали — разрабатывали бы новые усовершенствования. А сейчас все стоит на месте. Что мешает параллельно выпускать разные модели?»

«По сути, то, что было в Ту-204СМ, сейчас пихают в Ил-96-400: авионику на два человека и движки ПС-90А-3. Так что непонятно, почему не делают на этой основе Ту-214».

«Модернизация Ту-204 была внезапно прекращена в 2019 году, несмотря на указания президента (ну не контролируется у нас исполнение указаний). После чего сразу же были порезаны стапели для их производства в Ульяновске. И почему же надо начинать теперь в Казани с нуля, а где накопленные наработки и технологии?»

«В советское время наш завод делал параллельно три типа самолетов: Ил-62, Ту-22м и Ту-160. До 50 лайнеров в год. Было 30 летчиков-испытателей. Сейчас один экипаж облетает и приемку делает, что в принципе недопустимо. Один Ту-214 сейчас делают два года — позорище! А еще брежневские времена называют застоем...»

Так все-таки шанс вернуться к Ту-204СМ есть или самолет действительно безнадежно устарел? Вот выдержка из недавнего интервью совсем не стороннего человека, главного конструктора Ту-204 Олега Алашеева:

— Если брать версию Ту-204СМ, которую мы сделали, сертифицировали, а потом на нем поставили крест, то в момент производства он не уступал зарубежным аналогам. Это современная и, главное, в основном отечественная машина. В производстве ее было задействовано лишь 12% иностранных поставщиков. Почему не начать производство немедленно? Проблема в том, что сейчас ульяновских авиастроителей переподчинили «Ильюшину». Завод теперь не самостоятельное предприятие. Там больше нет такого директора, как Виктор Васильевич Михайлов, который был жестким организатором и исключительно компетентным инженером. При нем в Ульяновске Ту-204 разной модификации выпустили больше 60 штук. Сейчас директоров в Ульяновске я уже перестал считать. Они меняются каждый год, уходят, не успев ни с кем толком познакомиться. Нужна политическая воля: просто принять решение, что Ульяновску следует в кооперации с Казанью выпускать самолет Ту-204СМ. Я ответственно заявляю, что это отличная машина. Таких можно выпускать до сотни в год, если подобрать компетентных специалистов.

— В любом случае, — убежден Виктор Горлов, — надо задействовать то, что уже есть. Кто именно определяет выбор для производства сегодня той или иной техники? Есть к ним доверие? Смотришь и диву даешься, сколько у нас знатоков авиации, на поверку даже не представляющих, что такое самолет. Ну, например, в головном отраслевом институте ГосНИИ ГА, на исследования которого мы опирались, выбирая технику, сменились последовательно три руководителя, не имеющих никакого отношения к авиационной науке! Просто нужные кому-то люди, которых надо было где-то пристроить. И как от них ждать грамотных рекомендаций для формирования необходимого стране воздушного флота?..

Источник процессов, приведших к образованию столь гигантской структуры, находится на обратной стороне звезды и недоступен для наблюдения, отметили ученые 

Фото: https://ru.wikipedia.org

Гигантский протуберанец – плазменное образование, зародившееся на поверхности Солнца – сформировалось в ночь на четверг, 20 ноября и оторвалось от звезды. Об этом сообщили представители лаборатории солнечной астрономии Института...

По опросам, более 20% наших граждан одобряют обход блокировок интернета - прежде всего молодежь

Евгений Акатов
Труд
Изображение: Freepik

Россиян все больше беспокоят блокировки мобильного интернета и звонков в привычных мессенджерах. А по опросам ВЦИОМа, 22% наших граждан одобряют обход блокировок в Сети — прежде всего молодые. В целом же...

Похоже, мыльный пузырь под названием «Самолет «Байкал» окончательно лопнул. Будут ли наказаны те, кто его надувал?

Анатолий Журин
Труд
Наши эксперты давно отмечали, что замена легендарному трудяге Ан-2 выбрана сомнительная. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Похоже, создатели легкомоторного самолета «Байкал» окончательно заигрались, выбивая под свой проект бюджетные миллиарды и раздавая обещания властям, партнерам и заказчикам. Наро-Фоминский машиностроительный завод подал...

Барри Уилмор и Сунита Уильямс вместо запланированных восьми дней были вынуждены провести на орбите полгода – из-за поломки корабля Starliner 

Фото: Фото: www.nasa.gov

Основатель американской космической компании SpaceX, миллиардер Илон Маск в очередной раз принял участие в записи подкаста популярного американского комика и телеведущего Джо Рогана. В ходе этой беседы он озвучил подробности истории с застрявшими...

