Главная Культура 00:18 18 Апреля 2025 4637
«Бросил музыку и стал дирижером»

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все это задумал, организовал и воплощает в жизнь вот уже три с лишним десятилетия маэстро Александр Яковлевич Канторов, отметивший недавно свой 78-й день рождения. Создатель и руководитель государственного симфонического оркестра «Классика», он настоящий музыкальный просветитель. Благодаря общедоступным концертам, которые он сам же и ведет, количество поклонников «высокой музыки» растет, в том числе и среди молодежи.

— Скептики утверждают, что классическая музыка свое отжила, а ваших музыкантов встречают полные залы...

— Да, на выступлениях нашего оркестра пустых кресел не наблюдается, чему я бесконечно рад. А идею общедоступных концертов подсказал, возможно, сам того не ведая, писатель Даниил Гранин, большой поклонник симфонической музыки. Однажды, побывав в очередной раз на нашем концерте, он сказал: «Это та радость, которой нам так часто не хватает в жизни». Вот мы и стараемся этой радостью делиться как можно чаще. Сегодня из-за дорогих билетов далеко не все имеют возможность посещать оперные театры, ту же филармонию. А сколько тех, кто не знает великих творений Бетховена, Моцарта, Россини, Грига, Дворжака, Шопена, считает их музыку «сложной». Разве справедливо? Это все равно что лишить человека возможности любить — обречь его на блеклую, пресную жизнь. А на наши концерты можно прий-ти всей семьей. Радуюсь, когда вижу в зале родителей с детьми, с бабушками, дедушками. При нынешних ценах на билеты подобное практически невозможно.

— Во время концерта вы доверительно общаетесь с публикой, что не принято там, где звучат симфонии. И даже шутите на музыкальные темы. Интересно, над чем смеются музыканты?

— Тут есть специфика. У французского композитора Эрика Сати, например, есть произведение с говорящим названием «Бюрократическая сонатина». Сен-Санс написал сюиту «Карнавал животных» с номером «Умирающий лебедь», ставшим балетным благодаря Михаилу Фокину и прославивший балерину Анну Павлову. Хотя у композитора лебедь и не думал умирать, он самодовольно демонстрировал свою красоту слушателям — в этом была ирония автора. А в опере Римского-Корсакова по сказке Пушкина «Золотой петушок» царь Додон выдавливает из себя любовное признание на мотив песенки «Чижик-Пыжик». Разве не забавно? И, конечно, смело для своего времени.

Я со сцены в коротких паузах между номерами общаюсь со слушателями. В антракте выхожу в фойе. Приходилось брать в руки микрофон, чтобы рассказать «новобранцам классики» об исполняемых произведениях. Хочется, чтобы они понимали, о чем музыка, в чем ее смысл.

— Но нынешнее молодое поколение, выросшее на разного рода шоу, преимущественно развлекательных, едва ли в состоянии понять классику.

— Ерунда. Это неправда, что творения великих композиторов слишком сложные для восприятия. Посмотрите, какие радостные лица у тех же школьников в зале, как живо они воспринимают музыку! Ребята постарше, студенты, те действительно избалованы шоу. Сидеть спокойно на музыкальных вечерах не умеют, начинают елозить в креслах, им привычнее что-нибудь с подтанцовками. Но через какое-то время и до них доходит музыка, непонимание исчезает. Скучающих не остается, лица светлеют, настроение на подъеме. Как-то услышал от слушательницы, покидающей зал: «Первый раз не чувствовала себя дурой на симфонической музыке». Такое признание дорогого стоит.

— Ваш оркестр создавался в родном Петербурге, где вы окончили консерваторию по классу скрипки, играли в филармонии в оркестре Юрия Темирканова, гастролировали по всему миру. А потом вдруг такой вираж в карьере. Почему?

— В нашем городе всегда было много молодых талантливых музыкантов и мало оркестров. А я к концу 80-х получил второй диплом — дирижерский. Хотелось самостоятельности. Узнал, что в Кургане есть все условия для работы, но нет музыкантов. Съездил туда. Договорился с местной филармонией, что буду приезжать к ним с камерным коллективом в 20 человек, выполнять за 10 дней норму по концертам — и назад, домой. Так и работали. Пока я, мечтая о большом оркестре, не познакомился с директором одного крупного питерского предприятия. Шел как-то по Невскому, озабоченный идей выпуска первой нашей пластинки. Смотрю — вывеска солидная. Зашел на удачу. Директор встретил приветливо. Рассказал ему о пластинке, заодно и о мечте создать большой коллектив, чтобы исполнять классическую музыку. На счастье, директор оказался большим любителем музыки. Поддерживал нас до самой перестройки...

— Работали с Темиркановым и ушли в свободное плавание?

— Как у нас шутят: бросил музыку и стал дирижером... Еще когда я учился на скрипача, был концертмейстером студенческого оркестра. И однажды случай (опять случай!) заставил меня встать за пульт. До сих пор помню это ощущение: будто звучание оркестра приподнимает тебя над пультом. И оно, это чувство, осталось со мной на всю жизнь.

— Дирижируя, вы что-то меняете в партитуре, корректируете автора, как это нередко случается в современном театральном мире?

— В допустимой степени. Иногда дирижер, следуя интуиции, угадывает точнее самого композитора, что он хотел высказать в конкретном месте. Если же вы имеете в виду «корректуру», подобную той, что сейчас модна на театре — ставить спектакль «по мотивам пьесы Чехова», где от самого Антона Павловича мало что остается, то я этого не понимаю и не принимаю. У классической музыки нет и не должно быть «по мотивам».

— На ваш взгляд, в споре поклонников музыки классической и музыки легкой у кого сегодня больше шансов?

— А что значит «легкая» музыка? У Чайковского в одной части Четвертой симфонии звучит балетная мелодия, на что Петру Ильичу указал его ученик Танеев. И услышал в ответ: «Я этого не понимаю, для меня музыка либо хорошая, либо нет». Из всех искусств классика наиболее чувственна. Потому что идет не через мозг, а сразу в душу. Это проверено веками и поколениями слушателей. А иначе и Моцарта, Бетховена, Чайковского давно бы уже позабыли.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5828
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5481
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

В Государственном литературном музее открылась выставка к 150-летию первого наркома народного просвещения Анатолия Луначарского

: Дина Егорова
Труд
1927 год, Женева. Луначарский на снимке - в центре. Фото: Scherl, globallookpress.com

В Государственном литературном музее открылась выставка к 150-летию первого народного комиссара просвещения Советской России, переводчика, критика и искусствоведа Анатолия Луначарского — одной из самых загадочных...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?