Даже в такой звездной жизни, как у Хосе Каррераса, есть еще не взятые вершины. Одну из них легендарный певец покорил в минувшие выходные: впервые вышел на сцену Мариинского театра, представив современную европейскую оперу. «Судья» — партитура, написанная австрийским композитором Кристианом Колоновицем для всемирно знаменитого каталонца.
До этой работы тенор не выходил в театральных постановках восемь лет. Мировая премьера «Судьи» состоялась в апреле 2014-го в театре Арриага в Бильбао, в августе последовали три представления на Тирольском фестивале в австрийском городе Эрле. И вот два спектакля в Петербурге.
Кристиан Колоновиц прославился в 70-80-х годах XX века работой с Boney M., Eruption, Scorpions и другими поп-звездами. «Судья» — опера с плотной оркестровкой и с глубиной настоящей психологической драмы — написана специально для дона Хосе.
В центре сюжета трагические события Испании времен Франко: тогда по приказу диктатора у родителей-республиканцев похищали детей и отдавали на усыновление в семьи, лояльные к режиму. Отсюда второе название оперы — «Похищенные дети». Судья Федерико Рибас — Каррерас решает главный в своей жизни вопрос: подписывать или нет разрешение на рассекречивание документов из архивов католической церкви, чтобы правда стала всеобщим достоянием, а разлученные могли воссоединиться.
На спектакль, созданный испанской творческой группой (режиссер Эмилио Саджи и неизменный спутник дона Хосе — дирижер Давид Хименес, его племянник), в Петербург вместе с Каррерасом приехали лишь двое из солистов — участников премьеры: Карло Коломбара (Моралес, противник раскрытия архивов) и Ана Ибарра (настоятельница монастыря, где воспитывался будущий судья Рибас). Партию журналистки Паолы, влюбленной в Гарсию (он инициирует развитие истории и в финале погибает), исполняла итальянка Глэдис Росси. Роль же Альберто Гарсии досталась солисту Мариинского театра Станиславу Леонтьеву, которому было затруднительно составить равный дуэт как артистически, так и психологически с главным героем вечера.
Хосе Каррерас как никто из оперных певцов трезво понимает свои возможности. И всегда находит для себя что-то яркое, но не допускающее грустного сравнения с его выступлениями 30-летней давности. Образ своего героя он делает сравнимым по мощи и страстности с Элеазаром из оперы «Жидовка» Галеви: поет с поистине феноменальной само-отдачей, достойной великого исполнителя.
Голос
Хосе Каррерас
— Исполняя партию cудьи, я пользуюсь шансом выразить свое отношение к одной из самых трагических страниц испанской истории, волнующей и меня лично. Ради этого я вернулся на оперную сцену. И мне особенно важно представить этот спектакль в России, пережившей, как и Испания, эпоху тоталитаризма в прошлом веке. Я очень взволнован этим моментом. К тому же петь в Мариинском театре — на первой ли его сцене или на второй, это неважно — очень престижно и ответственно. Надеюсь, эта опера будет интересна и для российской публики. Музыка вызывает желание обучаться чему-то новому. А современное оперное произведение дает возможность быть эмоциональным, к чему мы, артисты, всегда стремимся.
И еще хочу сказать: я потрясен трагическим известием о кончине Елены Образцовой. Елена была фантастической актрисой и певицей, великолепной партнершей по сцене. Мы очень часто пели вместе — «Аиду», «Дон Карлоса» и, конечно, «Кармен». И всегда это было радостно, незабываемо. Она была выдающейся личностью, буквально фонтанировала жизнелюбием и оптимизмом. Очень трудно передать на словах то редкое ощущение, что исходило и на сцене, и в жизни от совершенно необыкновенной энергетики Елены. Я скорблю. Мне очень грустно. Уверен: она останется в наших сердцах. Образцова — «певица forever»! И свое выступление в Петербурге я посвящаю памяти прекрасной Елены Образцовой.