Тремя днями ранее президент РФ Владимир Путин рассказал об испытаниях самого «Посейдона», прошедших «с огромным успехом»
Кадр видео Минобороны РФ

Атомная подводная лодка «Хабаровск» – носитель подводного оружия, в том числе роботизированных средств различного назначения и управляемых суперторпед «Посейдон» – спущена на воду в Северодвинске. Об этом...

Наука и технологии 00:01 / 21 Ноября 2025 3727
Технопарк

Инженеры изобрели дрон, работающий на солнечной энергии

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Дрон, работающий на солнечной энергии. Фото из открытых источников

Люди всегда завидовали птицам, и вот 21 ноября 1783 года состоялся первый в мире полет человека на воздушном шаре, изобретенном братьями Монгольфье. С той поры человечество вполне освоилось в небе, но поискам...

И эта штучка называется ИИ. Именно «искусственный интеллект» помог ворваться в топ-30 певице, которой не существует на свете

Надежда Гужева
Труд
Певица Ксания Моне и ее автор – поэтесса Талиша Джонс. Фото из открытых источников

Недавно в музыкальном мире разразился скандал. Певица Ксания Моне с композицией «Откуда мне было знать?» попала топ-30 в радиочартах Billboard. Казалось бы, что тут такого? Но все дело в том, что такой...

Наука и технологии 00:01 / 07 Ноября 2025 3380
Технопарк

В Москве один из самых больших парков электробусов в мире

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: © Belkin Alexey, globallookpress.com

Вчера был, можно сказать, двойной праздник у российского транспорта. Напомню: 6 ноября 1930 года вступил в строй Московский автосборочный завод имени КИМ, который потом производил автомобили марки «Москвич». А спустя...

В самоцвете, хранящемся в калининградском Музее янтаря, покоится букашка возрастом 37 миллионов лет

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Фото: Martin Siepmann/imagebroker.com, globallookpress.com

Под Калининградом добыт янтарь весом 2,374 кг. Его так и назвали — «Рекордсмен». Есть надежда, что в текущем году Калининградский янтарный комбинат поставит еще один рекорд: предприятие сможет впервые добыть...

Этот Ил-14 доживает свой век в Якутии

Ольга Лернер
Труд
Фото из открытых источников

Этот Ил-14 когда-то числился как «борт № 1», предназначенный для путешествий лидера СССР Никиты Хрущева. И оборудован был соответственно: мягкие кресла и диваны, большой стол, панели из благородного дерева. А теперь...

Число лукавых слов в нашем новоязе растет: вслед за «хлопком» и «иноагентом» появились «замедление» и «блокировка»

Ирина Хмара
Труд
Власти - по их словам - не желают потакать американской экстремистской компании Meta. Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Жизнь рядового россиянина тоже заметно изменилась: еще не так давно можно было бесплатно позвонить друзьям через мессенджер в другой город или, страшно сказать, в другую страну и от души поговорить о том о сем,...

Ядерная авиация страны официально приняла ее на вооружение 10 ноября

Фото: @Armees_Gouv

Французские военные впервые продемонстрировали новую модификацию крылатой ракеты воздушного базирования с ядерной боевой частью ASMPA-R (Air-Sol Moyenne Portée Amélioré Renove). Как стало известно обозревателям TWZ,...

Как пояснили в ведомстве, решение принято из-за растущего числа случаев мошенничества 

Фото: © Elena Mayorova, globallookpress.com

Минцифры приняло решение постепенно упразднить подтверждение входа на портал и в приложение «Госуслуги» через СМС. Об этом в пятницу, 5 декабря сообщает ТАСС. Пока мера будет касаться только входа через мобильные устройства, пояснили...

Аферисты начали создавать поддельные сайты, имитирующие площадки для сбора вопросов к главе государства 

Фото: Jens Kalaene, globallookpress.com

Новость о том, что в России начался прием вопросов к большой пресс-конференции президента России Владимира Путина, которая в этом году будет совмещена с прямой линией, начали использовать мошенники, придумавшие очередную схему обмана граждан....

Ранее в Сети появились записи разговоров спецпосланника Трампа Стивена Уиткоффа с помощником Путина Юрием Ушаковым и главой РФПИ Кириллом Дмитриевым 

Фото: © Matthias Balk, globallookpress.com

Поводом для принятия решения о возможных крайних мерах – полной блокировки – в отношении мессенджера WhatsApp (принадлежит американской компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена – TRUD.RU) может стать...

Член думского комитета  по обороне Андрей Колесник призвал страны Запада готовиться к войне или нормальным отношениям с Россией 

Космический аппарат «Можаец». Фото: https://ru.wikipedia.org

Россия всегда создает современное оружие и опережает Запад в космических технологиях. Об этом в пятницу, 12 декабря заявил обозревателям «Ленты.ру» член комитета Госдумы по обороне Андрей Колесник. Так он прокомментировал...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?