Президент Александринки Валерий Фокин дебютировал в Театре Наций, поставив спектакль по мотивам повести Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича». Главную роль исполнил худрук театра Евгений Миронов, по такому случаю впервые выступивший на Малой сцене.
Постановка об одиночестве накануне кончины получилась не только щемящей и пронзительной, но и светлой в финале. 45-летний судебный чиновник Иван Ильич жил себе «приятно и прилично», радовался повышению по службе и новой квартире, но неожиданно заболел. А когда стало ясно, что дни сочтены, то запаниковал — настало время подводить итоги.
С самого начала зрителей спектакля «Обыкновенная смерть» настраивают на соответствующий лад: на сцене декорация мрачнее некуда — почти безлюдный ритуальный зал с пустым катафалком и вазами с цветами, около которых суетится суховатая сестра Ивана Ильича (Елена Морозова). Вносят гроб, за ним входят жена, и взрослая дочь покойного в трауре (Марьяна Спивак и Глафира Лебедева), и трое сослуживцев чиновника по судебной палате — не старых, но уже лысых и так похожих друг на друга, что даже крестятся в унисон. Начинается прощание, на котором, как и на всяких похоронах, время течет убийственно медленно. В этот трагический момент покойник поднимается из гроба и начинает рассказывать историю своей жизни.
Иллюстрирует рассказ, загримированный под Евгения Миронова актер Леонид Тимцуник. К слову, тема двойничества — одна из любимых у Валерия Фокина, она встречается в его творчестве не раз.
В спектакле не единожды повторяется сцена начала болезни, момент, когда главный герой влезает на стремянку повесить гардину и оступается. Роковая мелочь, приведшая к трагическому исходу. Иван Ильич мысленно постоянно возвращается к этому мигу: досадная случайность, которая стоила жизни: именно после падения с лестницы и возникла нарастающая боль в боку. Больной ведет нескончаемый внутренний монолог, задавая классический мучительный вопрос: «Почему я?!»
Миронов играет ужас и одиночество человека перед лицом вечности. Героя никто не понимает, а его раздражает все. Особенно отдалившиеся родные. Им чужды страдания умирающего: жене и дочери Лизе хочется принимать гостей, смотреть в театре на Сару Бернар, веселиться, а приходится соболезновать и стараться не выглядеть слишком уж оживленными.
У Лизы роман с молодым человеком, которого одобрял сам расчетливый Иван Ильич. Но теперь он уже так далек от всего житейского, что садится на судно прямо в присутствии потенциального зятя. После этого дочь закатывает истерику, а молодой человек бросается к выходу, прихватив с собой от испуга то самое судно.
Карикатурен и доктор (Авангард Леонтьев), с умным видом повторяющий «у вас то-то и то-то», не умеющий правильно определить болезнь, но исправно берущий свой высокий гонорар — проблемы с медициной, кажется, вечны.
Как ни странно, ближе всех Ивану Ильичу оказывается ходящий за ним мужик Герасим. В исполнении Никиты Волкова он — олицетворение силы и здоровья, но этот человек, в отличие от родственников, не врет смертельно больному, что тот скоро выздоровеет, и не страдает от необходимости в угоду ему менять привычки.
Впрочем, в одной из сцен в горячечном бреду главному герою абсолютно все вокруг кажутся творящими вакханалию чудовищами, исполняющими дикий танец. Разочарование в близких приводит Ивана Ильича к нестерпимой мысли о том, что он жил неправильно. И только в воспоминаниях о своем детстве герой находит утраченную чистоту. Символом этого времени становится сын умирающего, гимназист. Именно мальчик понимает отца лучше всех в семье. Ребенок стоит в луче света у гроба на авансцене во время поминального застолья, где разговоры опять перемещаются от покойного к новостям театра.
Финалом спектакля становится смерть Ивана Ильича. После долгих страданий он нравственно перерождается. Раздражение уходит, появляется сострадание к близким, которых он оставляет. Задник сцены загорается белым — как свет в конце тоннеля и символ просветления в душе героя. С этим светом он и покидает бренный мир.