Главная Культура 21:55 18 Февраля 2014 5725
«Заводить вторую семью бессмысленно и бесперспективно»

К своим 70 знаменитый кинодраматург Александр Бородянский сочинил почти столько же фильмов

Владимир Сергеев

Исполнилось 70 лет самому плодовитому российскому кинодраматургу Александру Бородянскому. Картины по его сценариям награждались на отечественных и международных кинофестивалях и трижды номинировались на «Оскар». Но даже если б наград и не было, зрители бывшего СССР не перестали бы пересматривать эти фильмы и цитировать фразы из них. Но Александра Бородянского интересно и слушать — на лекциях, в личном общении. Он не ведет пустых разговоров «об искусстве», как многие кинематографисты. Без позерства и желания подчеркнуть свою значимость Бородянский отвечает на вопросы умно и подробно. Ценит тонкий юмор, к собеседнику относится уважительно.

— Положение мэтра кинодраматургии, дважды усиленное Госпремией вкупе с профессорством во ВГИКе и солидным юбилеем, изменяет течение жизни в сторону размеренности и делания глобальных выводов?.. Чем сейчас заполнены ваши дни?

— Ха-ха-ха... Я не ощущаю себя мэтром. Мне иногда смешно, что я лауреат, что мне уже 70 лет. Размеренность проявляется в том, что давно уже не посещаю презентаций и пышных мероприятий, а в молодости сиживал в хорошей компании на банкете после премьеры. Я уехал из Москвы 11 лет назад и поселился посреди шикарной истринской природы. Первое время сидел на террасе, смотрел по сторонам: «Во, как здорово — лес кругом!» Но потом стало не до наслаждений природой. В деревне кто-то разве наслаждается? В деревне работают. Летом траву кошу газонокосилкой и триммером (если меж деревьев). В особо снежные зимы иногда по пять раз за день снег убираю. Мне многие говорят: «Зачем сам-то? Найми таджика». Надо ведь и дрова колоть. Хотя у меня отопление, но есть и печка в резерве. Дом нужно время от времени ремонтировать. Если нет прислуги, то дом требует постоянного присмотра. А у меня прислуги никогда и не было: сам все делаю. Поэтому мой день состоит из написания сценариев, уборки снега, проверки батарей, преподавания во ВГИКе по субботам и прогулок с моим золотистым ретривером.

— Бородянский и кино снимал как режиссёр, и играл в фильмах как артист, даже в картине «Москва слезам не верит» появился. Получается, изучил все тонкости кинопроцесса?

— Ничего я ещё не изучил. А снимался у друзей. Чего не сняться-то у хорошего режиссёра Володи Меньшова? Он сказал, что я с моей тогдашней бородой прямо-таки похож на научного сотрудника. У меня вначале и речь была по роли. В кадре я там поздравляю Баталова и шашлык жарю на поляне в Архангельском (парковый ансамбль, рядом с которым находились дача Косыгина и ресторан «Архангельское», гудевший от наплыва артистов, спортсменов, цеховиков и детей партдеятелей – В.С.). Мы три дня снимали эту сцену, и я три дня шашлыки на всех готовил.

— В фильмах по Вашим сценариям часто снимались Брондуков, Куравлёв, Людмила Иванова, Пятков и некоторые другие. Это совпадения или Вы предлагаете актёров режиссёрам?

— По-разному бывает. В советские годы мы с моими друзьями-режиссёрами обсуждали это вместе. У меня, слава Богу, со многими режиссёрами было взаимопонимание. Борю Брондукова любили многие, а мы к тому же дружили, Людмила Иванова – яркая и самобытная актриса.

— А вот, например, кандидатура Садальского, блеснувшего в эпизоде «Человека с аккордеоном», была выбором сценариста или режиссёра?

— Опять-таки обоюдное согласие. Николай Досталь предложил ему роль, потому что считал хорошим актёром. А мне Стас понравился как неординарный и интересный актёр; да и человек он был тогда скромный – с некоей доверчивостью и весёлым нравом. Мне вообще импонируют люди с чувством юмора – не балагуры и хохмачи (это как раз не чувство юмора), а те, у кого весёлый нрав без занудства. Я пригласил Садальского именно как интересного актёра ещё в 1978-м в картину «Кот в мешке», что снимал по моему сценарию Егор Щукин. Стас в молодости не был таким, как сейчас, публичным тусовщиком.

— Вы смотрите современное отечественное игровое кино?

— Практически нет. Я смотрю документальное кино и спорт.

— Когда в 2011-м на выборгском кинофестивале «Окно в Европу» не смогли выявить фильм, заслуживающий главного приза, кинематографисты все чаще стали говорить, что в российском кино талантливых открытий нет. Нынешние студенты ВГИКа подают надежды?

— Сегодня многие студенты, еще не начавши учиться, уже считают себя гениями — последствия современных умонастроений. С открытиями очень сложно. Во-первых, те, кто сами себя считают таковыми, развиваться в профессии не будут. А во-вторых, предугадать трудно. Например, человек считался открытием во ВГИКе, а потом вообще ничего не сделал. Или же раскрылся только после института. Вы думаете, что я и «Афоня» были открытием во ВГИКе? У меня эту курсовую работу приняли и тут же забыли о ней. А уж когда я первую премию за нее получил на конкурсе сценариев о рабочем классе, тогда все заговорили: «О! Это открытие». Так что в плане открытий все условно, и они редко бывают.

— На сценарный факультет идут в основном способные люди или те, кто мечтают о модной профессии и больших заработках? И зачем идут?

