Какой вопрос или фамилию из отечественной истории ни возьми, будь то Ленин, Сталин, Хрущев или маршал Жуков, мнения тут же разделяются на диаметрально противоположные. И что же нас тогда может объединять? Над этим задумываются и разработчики концепции единого учебника истории. На их встрече с Владимиром Путиным обсуждались работа над пособием и общественная реакция на нее.
Андрей Сахаров, доктор исторических наук, профессор
— Проще найти консенсус по истории древнего мира, даже по истории XIX века. Но куда сложнее век XX. Разнятся оценки Сталина, Хрущева, перестройки... Единый учебник, возможно, сгодился бы для спокойного общества. В наших условиях это почти невозможно. Возмущения в обществе не избежать, кто бы и что бы ни изложил в этом учебнике.
Сергей Шаргунов, писатель
— Я против бесконечного возвращения к распре между красными и белыми, между Котовским и Деникиным. История есть целостное явление, череда взаимосвязанных и осмысленных фактов. Но сегодня Россия слишком увязла в спорах о былом. А учебник... Дело даже не в нем. Личность учителя — вот главное.
Валерий Леонов, директор библиотеки Академии наук, Санкт-Петербург
— Единый учебник — утопия. Тот же Карамзин во многом был субъективен. История дает только уроки, но ничему не учит. Нужно иметь несколько учебников. Сейчас не время для «Краткого курса ВКП (б)». Как говорил Александр II, «управлять Россией сложно, но совершенно бесполезно». Важно разобраться, научиться ориентироваться в своем прошлом. Но координировать издание учебной литературы должны только профессионалы. Увы, наш народ разобщен, и для его объединения потребуются десятилетия.
Андрей Демидов, сопредседатель профсоюза «Учитель»
— Наблюдаю общее негативное отношение учителей к идее единого учебника. Это не капризы. Научных аргументов для создания такого учебника нет. Зато так легко наступить на старые грабли идеологической мертвечины. Только цивилизованная дискуссия сможет объединить нацию вокруг истории, сформировать активных граждан. Беспокоюсь, что наличие нескольких точек зрения признают «дезориентирующим» учеников. А гуманитарные дисциплины мало приспособлены к единообразию.