Главная Культура 00:18 20 Декабря 2019 2098
«Дылда» смотрит свысока

Наше кино не заработало в уходящем году денег, зато пережило минуту славы

Леонид Павлючик
Фильм «Дылда» вошел в оскаровский шорт-лист. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Российский фильм с большим отрывом от конкурентов возглавил рейтинг самых кассовых фильмов уходящей недели. Им стал «Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел — 2» — экранная версия комедийно-криминального сериала канала ТНТ. При бюджете 45 млн рублей лента за первый уик-энд собрала 372 млн — в 8 раз больше. Редкостный финансовый прорыв на исходе года.

«Нам нужно либо денег, либо славы — а лучше и того и другого» — так определила задачи киноотрасли глава департамента кинематографии Министерства культуры РФ Ольга Любимова в одном из своих интервью. Что ж, попробуем подойти к оценке итогов киногода с этих бескомпромиссных позиций...

С деньгами, скажем сразу, традиционно не получилось. То, что удалось «Полицейскому с Рублевки», не удалось подавляющему большинству наших фильмов, которые чаще всего проваливались в прокате, не окупая и близко затрат на свое производство. Нынешний год подарил в этом смысле еще и своеобразный антирекорд. Едва ли не самым громким кассовым провалом последних лет обернулся выход на экраны российско-китайской ленты «Тайна печати дракона». На производство дорогостоящей сказки с Арнольдом Шварценеггером и Джеки Чаном потратили 2,3 млрд рублей, в прокате картина заработала только 333,5 млн.

Прибыльными в этом году станут от силы 10 фильмов. В том числе «Т-34», «Алла Пугачева. Тот самый концерт», «Бабушка легкого поведения — 2», «Любовницы», «Громкая связь», «Текст», «Верность», «Семь ужинов». По расчетам аналитика кинобизнеса Сергея Лаврова, доля российского кино в прокате, даже с учетом потенциальных кассовых хитов — исторического блокбастера «Союз Спасения», фантазийного боевика «Холоп» и анимационной ленты «Иван Царевич и Серый Волк», которые выйдут на экраны под самый конец года, — вряд ли перевалит за отметку в 20%. В прошлом году, напомню, эта самая доля подбиралась к 30%.

Другими словами, если в 2018 году практически каждый третий билет был куплен на российский фильм, то нынче — только каждый пятый. И это притом что количество якобы вышедших на экраны российских картин выросло. В прошлом году их было 130, в этом — уже 148, а по другим оценками — даже 168. И куда они делись, где теряются в прокате неразличимые следы? Основную кассу в наших кинотеатрах опять срубили зарубежные фильмы, не всегда, кстати, высокого качества. Министр культуры Владимир Мединский на днях в сердцах назвал подобную продукцию «откровенно дешевой шнягой», на которую покупается молодежь, и пообещал переломить эту нездоровую ситуацию. Но внятной стратегии по защите и поддержке национального кино не обнародовал.

В сложившейся ситуации российский кинематограф выживает как умеет. И если у нас никак не получается научиться зарабатывать на кино деньги (в зарубежном прокате все наши фильмы собрали чуть больше 40 млн долларов — столько порой зарабатывает в России один голливудский хит), то авторское, фестивальное кино мы снимать не разучились. И что касается славы для нашего кино, о которой мечтала Ольга Любимова, то ее в этом году все-таки удалось стяжать.

Все началось еще с Каннского фестиваля, где в программе «Особый взгляд» были показаны два наших фильма — лирическая драма «Однажды в Трубчевске» Ларисы Садиловой и «Дылда» Кантемира Балагова, рассказывающая о жизни контуженных войной женщин-фронтовичек в послевоенном Ленинграде. Обе ленты, кстати, сняты без господдержки, на частные инвестиции. «Дылда» в итоге стала нашим главным международным хитом. Она была удостоена в Каннах приза за режиссуру и приза ФИПРЕССИ, а затем показана на фестивалях в Лондоне, Торонто, Сан-Себастьяне, Нью-Йорке, завоевала Гран-при в Женеве.

А буквально на днях «Дылда» вошла в шорт-лист «Оскара» в номинации «Лучший международный художественный фильм» — наряду с картинами из Чехии, Испании, Франции, Польши, Сенегала, Южной Кореи, Венгрии. Попасть в десятку главных фильмов года уже большой успех, который не так часто выпадает на долю нашего кино. Теперь «Дылда» поборется за выход в пятерку оскаровских номинантов, которая будет объявлена 13 января будущего года. К этому времени картина появится в прокате США, что значительно увеличит ее шансы на оскаровское золото.

Это, впрочем, не отменяет неоднозначного отношения к картине на родине. Консенсус относительно исторической достоверности и художественных достоинств «Дылды» в нашей разодранной идейными баталиями стране не сложился. Оппоненты «Дылды» (к которым, не скрою, принадлежу и я) усматривают в картине элементы расчетливого следования авторов фестивальной конъюнктуре с умело имплантированными в ткань фильма модными нынче темами эвтаназии, однополой любви, суррогатного материнства. Да и наши зрители, несмотря на возникший вокруг картины ажиотаж, на «Дылду» в массовом порядке не пошли: в России ее посмотрели только 100 тысяч человек. Но эти споры, которые возникают едва ли не после каждого острого, яркого фильма, как мне кажется, не должны помешать всем нам порадоваться за международный успех представителя российского кино.

Тем более что не «Дылдой» единой. В оскаровский шорт-лист вошли также замечательный анимационный фильм Константина Бронзита «Он не может жить без космоса» (уже третья попытка автора взять «Оскар») и документальная лента «Акварель» Виктора Косаковского — философская поэма о воде, ее форме и роли в жизни человечества. Сразу три фильма российских авторов в оскаровском шорт-листе — такого в истории нашего кино еще не было! Этим творческим прорывом, а не финансовыми провалами и запомнится нам уходящий киногод.

P. S. Кроме «Дылды», которая теперь, что называется, обязательна к просмотру всем, кто следит за современным кино, предлагаю свой субъективный список лучших российских фильмов года. Итак, в алфавитном порядке: «Айка» Сергея Дворцевого, «Большая поэзия» Александра Лунгина, «Братство» Павла Лунгина, «Верность» Нигины Сайфуллаевой, «В Кейптаунском порту» Александра Велединского, «Воскресенье» Светланы Проскуриной, «Грех» Андрея Кончаловского, «Керосин» Юсупа Разыкова, «Мальчик русский» Александра Золотухина, «Надо мною солнце не садится» Любови Борисовой, «Однажды в Трубчевске» Ларисы Садиловой, «Простой карандаш» Натальи Назаровой, «Сквозь черное стекло» Константина Лопушанского, «Текст» Клима Шипенко, «Француз» Андрея Смирнова.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 10123
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5882
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 5397
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 5385
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?