Согласно опросу SuperJob, самыми счастливыми в России ощущают себя жители Самары, за ними следуют ростовчане и краснодарцы. А вот в Москве, несмотря на относительно высокие заработки, уровень удовлетворенности жизнью оказался самым низким — на уровне Челябинска. Получается, ощущение счастья дают не новые ветки метро и бесконечная смена бордюров. А что же тогда нам нужно?
Виктор Ерофеев, писатель
— Ну просто не принято в провинции жаловаться. Люди там скромнее в своих желаниях и требованиях. В Самаре, Краснодаре и Ростове-на-Дону свою роль играют и природные красоты, и мягкий южный климат с солнечными днями и теплом. А в столицах у горожан и запросы выше, и климат угрюмый, недобрый. Еще Ключевский писал, что русский характер переменчив, поскольку погода не обещает гарантированного урожая. Однако, добавлю от себя, подобная переменчивая погода способствует творчеству. А оно — один из главных компонентов моего счастья. Вместе с дочкой, близкими и читателями.
Дмитрий Аграновский, адвокат
— История показывает: ярко выраженное недовольство, переходящее в революции, всегда вспыхивает в столицах, хотя уровень жизни там повыше, чем в провинции. Для меня счастье — это уверенность в завтрашнем дне, спокойствие, отсутствие тревоги за детей. Сейчас этого и близко нет — ни у меня, ни у моих близких и знакомых. Не всегда эти ощущения зависят от достатка, иногда они достаются просто так, даром. Скажем, у кубинцев есть все, ради чего жители стран с суровым климатом вкалывают месяцами и годами: прекрасные пейзажи и море. Между тем неподалеку от Кубы находится Гаити. Пейзажи вроде те же, а люди беднее и в массе своей несчастливы, и продолжительность жизни ниже. И в завершение отмечу: мои старшие родичи, как мне вспоминается, были на порядок счастливее нас. На каждый праздник собирались по 20-30 человек, выпивали, смеялись, пели песни. Те поколения умели работать, отдыхать и общаться. А сейчас порядка 40% домохозяйств — одиночки. И нынешняя демографическая ситуация, и утрата навыков общения не повод для радости.
Константин Калачев, политолог
— Результаты опроса подводят нас к нехитрому выводу: мол, не в деньгах счастье. Удивительным образом такой опрос провели аккурат перед региональными выборами. Совпадение? Вообще подобные исследования вызывают у меня недоумение, потому что счастье — слишком хрупкая материя. По ВЦИОМу, 80% россиян считают себя счастливыми. Но на улице и в метро я обилия счастливых лиц не наблюдаю. И все разговоры о счастье разбиваются, когда людям задают конкретные, приземленные вопросы. Скажем, хватает ли денег на жизнь? Половине не хватает. А можно ли быть счастливым, если не живешь, а выживаешь? Мои знакомые из Самары тоже оценивают свою жизнь без восторгов. Это город нереализованных возможностей. Так что у меня к исследованию SuperJob больше вопросов, чем ответов.
Ирина Волынец, уполномоченный по правам ребенка в Татарстане
— Уровень счастья определяется многим: тут и достаток, и мир в семье, и дети, и экология, и количество солнечных дней в году. Кстати, про солнце: именно южные города дают самый высокий процент счастливых людей, что и показывает опрос, на который вы ссылаетесь. Весь секрет в выработке витамина D. Неслучайно жители Италии и Испании в рейтингах счастья опережают население северных стран, хотя у тех же скандинавов уровень жизни выше. Впрочем, нормальное здоровье — это уже повод для радости. А быть рядом с любимым человеком, видеть, как растут ваши дети, иметь возможность заниматься любимым делом — разве это не счастье?