- Судя по тому, как фанфарная тема из "Холмса" проросла в жизнь, даже раздается из мобильников, - вы должны быть очень богатым человеком.
- Не настолько, как вам кажется. В нашей стране охрана авторских прав только начала становиться на ноги, как ее свалил интернет, откуда запросто можно скачивать МР3. Надо все отслеживать самому: ТВ, радио, мобильники... У меня нет времени держать в памяти всю эту фигню.
- За плечами большая жизнь - в какую ее пору хотелось бы вернуться?
- Я благодарен людям, оставившим в ней след. Араму Ильичу Хачатуряну, в чьем классе учился. Моему другу Коле Каретникову, который первым сказал моему отцу, что мне надо бросать инженерную специальность и сосредоточиться на композиции. Режиссеру Сергею Юткевичу, который привел меня в кино. Юлику Киму - за стихи, Лене Камбуровой - за пение романса "Не покидай меня, весна". Писателю Курту Воннегуту - светлому человеку, на чью "Бойню номер пять" Миша Левитин ставил в Театре Армии спектакль "Странствия Билли Пилигрима".
Но возвращаться ни в какую пору мне не хочется. Мне хотелось бы увидеть пору, когда композитор мог бы жить своим творчеством. Вы знаете, что не было бы такого балета - "Анюта", если бы кинорежиссер Белинский не пришел однажды к Валерию Гаврилину и силком не вытащил партитуру, которую этот гениальный композитор писал себе в стол, зная, что это никого не интересует.
- Непраздничное у вас настроение.
- Не вижу повода для праздника. В музыке господствует так называемый малый формат, трехминутка. Этому поспособствовали и Пугачева, и даже люди вроде Спивакова, которые превратили в попсу саму классику, играя всяческие попурри и обработки. Это неслучайно. Мировая экономическая элита заинтересована, чтобы мысли человека умалялись, укорачивались, как у Буратино. Людей с коротенькими мыслями легче одурять, устраивать им искусственные экономические кризисы, обирать и выбрасывать на улицу. Я даже выработал формулу: какую музыку вы слушаете, столько вы и стоите.
- Что у вас сегодня на письменном столе?
- Предпочитаю рассказывать о работах, когда они уже близятся к завершению. Например, моя новая опера "Ревизор" исподволь зрела в голове. Я даже написал статью о двух архетипах мировой литературы - Ревизоре и Гамлете. Оказалось, Хлестаков - тот же Гамлет, только ставший героем зловещего анекдота. Дальше оставалось сесть и быстро написать партитуру.
Досье
Владимир Дашкевич, Композитор
Родился 20 января 1934 года в Москве. В 1938 году отец Владимира был репрессирован. В 1950-х окончил Московский институт тонкой химической технологии. Работал инженером, посещал семинар при Союзе композиторов СССР. В 1962-м окончил Институт имени Гнесиных (класс Арама Хачатуряна). Автор опер "Клоп" и "Ревизор", мюзикла "Солдат Чонкин", симфонии "Жить не по лжи" (по Солженицыну), музыки к 95 художественным фильмам, в числе которых "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона", "Бумбараш", "Пеппи Длинныйчулок", "Зимняя вишня", "Собачье сердце".