— Не знаю, зачем они идут... Тут дело не в одной моде. В середине 1990-х вообще конкурса не было — полтора-два человека на место, и я переживал, что у этих ребят не будет работы. А сегодняшний поступательный бум породили сериалы. Все хотят прославиться и зарабатывать деньги. Плюс реклама в СМИ о престижности кинематографической жизни и о том, что у нас теперь снимают, как в Голливуде. Вот студенты и помешаны на Голливуде и думают, что первая ступень его завоевания — это ВГИК.

Александр Бородянский и Алексей Баталов во время съемок. Фото из личного архива Александра Бородянского

— Эдуард Володарский говорил, что не видит большого будущего в российской драматургии, а Олег Табаков признался Владимиру Познеру, что хороших сценаристов в России не более десятии.

— Ну, в принципе, они оба правы. А что, настоящих и хороших писателей у нас больше, или поэтов, или тех же театральных драматургов? К сожалению. Откуда им взяться, если все дозволено, и нет, как раньше, редакторов Госкино, нет сдерживающих факторов и высокой планки мастерства.

— Значит, институт киноредактуры зря отменили?

— Зря. Большинство редакторов в советском кино были профессионалами. Некоторые боялись потерять работу и поэтому искали и находили в фильмах действительные и мнимые угрозы для советской власти. Но многие среди них — нормальные и совестливые люди, к тому же и по драматургии, и по профессии являлись знатоками дела. А от идеологии куда им деваться? Одна редакторша как-то призналась: «Да мне вся эта идеология по фигу. Вот бы мужика найти для постоянных отношений!» Сейчас среди редакторов на телеканалах больше абсолютных непрофессионалов. Кино заказывают продюсеры, ставят свои требования, зачастую очень примитивные, связанные лишь с мечтами о большой прибыли. Недавно я по заказу одного канала написал сценарий для сериала. Сразу предупредил: «Формат ваш не понимаю, понимать не хочу и подстраиваться не буду». Отвечают: «Ну, нарушьте формат». Вот я и нарушил, и теперь они сокрушаются, что сценарий такой хороший, но неформатный. Не говорю, что получился выдающийся сериал, но он хотя бы необычный, не штамповка. Но зрителей настолько приучили к заурядности, что люди отвыкли от нестандартных фильмов и с трудом воспринимают их. А те, кто ценит незаурядность, уже вообще не ждут от кино чего-то интересного. В той же Америке (на которую принято равняться) учитывают интересы аудитории и делают фильмы на любой вкус. А у нас твердят одно: «Мы делаем для домохозяек!» Так в стране не все домохозяйки. Да и среди домохозяек не все такие, как эти продюсеры себе представляют.

— Возвращаясь к юбилею, предположу, что масштабное празднование в Доме кино или ЦДЛ не планируется?

— Правильно предполагаете. Все в узком семейном кругу. Близким друзьям с их женами всегда рад.

— Кстати, о женах. У вас ведь с Татьяной Дмитриевной в этом году еще и юбилей совместной жизни?

— Да уж. С одной женой 45 лет. Вторую семью не собираюсь заводить. Это бессмысленно и бесперспективно. (Смеется.) У меня многие друзья разводились, в том числе мой покойный младший брат. Бывает, конечно, второй брак счастливый, но очень редко. Как говорится, шило на мыло меняешь. Удивительно, что разводящиеся находят снова таких женщин, как бывшая жена. Это уже на подсознательном уровне. Брат как раз и женился вторично точно на такой же по характеру женщине. Они даже внешне похожи были!

Я ему по этому поводу рассказал анекдот об Абрамовиче из Одессы. Знаете? В 1905-м в Одессе, на Дерибасовской сидел в ларьке еврей Абрамович и продавал сельтерскую воду (дореволюционное название минеральной воды). А брат его был большевиком и прятал в этом ларьке листовки. Полиция нашла их, и торговца в Сибирь отправили ни за что. Вернулся в 1917-м. Ему, как политзаключенному, дали хорошую должность. Но в 37-м репрессировали, и — снова в Сибирь. Освободили в 56-м, и он уехал в Киев к дочери. Стал опять сельтерской торговать. Подходит прохожий:

— Извините, вы Абрамович, который в 1905-м на Дерибасовской торговал, а потом сидел, как большевик?

— Я...

— Так стоило революцию устраивать, чтобы переехать из Одессы в Киев и снова воду продавать?..

Досье

Бородянский Александр Эммануилович. Сценарист, кинорежиссер, актер, лауреат Государственной премии РСФСР и Госпремии РФ, заслуженный деятель искусств РФ. Родился 3 февраля 1944 г. в Воркуте. Автор сценариев 60 кинофильмов (среди которых: «Дамы приглашают кавалеров», «Мы из джаза», «Город Зеро», «Зимний вечер в Гаграх», «Цареубийца», «Ворошиловский стрелок»).

В 1974–1977 годах — главный редактор Творческого объединения комедийных и музыкальных фильмов «Мосфильма»; с 1998-го — член правления киноконцерна «Мосфильм»; с 2002-го — вице-президент Национальной академии кинематографических искусств и наук России.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3343
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3242
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3103
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...

На инстинкт продолжения рода наше воинственно настроенное телевидение влияет крайне пагубно

Сергей Беднов
Труд
Такое ощущение, что легендарное «Обязательно бахнем» вот этого персонажа фильма «ДМБ» стало лозунгом всех крупных российских каналов

Год назад Госдума признала нацпроект «Демография» проваленным. Ни маткапитал, ни льготы так и не подвигли неблагодарных россиянок на продолжение рода. Повздыхав, депутаты принялись выдумывать новые заманухи...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?