Главная Культура Афиша 00:10 17 Октября 2025 3340
Увидеть свет в конце туннеля

Евгений Миронов исполнил главную роль в спектакле мотивам повести Л.Толстого «Смерть Ивана Ильича»

Анна Чепурнова
Фото: Театр Наций

Президент Александринки Валерий Фокин дебютировал в Театре Наций, поставив спектакль по мотивам повести Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича». Главную роль исполнил худрук театра Евгений Миронов, по такому случаю впервые выступивший на Малой сцене.

Постановка об одиночестве накануне кончины получилась не только щемящей и пронзительной, но и светлой в финале. 45-летний судебный чиновник Иван Ильич жил себе «приятно и прилично», радовался повышению по службе и новой квартире, но неожиданно заболел. А когда стало ясно, что дни сочтены, то запаниковал — настало время подводить итоги.

С самого начала зрителей спектакля «Обыкновенная смерть» настраивают на соответствующий лад: на сцене декорация мрачнее некуда — почти безлюдный ритуальный зал с пустым катафалком и вазами с цветами, около которых суетится суховатая сестра Ивана Ильича (Елена Морозова). Вносят гроб, за ним входят жена, и взрослая дочь покойного в трауре (Марьяна Спивак и Глафира Лебедева), и трое сослуживцев чиновника по судебной палате — не старых, но уже лысых и так похожих друг на друга, что даже крестятся в унисон. Начинается прощание, на котором, как и на всяких похоронах, время течет убийственно медленно. В этот трагический момент покойник поднимается из гроба и начинает рассказывать историю своей жизни.

Иллюстрирует рассказ, загримированный под Евгения Миронова актер Леонид Тимцуник. К слову, тема двойничества — одна из любимых у Валерия Фокина, она встречается в его творчестве не раз.

В спектакле не единожды повторяется сцена начала болезни, момент, когда главный герой влезает на стремянку повесить гардину и оступается. Роковая мелочь, приведшая к трагическому исходу. Иван Ильич мысленно постоянно возвращается к этому мигу: досадная случайность, которая стоила жизни: именно после падения с лестницы и возникла нарастающая боль в боку. Больной ведет нескончаемый внутренний монолог, задавая классический мучительный вопрос: «Почему я?!»

Миронов играет ужас и одиночество человека перед лицом вечности. Героя никто не понимает, а его раздражает все. Особенно отдалившиеся родные. Им чужды страдания умирающего: жене и дочери Лизе хочется принимать гостей, смотреть в театре на Сару Бернар, веселиться, а приходится соболезновать и стараться не выглядеть слишком уж оживленными.

У Лизы роман с молодым человеком, которого одобрял сам расчетливый Иван Ильич. Но теперь он уже так далек от всего житейского, что садится на судно прямо в присутствии потенциального зятя. После этого дочь закатывает истерику, а молодой человек бросается к выходу, прихватив с собой от испуга то самое судно.

Карикатурен и доктор (Авангард Леонтьев), с умным видом повторяющий «у вас то-то и то-то», не умеющий правильно определить болезнь, но исправно берущий свой высокий гонорар — проблемы с медициной, кажется, вечны.

Как ни странно, ближе всех Ивану Ильичу оказывается ходящий за ним мужик Герасим. В исполнении Никиты Волкова он — олицетворение силы и здоровья, но этот человек, в отличие от родственников, не врет смертельно больному, что тот скоро выздоровеет, и не страдает от необходимости в угоду ему менять привычки.

Впрочем, в одной из сцен в горячечном бреду главному герою абсолютно все вокруг кажутся творящими вакханалию чудовищами, исполняющими дикий танец. Разочарование в близких приводит Ивана Ильича к нестерпимой мысли о том, что он жил неправильно. И только в воспоминаниях о своем детстве герой находит утраченную чистоту. Символом этого времени становится сын умирающего, гимназист. Именно мальчик понимает отца лучше всех в семье. Ребенок стоит в луче света у гроба на авансцене во время поминального застолья, где разговоры опять перемещаются от покойного к новостям театра.

Финалом спектакля становится смерть Ивана Ильича. После долгих страданий он нравственно перерождается. Раздражение уходит, появляется сострадание к близким, которых он оставляет. Задник сцены загорается белым — как свет в конце тоннеля и символ просветления в душе героя. С этим светом он и покидает бренный мир.

Афиша 00:01 / 24 Октября 2025 4695
Очарование Поднебесной

В выставочном зале Библиотеки им. Д.В. Давыдова открылась выставка «Путешествие в Китай»

Ирина Свиридова
Труд
Свой стиль Артем Резчиков определяет как «спонтанный артиллеризм», а инсталляция Андрея Мещерякова представляет современное прочтение символов. Фото автора

В районе Шелепихи, в двух шагах от башен «Москва-Сити» с их бешеным ритмом, открылась, пожалуй, самая медитативная выставка «Путешествие в Китай». В экспозиции представлены произведения...

Нынешней осенью московские музеи готовы удивить и порадовать даже искушенных зрителей

Елена Широян, искусствовед
Труд
А.А. Дейнека. Футболист. 1932. Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки. Фото: Сайт Третьяковской галереи

В выставочных залах — и эхо дальних стран, и раритеты, истомившиеся в запасниках, и классики, заждавшиеся персональных выставок, и экзотика. Ну кто бы мог подумать, что москвичи пойдут приобщаться к искусству Вьетнама и Северной Кореи? А ведь,...

Афиша 00:10 / 24 Октября 2025 3897
Вася Кузякин и голуби

Пермский театр «У Моста» привез в столицу пьесу Владимира Гуркина «Любовь и голуби»

Любовь Лебедина
Труд
Фото из открытых источников

Пермский театр «У Моста» часто гастролирует в Москве. На этот раз он показал в Театральном центре «На Страстном» хорошо известную пьесу сибирского автора Владимира Гуркина «Любовь и голуби»,...

В спектакле Театра им. Ермоловой детский писатель предстает фигурой скорее трагической

Анна Чепурнова
Труд
Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

Театр имени Ермоловой открыл юбилейный, 100-й сезон премьерой «Чуковский». Главную роль блестяще сыграл вернувшийся в Россию Данила Козловский. В качестве драматурга, режиссера и художника выступил Савва Савельев....

Музеи Московского Кремля представили выставку, приуроченную к 300-летию со дня кончины Петра Великого

Елена Широян
Труд
Печальная зала Петра I в Зимнем дворце. Фото: Сайт ММК

В этом году среди памятных дат — 300-летие со дня кончины Петра Великого. Первый русский император был удостоен множества выставок, но ни одна не говорила отдельно о торжествах, связанных с его погребением....

На выставке в центре «РОСИЗО» оживает весь Эйзенштейн, выдающийся советский режиссер, новатор и теоретик кино

Дарья Вязева
Труд

В залах центра «РОСИЗО» проходит выставка «Сергей Эйзенштейн. Бесконечный человек». В совместном с Музеем кино проекте представлен выдающийся советский режиссер, новатор и теоретик кино, чьи фильмы...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?